Таможенный кодекс евразэс вступил в силу. Таможенный кодекс еаэс

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза вступил в силу c января этого года. В данной статье расскажем, что изменилось в кодексе, какие в него внесены уточнения и упрощает ли это прохождение таможенного контроля.

1 января 2018 года вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) от 11 апреля 2017 года.

До этого все пять стран Евразийского экономического союза (Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Республика Армения и Республика Кыргызстан) ратифицировали Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС и направили в Евразийскую экономическую комиссию уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления международного договора в силу.

Одновременно со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года прекратил действие Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, а также целый ряд международных соглашений, регулировавших таможенные правоотношения и заключенных на этапе Таможенного союза.

ТК ЕАЭС заменил принятый в 2009 году Таможенный кодекс Таможенного союза, (ТК ТС) в который на момент подписания входили Россия, Казахстан и Белоруссия. Основными недостатками старого ТК ТС было то, что, во-первых, большинство полномочий таможенных органов передавалось на национальный уровень, а это порождало различия в проведении таможенных процедур и механизмах взимания платежей; а во-вторых, кроме самого ТК ТС в рамках ЕАЭС действовали более 20 международных соглашений, положения которых иногда содержали в себе ряд противоречий. Поэтому разработка нового кодекса и его подписание должны послужить решению назревших проблем и упростить таможенные процедуры на территории ЕАЭС. Рассмотрим основные нововведения и отличия кодексов.

Новый таможенный кодекс стал объёмнее

Новый Таможенный кодекс стал существенно объёмнее - почти в три раза. Также новый кодекс включает в себя 61 главу вместо 50 в старом кодексе. Это произошло потому, что большая часть имеющихся на дату вступления в силу ТК ЕАЭС международных договоров между странами - участницами ЕАЭС нашли своё место в новом кодексе. В отличие от старого новый кодекс не имеет деления на общую и специальную части. Также в новом кодексе 9 разделов (вместо 8 в старом кодексе). Последний раздел посвящён переходным положениям, которые указывают, как действовать, если на момент вступления в силу ТК ЕАЭС ещё не начнут действовать дополнительные решения Евразийской экономической комиссии.

Установлены конкретные сроки и формы предварительного информирования таможни о прибытии товара

Для получения таможенными органами сведений о товарах, планируемых к перемещению через таможенную границу Союза, для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, до прибытия товаров на таможенную территорию Союза в новом кодексе предусмотрено обязательное представление предварительной информации о прибывающих товарах на всех видах транспорта . В отличие от старого кодекса ТК ЕАЭС устанавливает конкретный срок представления предварительной информации, то есть не менее чем за два часа до перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Предварительная информация теперь имеет два вида:

  • информация, которая будет представляться в обязательном порядке для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;
  • информация для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля, которая будет представляться по желанию участника ВЭД.

По новым правилам предварительная информация может представляться в виде электронного документа с использованием ресурсов сети Интернет, путём взаимодействия информационной системы таможенного органа и информационных систем лиц, представляющих предварительную информацию, и (или) иным способом, определяемым Комиссией .

Установлена подача документов для таможенных операций через единое окно

Согласно положениям старого кодекса , лица, определяемые ТК ТС, обязаны были представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров.

Теперь если сведения о таких документах необходимы таможенным органам для совершения таможенных операций, то они могут быть получены ими из информационных систем таможенных органов, а также из других информационных систем государств ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия. Для этого лица, определённые ТК ЕАЭС, указывают сведения об этих документах в таможенной декларации .

То есть документы для таможенных операций при их регистрации будут подаваться один раз и отображаться в информационной системе таможенного органа каждого из государств ЕАЭС. Когда эти документы необходимо будет предъявить таможенным органам другого государства ЕАЭС, достаточно будет указать сведения о них в таможенной декларации.

Определён приоритет электронного декларирования

Если согласно старому кодексу таможенное декларирование могло производиться как в письменной, так и (или) электронной формах , то в ТК ЕАЭС письменное декларирование товаров возможно лишь в отдельных случаях , а именно:

  • при процедуре таможенного транзита;
  • в отношении товаров для личного пользования;
  • в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
  • в отношении транспортных средств международной перевозки;
  • при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, в соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 105 ТК ЕАЭС;
  • в иных случаях, определяемых Комиссией и законодательством государств-членов о таможенном регулировании в случаях, предусмотренных Комиссией.

В остальном же применяется только электронное декларирование .

В ТК ЕАЭС предусмотрена возможность применения письменной формы таможенного декларирования ещё и в случае отсутствия у таможенного органа возможности обеспечить реализацию декларантом таможенного декларирования в электронной форме в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и сети Интернет), отключением электроэнергии . Хотим отметить, что, согласно положениям старого кодекса, технический сбой в системе таможенных органов не являлся основанием для подачи декларации в письменной форме. В связи с этим декларант вынужден дожидаться устранения технических неполадок, так как подать ту же ДТ в письменной форме не допускалось ТК ТС.

Декларирование товаров теперь осуществляется без представления подтверждающих документов

ТК ЕАЭС существенно упрощает процедуру декларирования товаров, отменяя правило, установленное ТК ТС о том, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация . Новым кодексом установлена норма, в соответствии с которой документы, подтверждающие сведения, заявленные в электронной таможенной декларации, не представляются таможенному органу при её подаче .

Но тем не менее документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, оговорённых в кодексе .

Декларирование и выпуск товаров производится автоматически без участия человека

Ранее таможенные операции, согласно положению ТК ТС, совершались должностными лицами . То есть поместить товар под таможенную процедуру и выпустить его на внутренний рынок или экспортировать либо отказать в регистрации мог только живой человек - должностное лицо. ТК ЕАЭС установлена возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией декларации и выпуском товаров, автоматическими информационными системами таможенных органов .

Сокращено время регистрации декларации и сроков выпуска товаров

По старому кодексу, регистрация декларации таможенным органом после подачи декларантом или отказ в её регистрации осуществлялся в срок не более двух часов с момента её подачи . Новый кодекс сокращает эту процедуру до одного часа рабочего времени .

Также существенно сокращён срок выпуска товаров. Согласно старому кодексу выпуск товаров должен был быть завершён таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днём регистрации таможенной декларации . ТК ЕАЭС сокращает этот срок в шесть раз. Теперь выпуск товаров должен быть произведён в течение четырёх часов с момента регистрации таможенной декларации . Однако это правило действует в том случае, если не были запрошены документы для таможенного и иных видов контроля либо декларант обратился в таможенный орган с мотивированным обращением об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации . Если же какие-то документы запросили, то срок выпуска будет составлять, как и в старом кодексе, не позднее одного дня. При этом в новом кодексе останется прежняя норма о том, что в определённых случаях срок выпуска может продлеваться до десяти рабочих дней .

Изменения (дополнения) в таможенную декларацию теперь могут быть внесены декларантом до выпуска товаров

Согласно положениям ТК ЕАЭС условие о внесении изменений в декларацию, если они не повлияют на решение о выпуске товаров или на пересмотр суммы таможенных платежей, которое присутствовало в ТК ТС, исключено. Вместо него указано, что сведения в декларации могут быть изменены (дополнены) до выпуска товаров, если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не запросил документы и (или) сведения в рамках проведения проверки документов до выпуска товаров . Следовательно, по новому законодательству декларант сможет вносить изменения в декларацию касательно таможенной стоимости товаров при условии, что таможенный орган не запросил документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров.

Отсрочка уплаты таможенных пошлин предоставляется на срок не более одного месяца

Общие условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных пошлин, налогов были установлены ТК ТС , а основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определялся международным договором государств - членов Таможенного союза.

В новом кодексе введены положения о сроках и основаниях предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин. Отсрочка уплаты ввозных таможенных пошлин с уплатой процентов за отсрочку уплаты ввозных таможенных пошлин предоставляется на срок не более одного месяца со дня, следующего за днём выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления . В некоторых случаях можно пользоваться отсрочкой и до шести месяцев - в случаях обстоятельств непреодолимой силы, задержки плательщику ввозных таможенных пошлин финансирования из федерального (республиканского, государственного) бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа, поставки в рамках международных договоренностей или поддержки сельскохозяйственной деятельности .

Изменены формы и чётко определены меры таможенного контроля

Ранее таможенный контроль имел 12 разновидностей в зависимости от формы, в которой он осуществляется . Теперь форм таможенного контроля восемь :

  • получение объяснений;
  • проверка таможенных, иных документов и (или) сведений;
  • таможенный осмотр;
  • таможенный досмотр;
  • личный таможенный досмотр;
  • таможенный осмотр помещений и территорий;
  • таможенная проверка (камеральная таможенная проверка, плановая выездная таможенная проверка, внеплановаявыездная таможенная проверка, встречная внеплановая выездная таможенная проверка).

Но плюсом к формам таможенного контроля появились меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, которые частично состоят из бывших форм и способов таможенного контроля . Точно их поименовано тринадцать:

  1. Проводить устный опрос.
  2. Запрашивать, требовать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля.
  3. Назначать проведение таможенной экспертизы, отбирать пробы и (или) образцы товаров.
  4. Осуществлять идентификацию товаров, документов, транспортных средств, помещений и других мест.
  5. Использовать технические средства таможенного контроля, иные технические средства, водные и воздушные суда таможенных органов.
  6. Применять таможенное сопровождение.
  7. Устанавливать маршрут перевозки товаров.
  8. Вести учёт товаров, находящихся под таможенным контролем, совершаемых с ними таможенных операций.
  9. Привлекать специалиста.
  10. Привлекать специалистов и экспертов других государственных органов.
  11. Требовать совершение грузовых и иных операций.
  12. Осуществлять таможенное наблюдение.
  13. Проверять наличие системы учёта товаров и ведение учёта товаров.

Четырнадцатая мера устанавливается национальным законодательством государств-членов о таможенном регулировании в качестве иных мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

Новым кодексом регламентированы все 17 таможенные процедур

ТК ТС регламентировал четырнадцать таможенных процедур :

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства.

Кроме упомянутых, в старом кодексе были и другие процедуры, действие которых регулировалось отдельными нормативными актами. Так, международные соглашения регулировали свободную таможенную зону и свободный склад , а нашим национальным законодательством регулировалась специальная таможенная процедура, при которой отдельные категории товаров ввозились или вывозились с территории России без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений .

Новый кодекс теперь содержит и регулирует все 17 таможенных процедур. Также существенно увеличилось содержание раздела, посвящённого таможенным процедурам, и в нём теперь18 глав.

В новом ТК ЕАЭС уточнено, к каким товарам такая процедура применяется: товарам Союза либо иностранным товарам. Кодексом конкретизированы процедуры, которыми может завершаться либо приостанавливаться действие каждой из таможенных процедур.

Все таможенные процедуры имеют в кодексе одну структуру:

Условия помещения товаров под таможенные процедуры;

Условия использования товаров в соответствии с каждой таможенной процедурой. Отделены случаи приостановления, возобновления, прекращения и завершения действия таможенных процедур.

Кроме того, что сами процедуры стали более подробно расписаны, в них появились нововведения.

Так, для товаров, которые ввозятся по процедуре временного ввоза, расширен перечень случаев, когда допускается использование таких товаров без разрешения таможенных органов. Ранее допускалась передача временно ввезённых товаров во владение и пользование иному лицу для ремонта, обслуживания или с разрешения таможенного органа . Теперь допускается передача декларантом во владение и пользование иным лицам без разрешения таможенного органа временно ввезённой многооборотной тары; временно ввезённых товаров в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации), хранения, перевозки (транспортировки); временно ввезённых товаров в целях проведения испытаний, исследований, тестирования, проверки, опытов или экспериментов; временно ввезённых товаров в иных целях в случаях, определяемых Комиссией и (или) предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной . Также осталось условие о том, что в иных случаях передача декларантом временно ввезённых товаров во владение и пользование иным лицам допускается с разрешения таможенного органа либо в случаях, порядке и сроки, которые определяются Комиссией, после уведомления таможенного органа .

Отменено правило, по которому временно ввезённые товары с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов используются только в пределах территории государства Союза, где эти товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза .

Систематизированы положения деятельности лиц в сфере таможенного дела

В новом кодексе деятельности в сфере таможенного дела посвящён целый раздел . Каждому виду деятельности отведена отдельная глава:

Глава 54. Общие положения о деятельности в сфере таможенного дела.

Глава 55. Таможенный представитель.

Глава 56. Таможенный перевозчик.

Глава 57. Владелец склада временного хранения.

Глава 58. Владелец таможенного склада.

Глава 59. Владелец свободного склада.

Глава 60. Владелец магазина беспошлинной торговли.

Глава 61. Уполномоченный экономический оператор.

В этих главах даны углублённые нормы, касающиеся общих положений о деятельности лиц в сфере таможенного дела. При этом в перечень уже существующих видов деятельности добавили такой вид деятельности, как «Владелец свободного склада». Раньше он регулировался отдельным соглашением между странами.

Процедуры таможенного контроля для УЭО существенно упрощены

Согласно ТК ЕАЭС уполномоченный экономический оператор (УЭО) - это юридическое лицо государства - члена ЕАЭС, признанное таможенным органом уполномоченным экономическим оператором и включённое в реестр уполномоченных экономических операторов . Как видим, статус может получить только юридическое лицо государства - члена ЕАЭС, ранее компания могла быть нерезидентом .

Суть создания института УЭО заключается в предоставлении определённой категории лиц, пользующихся доверием таможенных органов, возможности использовать специальные упрощения: осуществлять временное хранение, а также таможенные операции, связанные с выпуском товаров в своих помещениях, на открытых площадках и иных территориях; выпуск товаров до подачи таможенной декларации и иные специальные упрощения.

К дополнительным привилегиям УЭО можно отнести следующие положения:

- Чем выше тип свидетельства УЭО, тем больше упрощений процедур контроля.

Особенности совершения отдельных таможенных операций и проведения таможенного контроля зависят от типа свидетельства уполномоченного экономического оператора . Каждое свидетельство имеет разный перечень специальных упрощений для деятельности УЭО. Свидетельство первого типа предполагает девять преимуществ , второго типа − десять , свидетельство третьего типа даёт право УЭО пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными для свидетельств первого и второго типа .

- Наличие свидетельства подтверждает низкий уровень риска и упрощает таможенный контроль.

C 1 января 2018 года вступает в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

Положения нового ТК ЕАЭС основаны на трех основных принципах: приоритет электронных технологий, отказ от предоставления подтверждающих документов и автоматический выпуск товаров.

В течение последних лет российское таможенное законодательство все больше ориентируется на международный опыт. Большинство нововведений в сфере таможенного регулирования направлено на упрощение таможенных процедур, улучшение делового климата и создание в России среды, привлекательной для инвестирования.

Россия продолжает пересматривать ставки ввозных таможенных пошлин согласно обязательствам, взятым перед Всемирной торговой организацией (ВТО). Параллельно продолжается работа по приведению товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в соответствие с новой редакцией Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, подготовленной Всемирной таможенной организацией.

Отмечаются значительные изменения в сфере взаимодействия двух основных фискальных органов - таможенной и налоговой федеральных служб, обеспечивающих формирование доходной части бюджета страны. Передача Федеральной таможенной службы в ведение Министерства финансов Российской Федерации, регулирующего деятельность Федеральной налоговой службы, была первым шагом в направлении унификации таможенного и налогового регулирования.

Уже сейчас активно развивается процесс интеграции информационных систем двух ведомств, что позволит повысить эффективность и качество таможенного и налогового администрирования.

На реализацию указанных задач направлен и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменит действующий Таможенный кодекс Таможенного союза.

ТК ЕАЭС, вступающий в силу с 1 января 2018 года, предусматривает, в частности, следующие основополагающие изменения: упрощение таможенных операций; приоритет электронного таможенного декларирования; новый подход к регулированию статуса уполномоченного экономического оператора - категории участников ВЭД, которым предоставляются специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством.

Новый Кодекс должен существенно упростить таможенные формальности и повысить эффективность сотрудничества между таможенными органами стран-членов ЕАЭС, благодаря использованию электронного документооборота и унификации таможенного регулирования. В то же время, более тесное сотрудничество между таможенными органами стран - членов ЕАЭС позволит им анализировать имеющуюся информацию, например, о таможенной стоимости идентичных/однородных товаров, ввозимых в разные страны ЕАЭС, а также усилить контроль за сделками, совершаемыми в рамках территории ЕАЭС, в том числе по линии валютного контроля. В результате упрощения таможенных операций и, в частности, сокращения сроков при таможенном декларировании и выпуске товаров, предполагается дальнейшее смещение таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап контроля после выпуска товаров.

Правовая основа для применений положений нового Таможенного кодекса формировалась в течение многих лет и приобрела особое значение в период согласования и утверждения его положений на наднациональном уровне.

Так, Решением Коллегии ЕЭК от 1 ноября 2016 года № 133 внесены дополнения в существующую процедуру отложенного определения таможенной стоимости. Ранее возможность отложенного определения таможенной стоимости допускалась исключительно для биржевых товаров. Теперь участники ВЭД смогут воспользоваться отсрочкой по определению таможенной стоимости товаров:

В отношении которых подлежат уплате лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, рассчитываемые на основании сведений, неизвестных на момент таможенного декларирования;

Часть дохода (выручки) от последующей продажи или использования которых прямо или косвенно причитается продавцу и рассчитывается на основании сведений, неизвестных на момент таможенного декларирования. Определение точной величины таможенной стоимости может быть отложено не более, чем на 15 месяцев с даты регистрации таможенной декларации.

ЕЭК также продолжает пересматривать ввозные пошлины на определенные категории товаров в рамках обязательств, взятых Россией перед ВТО. Так, Решением Совета ЕЭК № 40 от 16 мая 2016 года были снижены ставки ввозных пошлин на определенные виды бумаги, обуви, кондитерских изделий, рыбы, черных металлов, автомобилей, холодильного оборудования и строительных материалов. В соответствии с обязательствами России перед ВТО постепенное снижение таможенных пошлин ожидается до 2019 года.

С 1 января 2017 года вступили в силу существенные изменения в Единый таможенный тариф и Единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ЕАЭС («ТН ВЭД ЕАЭС»). Изменения были внесены в связи с принятием Всемирной таможенной организацией новой - шестой редакции Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.

Пересматриваются положения законодательства в сфере применения тарифных преференций. Решением Совета ЕЭК № 8 от 13 января 2017 г. утвержден список товаров, ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых будут снижены или обнулены ставки ввозных таможенных пошлин (вступит в силу с 28 августа 2017 г.).

Перечень товаров разработан в рамках реализации договоренностей IX Министерской конференции ВТО, направленной, в частности, на стимулирование торговли, обеспечение продовольственной безопасности для развивающихся стран и совершенствование механизмов поддержки наименее развитых стран. Список, подготовленный ЕЭК, включает как товары, по которым уже действуют тарифные преференции (преимущественно, продукты питания), так и новые товары, в отношении которых установлены тарифные преференции для наименее развитых стран (например, черные и цветные металлы, некоторые виды машиностроительной продукции). Список товаров в дальнейшем планируется расширять.

Рассмотрим наиболее значимые изменения и новшества, содержащиеся в новом таможенном кодексе ЕАЭС:

  1. Приоритет электронного декларирования, использование безбумажных технологий взаимодействия прямо закреплены в новом кодексе. Электронное таможенное декларирование станет основой для ускоренного прохождения таможенных формальностей и снятия бюрократических барьеров.
  2. Совершенствование процесса предоставления таможенным органам предварительной информации. По новому кодексу предварительную информацию можно подписывать электронной цифровой подписью и использовать для нескольких таможенных операций (например, как уведомление о прибытии, транзитная декларация, декларация на транспортное средство, а также как документ для помещения товаров на временное хранение). При этом закреплена обратная связь, о необходимости уведомления лица, которое подало предварительную информацию о результатах анализа такой информации. Кроме этого, предварительная информация может использоваться другими контролирующими органами, осуществляющими деятельность в пунктах пропуска, что, в свою очередь, значительно ускорит прохождение всего процесса контроля на границе.
  3. Сокращение сроков выпуска товаров с 1 рабочего дня до 4 часов рабочего времени.
  4. Расширение перечня товаров, для которых применяется выпуск до подачи декларации. Теперь в случаях, установленных национальным законодательством, для товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободного склада, свободной таможенной зоны может применяться выпуск до подачи декларации.

Аналогичная норма будет действовать для товаров, в отношении которых применяются инвестиционные преференции, а также для участников внешнеэкономической деятельности в статусе уполномоченного экономического оператора и лиц, перечень которых будет определяться Евразийской экономической комиссией.

  1. Преобразование института уполномоченных экономических операторов (УЭО). Расширен спектр специальных упрощений. Предусмотрено, что статус уполномоченных экономических операторов смогут получить практически все участники цепи поставок товаров (перевозчики, экспедиторы, владельцы складов, таможенные представители). Упрощения будут сгруппированы по трем типам свидетельств. Юридическое лицо вправе будет выбирать тип свидетельства (набор упрощений), который ему максимально подходит и условиям которого соответствует его деятельность.
  2. В целях гибкого регулирования деятельности таможенных представителей, в новом кодексе размер обеспечения уплаты платежей для таможенных представителей отнесен к компетенции Совета Евразийской экономической комиссии - это орган на уровне заместителей Премьер-Министров Сторон.

Одним из основополагающих нововведений ТК ЕАЭС является возможность подачи декларации на товары и транзитной декларации без предоставления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. Также закреплен принцип однократного представления контролирующим органам документов при совершении таможенных операций, в том числе связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием товаров, так называемый механизм «единого окна».

Электронное декларирование закладывает основу для дальнейшего внедрения новых таможенных технологий. Благодаря информационным системам таможенных органов будет возможно совершать таможенные операции, связанные с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически. При этом предусмотрена компетенция ЕЭК определять порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, отказом в выпуске, аннулированием выпуска товаров.

Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС содержит в три раза больше компетенций, переданных в ведение Комиссии ЕЭК, чем действующий Таможенный кодекс. Среди добавившихся полномочий ЕЭК - возможность инициировать разработку и принятие решений по определению классификации отдельных видов товаров. Раньше такие решения разрабатывались только по инициативе национальных таможенных служб.

Комиссия также будет определять особенности исполнения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, порядок совершенствования таможенными органами таможенных операций посредством информационных систем без участия инспектора, методы и особенности определения всех категорий товаров, образовавшихся на территории Союза в рамках таможенных процедур.

Кроме того, к компетенции ЕЭК отнесены нормы, которые сейчас регулируются международными соглашениями. Например, особенности перемещения товаров через таможенную границу Союза физическими лицами для личного пользования.

В ЕЭК ожидают, что все эти меры положительно скажутся на добросовестном бизнесе и снизят его издержки, при этом экспорт возрастет, а импортировать товары станет проще благодаря применению мирового опыта и исключению «человеческого фактора».

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Накануне он был ратифицирован в пятой стране ЕАЭС - Киргизии.

Новый документ сменил действовавший с 2010 года кодекс Таможенного союза. Он проводит принцип "электронной таможни" и максимального отказа от "бумаги". "В нем прописано, что для прохождения товара достаточно только таможенной декларации, а предоставление документов, на основании которых она заполнена, не обязательно", - рассказал "Российской газете" министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Мукай Кадыркулов.

Потребовать сопроводительные документы таможенники смогут только в том случае, если сработает система управления рисками. Она основана на форматно-логическом контроле.

"При прохождении таможенного оформления внимание уделяется стране происхождения (особенно если поставки из нее обладают какими-то преференциями по таможенным платежам), отправителю, графе стоимости, коду товара и так далее, - поясняет Мукай Кадыркулов. - В Кодексе мы фактически отдали контроль на откуп информационных технологиям. Все решения - начиная от регистрации декларации и заканчивая выпуском товаров в свободное обращение - будет принимать компьютер, а не человек. Нужны ли дополнительные проверки и, если нужны, то в какой именно форме, - это тоже будет решать информационно-аналитическая система, а не конкретный таможенный инспектор. Если система срабатывает, автоматически идет запрос - требование предоставить сертификат страны происхождения или другие данные".

Кроме того, резко сокращается срок выпуска товара. Он составлял один рабочий день, следующий за днем регистрации декларации, и лишь для некоторых случаев - четыре часа.

Таможенники потребуют документы на груз только при срабатывании системы управления рисками

"В новом кодексе отмечается, что выпуск должен быть завершен в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации, если, повторюсь, не сработала система управления рисками, - говорит Мукай Кадыркулов. - Это тоже та норма, которую бизнес требовал оформить законодательно. На самом деле сегодня порядочный участник внешнеэкономической деятельности даже не часы, а иногда минуты тратит на оформление. Но мы закрепили в документе, что четыре часа. Опять-таки, если не сработала система управления рисками. Например, если фирма-однодневка показывает, что данный товар стоит у нее сущие копейки, тогда возникают вопросы и могут быть затребованы документы для подтверждения".

Таким образом, таможенный контроль переносится в основном на этап после выпуска товаров. Предоставив обеспечение уплаты таможенных платежей, участник внешнеэкономической деятельности сможет распоряжаться ввезенным товаром до завершения проверки необходимых документов.

Важно, что до того момента, пока система управления рисков не запросила документы в подтверждение заявленных в декларации сведений, а таможенный инспектор не уведомил о месте и времени таможенного досмотра, участник внешнеэкономической деятельности сможет внести изменения в уже поданную декларацию. До этого изменения были возможны только в том случае, если они не влияют на решение о выпуске товаров или на пересмотр суммы таможенных платежей.

Новый кодекс разрешает не представлять контролирующим органам сведения, которые должностные лица могут "достать" из своей системы. Это избавит предпринимателей от подачи одних и тех же документов таможенникам, транспортникам, фитосанитарам, ветеринарам и т.д. по очереди. Они смогут делать свои проверки одновременно.

ТК ЕАЭС предоставляет всем участникам внешнеэкономической деятельности возможность воспользоваться отсрочкой по уплате таможенных платежей с процентами. В ряде случаев повременить с уплатой, в том числе и без начисления процентов за отсрочку, можно будет и до шести месяцев - в случае форс-мажора, поставок в рамках международных договоренностей или поддержки сельскохозяйственной деятельности.

Федеральная таможенная служба организовала "горячие линии" во всех регионах для разъяснения вопросов, которые могут возникнуть в связи со вступлением в действие ТК ЕАЭС. Телефоны указаны на

Аннотация
В данной статье рассмотрено вопросы таможенного регулирования торговли нефтью и нефтепродуктами в пределах стран Евразийского экономического союза. Раскрыто особенности Таможенного кодекса ЕАЭС в части регулирования торговли нефтью и продуктами нефтепереработки. Рассмотрено вопросы унификации нормативно-правовой базы — приведения национального законодательства в соответствие с нормами, принятыми на уровне союза.
Ключевые слова: таможенное регулирование, торговля нефтью и нефтепродуктами, Таможенный кодекс ЕАЭС, регулирование рынка нефти и нефтепродуктов
В течение последних нескольких лет российское таможенное законодательство все больше ориентируется на международный опыт. Большинство нововведений 2016 — начала 2017 года в сфере таможенного регулирования было направлено на упрощение таможенных процедур, улучшение делового климата и создание в России среды, привлекательной для инвестирования. В частности, странами-членами Евразийского экономического союза был подписан Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который должен вступить в силу не ранее 1 июля 2017 года. Россия продолжает пересматривать ставки ввозных таможенных пошлин согласно обязательствам, взятым перед Всемирной торговой организацией.
При формировании в 2010 г. Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана была создана единая таможенная территория, а товары из третьих стран стали облагать таможенными пошлинами на границе ТС. Одновременно каждый участник оставил за собой право самостоятельно определять размер экспортных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты, которые взимаются при экспорте в третьи страны и не уплачиваются при торговле между участниками интеграционного объединения. Таможенное регулирование торговли нефтью и нефтепродуктами в пределах стран Евразийского экономического союза ныне реализуется на базе двусторонних и многосторонних соглашений. Однако 11 апреля 2017 года в Москве был подписан Договор о создании Таможенного кодекса ЕАЭС, который вводит на территории союза единые нормы и принципы таможенного регулирования.
Вступление документа в законную силу произойдет только после проведения всеми странами участницами комплекса внутригосударственных процедур, ориентированных на введение общего механизма регулирования торговых отношений между странами (в том числе и по торговле нефтью). Ориентиром для введения документа в законную силу установлено 1 июля 2017 года.
Таможенный кодекс ЕАЭС состоит из 9 разделов и 61 главы. Он содержит не только правила перемещения товаров через границы государств-членов союза, но также и порядок взаимодействия таможенных органов государств-членов ЕАЭС при взыскании таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, перечень сведений для обмена информацией на регулярной основе, а также перечень международных договоров, прекращающих действие.
В общем виде регулирование общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС основывается на соблюдении баланса экономических интересов стран-участниц и включает в себя:
регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов;
антимонопольное регулирование;
таможенно-тарифное регулирование;
налоговое регулирование;
регулирование срочного рынка (биржевого и внебиржевого);
техническое регулирование;
регулирование биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами.
В рамках указанных направлений предусмотрены принятие нормативно-правовых актов странами-участницами ЕАЭС, формирование государственной политики, направленной на создание условий функционирования общих рынков нефти, координация реализации совместных проектов специальными межгосударственными органами регулирования.
Что касается вопросов таможенного регулирования торговли и транзита нефти и нефтепродуктов, то согласно нормам товарной номенклатуры ВЭД, используемой в рамках ЕАЭС эти продукты отнесены к группе 27 («Минеральные продукты»), которые включают в себя:
2709 ТН ВЭД — сырую нефть и нефтепродукты;
2710 ТН ВЭД — продукты переработки нефти, содержащие не менее 70% нефтяного сырья, а также отработанная нефть (нефтепродукты, непригодные для дальнейшего использования, шлам, водные эмульсии и смеси).
Нефть и нефтепродукты, отнесенные к товарным группам 2709-2710 ТН ВЭД, в пределах союза регулируются такими тарифными методами, как:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
4) таможенные сборы.
Все перечисленные выше платежи определяются национальным законодательством стран-участниц. Так, на территории РФ с таких товаров не взимается акцизный налог, однако они облагаются НДС по ставке 18%.
Согласно положениям нового Таможенного кодекса ЕАЭС, ориентированного на упрощение процедур торговли между странами. Кодекс предусматривает, в частности, следующие изменения:
упрощение таможенных операций;
введение электронного документооборота; приоритет электронного таможенного декларирования – декларирование на бумажных носителях будет разрешено в исключительных случаях;
новый подход к регулированию статуса уполномоченного экономического оператора (далее – «УЭО») – категории участников ВЭД, которым предоставляются специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством.
в соответствии с Кодексом УЭО будут классифицироваться по трем категориям в зависимости от установленных критериев, перечень упрощений по которым будет различаться;
предусматривается возможность принятия таможенными органами предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости при условии, что соответствующие положения установлены законодательством государств-членов ЕАЭС.
В связи с тем, что возможность выдачи предварительных решений поставлена в зависимость от изменения соответствующего национального законодательства, в настоящий момент трудно предсказать, будут ли на практике выдаваться такие решения.
Таким образом, новый Кодекс должен существенно упростить таможенные формальности и повысить эффективность сотрудничества между таможенными органами стран-членов ЕАЭС, благодаря использованию электронного документооборота и унификации таможенного регулирования. В то же время, более тесное сотрудничество между таможенными органами стран- членов ЕАЭС позволит им анализировать имеющуюся информацию, например, о таможенной стоимости идентичных/однородных товаров, ввозимых в разные страны ЕАЭС, а также усилить контроль за сделками, совершаемыми в рамках территории ЕАЭС.
В результате упрощения таможенных операций, в частности, сокращения сроков при таможенном декларировании и выпуске товаров, предполагается смещение таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап контроля после выпуска товаров, что, с большой долей вероятности, потребует от бизнеса усиления процедур внутреннего контроля за таможенными операциями в целях снижения потенциальных таможенных рисков.
Стоит отметить, что в настоящее время в рамках ЕАЭС базой для исчисления ввозных и вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и нефтепродуктов выступает физическая характеристика в натуральном выражении, а именно масса. При этом величина ставок таможенных пошлин определяется правительственными органами стран-участниц.
Важно обратить внимание на то, что ввиду выделения в рамках ТН ВЭД всего двух групп товаров — 2709 и 2710, ставки экспортных и импортных таможенных пошлин не различаются в отношении нефти сырой и нефтепродуктов — бензин, дизельное топливо, бензол, толуол, мазут и др. Действующие таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты в рамках ЕАЭС представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Действующие таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты в рамках ЕАЭС
Код ТН ВЭД Категория товаров Размер пошлины (% от стоимости товара)
2709 00 900 1-2709 00 900 9 Сырая нефть 0
2710 12-2710 20 Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых, содержащие более 70% нефти 5
2710 12 250 1 Нефтепродукты с содержанием менее 70%, но более 55% нефти 0
Помимо таможенных пошлин на территории стран-участниц ЕАЭС ныне взимаются таможенные сборы в рамках сделок по торговле нефтью, которые, как предполагается новый Таможенный кодекс союза пересмотрит их, ввиду существенных различий между странами.
В Белоруссии установлено наибольшее количество видов таможенных сборов (5), что обусловлено жесткой экономической политикой и высокой степенью регламентации таможенного регулирования, а также стремлением к получению действенного источника пополнения доходной части государственного бюджета.
Наименьшее число сборов — в Кыргызстане. Их всего два: за совершение таможенных операций и за таможенное сопровождение. Примечательно, что эти же виды таможенных сборов определены и в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС. Таможенные сборы стран-участниц ЕАЭС, предусмотренные национальным законодательством (таможенными кодексами) представлены в таблице 2.
Таблица 2 — Таможенные сборы стран-участниц ЕАЭС, предусмотренные национальным законодательством (таможенными кодексами)
Страны Армения (гл. 18) Беларуссия (ст. 101) Казахстан (ст. 116) Киргизия (гл. 33) Россия (ст. 123)
Количество и виды таможенных сборов, из них: 4 5 3 2 3
1. за совершение таможенных операций; + + + + +
2.за таможенное сопровождение; + + + + +
3. за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию +
4. за принятие пред-варительного решения — + + (плата) — —
5.за хранение + — — +
6.за включение в реестр банков организаций, признанных таможенными органами гаранта ими уплаты таможенных платежей +
7.за предоставление таможенным органом документа (бланка) +
При этом они устанавливаются ровно на один календарный месяц, после чего пересматриваются или продлеваются. Такая практика обусловлена крайне неустойчивой ситуацией на мировом рынке нефти, в том числе в вопросах конъюнктуры и ценообразования. Указанные принципы формирования таможенных тарифов стран-участниц ЕАЭС сохранятся вплоть до конца 2023 года.
В настоящее время ведется работа по выработке новых условий поставки нефти и нефтепродуктов между странами-участницами союза, которые затрагивают вопросы пересмотра квот, таможенных пошлин и сборов. Эти аспекты учтены при составлении Таможенного кодекса ЕАЭС.
В направлении же практической реализации мероприятий по развитию общего рынка нефти и нефтепродуктов, который начнет свою работу в 2025 году, важно провести анализ его влияния развития рынка нефтепродуктов в странах-участницах ЕАЭС на перспективы их сотрудничества в нефтеперерабатывающем секторе.
Особого внимание заслуживают вопросы унификации нормативно-правовой базы — приведения национального законодательства в соответствие с нормами, принятыми на уровне союза.
Выработка единых правил в отношении торговли товарами категорий 2709-2710 ТН ВЭД ЕАЭС положительно повлияет на региональный рынок нефтепродуктов, поскольку они учитывают интересы всех участников экономического союза — как импортеров, так и экспортеров углеводородов.
При этом основой совершенствования таможенного и внешнеторгового регулирования рынка нефти и нефтепродуктов выступают такие рекомендации, как:
упрощение таможенных процедур и устранение излишней формализации в вопросах перемещения нефти и нефтепродуктов в пределах внутренних границ ЕАЭС;
достижение насыщения внутреннего рынка стран-участниц ЕАЭС углеводородами, что приведет к формированию баланса между спросом и предложением, сформирует сбалансированную конъюнктуру и обеспечит условия для справедливого ценообразования;
оптимизация правил и процедур ранка нефти и нефтепродуктов может стать основой развития инвестиционного сотрудничества стран-участниц в нефтеперерабатывающем секторе (например, дочерние предприятия «Газпрома» в Казахстане и Кыргызстане приобрели десятки земельных участков из фонда государственных земель для постройки сети автозаправочных станций);
унификация и упрощение форм и процедур налоговой отчетности для стран-участниц ЕАЭС в рамках внешнеэкономической деятельности позволит активизировать товародвижение и развить торгово-экономическое сотрудничество государств в рамках Евразийского экономического союза.
Приведенные выше мероприятия могут привести к выравниванию цен на нефть и продукты переработки нефти, что актуально для развития национальных экономик в условиях нестабильных цен на мировом рынке нефти.
Особое внимание следует уделить унификации нормативно-правовой базы стран-участниц ЕАЭС: она должна следовать по пути формирования конкурентоспособных экономик, а не ограничения бизнеса. При этом формирование единого Таможенного кодекса должно обеспечить устранение системы посредников в сфере реализации товаров категорий 2709-2710 ТН ВЭД ЕАЭС и формирование прозрачного механизма ценообразования.
В общем виде нефтяной рынок Евразийского экономического союза имеет благоприятные перспективы при условии внедрения:
единых налогов и тарифов на энергоресурсы;
единых ставок экспортных пошлин.
Все тарифы должны согласовываться на уровне единой комиссии ЕАЭС или иного наднационального органа подобного рода. В дальнейшем такие решения должны ратифицироваться в рамках национального законодательства.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что в 2017 году был принят Таможенный кодекс ЕАЭС, который ныне находится на стадии ратификации национальными органами государственного управления. В нем оговариваются и вопросы таможенно-тарифного регулирования торговли и транзита нефти и нефтепродуктов через территорию ЕАЭС. При этом основой совершенствования таможенного и внешнеторгового регулирования рынка нефти и нефтепродуктов выступают упрощение таможенных процедур и устранение излишней формализации в вопросах перемещения нефти и нефтепродуктов, достижение насыщения внутреннего рынка стран-участниц ЕАЭС, оптимизация правил и процедур ранка нефти и нефтепродуктов, унификация и упрощение форм и процедур налоговой отчетности для стран-участниц ЕАЭС. Максимально эффективное интеграционное сотрудничество России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Кыргызстана в рамках ЕАЭС гарантирует ощутимый интеграционный эффект (11,6%), который может быть достигнут при условии повышения конкурентоспособности нефтеперерабатывающей промышленности стран-участниц, формирования совместных нефтеперерабатывающих предприятий, совершенствования механизма государственного регулирования рынка нефтепродуктов, движения товаров и процедуры налогового декларирования.

Предусмотрена возможность отложенного определения таможенной стоимости.

Установлены сокращенные сроки таможенного оформления. Так, в частности, предусмотрена возможность выпуска товара через 4 часа с момента регистрации таможенной декларации.

В то же время отметим, что согласно проекту решения Совета Евразийской экономической комиссии " ", в отношении товаров для личного пользования, например, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию ЕАЭС, предполагается установить следующие лимиты.

Как следует из , в 2018 году не будут облагаться пошлиной товары, стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1 000 евро, и (или) вес брутто международных почтовых отправлений не превышает 31 кг в течение 1 календарного месяца в адрес одного физического лица. В 2019 году стоимостной порог беспошлинного ввоза планируется снизить до 500 евро. В случае превышения указанных значений придется заплатить таможенную пошлину в размере 30% от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм. А уже с 2020 года пошлину придется заплатить, если стоимость международного почтового отправления превысит сумму, эквивалентную 200 евро, и (или) его вес брутто превысит 31 кг. Обратите внимание: речь уже будет идти о каждом международном почтовом отправлении, а не об общей стоимости (весе) таких отправлений за месяц. Размер пошлины будет составлять 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса брутто международного почтового отправления в части превышения стоимостной и (или) весовой норм.