Мистическая цемесская бухта. Морская прогулка по Цемесской бухте: море, горы, корабли Город герой в цемесской бухте

Новороссийск называют южными вратами России. Это мощный современный промышленный город, огромный порт, база кораблей Черноморского флота Российской Федерации. Это и славное прошлое, о чем напоминают величественные памятники времен Революции и Великой отечественной войны, это «Малая земля».

Свое знакомство с Новороссийском мы решили начать с его портовой части — прогуляться по набережной, увидеть знаменитый крейсер «Михаил Кутузов». И что может быть лучше морской прогулки! О ней — мой сегодняшний рассказ.

Выйдя на набережную, мы увидели у причала прогулочный теплоход «Владимир Шапурко»*, который через несколько минут собирался отчаливать на полуторачасовую прогулку. Голос из динамика созывал людей. Такая удача! И вскоре мы уже любовались красотами огромной Цемесской (Новороссийской) бухты.

* Владимир Шапурко (1936-2009) — инженер, всю жизнь посвятивший судам Новороссийского пароходства, работал в Новороссийской инспекции Регистра СССР. Осуществлял надзор за постройкой и ремонтом российских судов. Неоднократно бывал за рубежом для выполнения особо ответственных заданий. С 1994 года — заместитель начальника инспекции. Участвовал в расследовании причин гибели пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Награжден многочисленными медалями и грамотами, его имя занесено на Доску Почета Главного управления Регистра.

Прогулочный теплоход «Владимир Шапурко»

Погода по дороге из в Новороссийск нас не радовала. С гор сползали тяжелые тучи, предвещавшие бурю. Однако потом все удивительным образом рассосалось, и мы увидели всю красоту Цемесской бухты, Маркотхского хребта, Новороссийского порта.

Проклятие Цемесской бухты?

Как прочитала потом, непроста и зловеща Цемесская бухта бухта. Много кораблей погибло здесь, некоторые из них — по неизвестной причине. Вспомнить хотя бы трагедию пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года, когда при столкновении с сухогрузом море унесло жизни 423 человек. А еще раньше, в 1918 году по приказу Ленина в бухте был затоплен весь российский Черноморский флот — во избежание сдачи немцам. Скорбная фигура матроса — возвышается на горном откосе около трассы М-4 «Дон». В годы Великой отечественной войны здесь погибло несколько десятков кораблей, некоторые из которых не найдены до сих пор. И еще немало других трагедий — гибели судов, людей.

А может и нет никакого проклятья этой бухты? Может дело в неистовой новороссийской боре, бушующей здесь осенью и зимой?

Впервые наши моряки узнали, что такое черноморская бора, в 1848 году. Это было через десять лет после основания на берегу Цемесской бухты, у подножия темных и безлесных гор, Новороссийского укрепления.
Как начинается бора? Над голым хребтом Варада показываются белые клочья облаков. Они похожи на рваную вату. Облака переваливают через хребет и падают к морю, но никогда до него не доходят. На половине горного склона они растворяются в воздухе.
Первые порывы ветра бьют по палубам кораблей. В море взвиваются смерчи. Ветер быстро набирает полную силу, и через два-три часа жестокий ураган уже хлещет с гор на бухту и город. Он подымает воду в заливе и несет ее ливнями на дома. Море клокочет, как бы пытаясь взорваться. Ветер швыряет увесистые камни, сбрасывает под откосы товарные поезда, свертывает в тонкие трубки железные крыши, качает стены домов. — Константин Паустовский, «Черное море»

Или в том, что здесь самое интенсивное на Черном море движение морских судов? Ведь глубина Цемесской бухты в среднем около 21-27 метров, что позволяет входить сюда океанским кораблям и судам любого типа.

Как бы то ни было, но в тот день эта бухта в форме подковы предстала передо мной величественной и спокойной. Российские и иностранные суда стояли на рейде. В порту кипели работы. Чуть поодаль виднелись военные корабли Черноморского флота России — даже после возвращения Крыма в Новороссийске остается немало наших кораблей.

Перевалочный комплекс и нефтебаза «Шесхарис»

Буксир «Адмирал Серебряков»

Некоторые горы изрыты карьерами. Здесь добывают мергель — осадочную горную породу, сырье для высококлассного цемента.

Корабли на рейде в Цемесской бухте

Вдали, на горном хребте, там где Андреевский перевал, виднеется полуразрушенная башня — недостроенный ресторан «Семь ветров». Оттуда открывается великолепный вид на окрестности.

С юго-востока Цемесская бухта ограничена мысом Дооб, рядом с которым расположена Кабардинка — популярный курорт.

Увы, через какое-то время наш теплоход развернулся — пришла пора возвращаться в порт Новороссийска.

Панорама Цемесской бухты в сторону Новороссийска

Величественно смотрится мемориал «Малая земля», место 225-дневных ожесточенных боев в годы Великой отечественной войны. О нем рассказ еще впереди.

Мемориал «Малая земля»

Карьер «Новоросцемента» — добыча мергеля

Вновь проходим мимо военно-морской базы Черноморского флота России. Рассматриваем грозные корабли. Слева на фотографии — новейший малый ракетный корабль проекта 21631 (шифр «Буян-М») «Зеленый дол», проходящий ходовые и государственные испытания.

Портовые сооружения и суда

Морской вокзал «Новороссийск»

Крейсер «Михаил Кутузов»

Вот такая морская прогулка по Цемесской бухте получилась у нас. Обещанных дельфинов мы не видели. Но и других впечатлений хватило! Может, конечно, и есть проклятие Цемесской бухты, которое губит корабли, но в тот солнечный день она показалась мне очень дружелюбной.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Цемесская бухта (или Новороссийская) расположена на севере побережья Черного моря, свое название получила от реки Цемес, впадающей в нее.

Длина Цемесской бухты равна 15 километрам, ширина у входа в нее – девяти, а глубина колеблется между 21 и 27 метрами. Вход в бухту с северо-западной части ограничен островом Суджук, а с юго-восточной – мысом Дооб. На северо-западе бухты располагаются морской порт и город Новороссийск, от которого и произошло второе название водоема.

В восточной части Новороссийской бухты расположено село Кабардинка, которое находится в подчинении администрации Геленджика. 31 августа 1986 года здесь произошло столкновение парома «Адмирал Нахимов» и балкера «Петр Васев». Спустя год на месте аварии, на мысе Дооб, был установлен знак - дань памяти погибшим членам экипажа и пассажирам.

Цемесская бухта

Цеме"сская бухта (Новороссийская бухта) - бухта в северной части российского побережья Чёрного моря. Название получила от впадающей в неё реки Цемес. Длина 15 км, ширина у входа 9 км, в средней части 4,6 км, глубина 21-27 м, что позволяет входить в бухту любым океанским судам.

В северо-западной части бухты располагается город-герой Новороссийск.


Впервые о «таинственной бухте» в виде подковы русские услышали от турков, живших в крепости Суджук-Кале, располагавшейся на месте...

Весь мир знает о Бермудском треугольнике - «гиблом месте» в Атлантическом океане, где регулярно происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Но мало кто знает, что подобная аномалия существует и в России, на Черном море.

Новороссийский порт - крупнейший в России, здесь ежедневно пришвартовываются десятки судов, крупные и мелкие корабли снуют по Цемесской бухте, путешественники и яхтсмены, кажется, сотни раз входили и выходили из бухты на судах разной вместимости и престижности. Здесь даже проводятся парусные регаты. Жизнь кипит.Но, время от времени в бухте просыпается нечто, что заставляет город терять очередное корабль, его команду и пассажиров. Дурная слава Цемесской бухты уже несколько веков будоражит умы местных жителей и бывалых моряков, которых судьба заносит в эти края.Впервые о «таинственной бухте» в виде подковы русские услышали от турков, живших в крепости Суджук-Кале, располагавшейся на месте нынешнего Новороссийска. Лодки воинственных янычар тонули в бухте, словно кто-то с бешенной силой тянул их на дно.

Среди бела дня и без малейшего намека на ветер или шторм. Бывало, что неожиданно уходили под воду опытные пловцы, решившие поплавать вдали от берега.

Согласно легендам, именно сюда отправился за золотым руно Одиссей, здесь совершал подвиги Геракл, и здесь был прикован к скале Прометей. А помните миф об острове сирен, которые своим дивным пением сводили с ума отважных моряков и в итоге корабли вместе с людьми тонули?

По одной из версий современных исследователей, этот «остров» располагался где-то в районе нынешнего Новороссийска.

Может проклятье Цемесской бухты и древние сирены как-то связаны?

Примечательно, что само кораблекрушение во всех случаях без исключения, происходило за считанные минуты. Независимо от размеров терпящего бедствие судна.

Однако, русских, решивших разместить в солнечной и кажущейся спокойной бухте, эти рассказы не пугали. И в итоге здесь была построена база Черноморского флота России. Слишком подходящими были географическое положение Цемесской бухты и местные погодные условия.

Вот только, смена названия и национального состава живущих на берегу черноморского «бермудского треугольника» никак не повлияли на необычные качества бухты - притягивать на дно корабли.

Кладбище кораблей

Круглый год множество торговых и пассажирских судов входят в гавань и выходят из нее, но не все они благополучно достигают места назначения. Дно бухты усеяно останками кораблей разных времен, затонувших по невыясненным причинам.

Многочисленные дайверы, не боящиеся «проклятья Цемесской бухты» неоднократно поднимали на поверхность множество древних монет, кусочки амфор и прочие находки, свидетельствующие о давности происшедших в этих местах кораблекрушений.

Интересно, что часть судов, потерянных в бухте уже в 20-м веке, подводные исследователи до сих пор не нашли. Хотя есть достоверные свидетельства об их гибели.

Даже сама статистика местных кораблекрушений наводит на мысль о «ненормальности» бухты.

Только в ХХ веке здесь произошли следующие события (самые громкие):

В 1918 году во избежание сдачи в плен немцам по приказу Ленина в бухте был затоплен весь российский Черноморский флот.

В годы Великой Отечественной войны в бухте погибло несколько десятков больших и малых судов, многие из которых до сих пор не найдены.

31 августа 1986 года здесь, в результате столкновения с сухогрузом погиб легендарный пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», забрав с собой на дно бухты жизни 423 человек.

В 1973 году, зимой, стоявший у причала корабль вдруг сильно обледенел из-за налетевшего шквалистого ветра и в считанные минуты ушел на дно. Спастись удалось лишь половине экипажа.

В 2010 году поисковики обнаружили недалеко от Новороссийска затонувший военный корабль, типа «Морской охотник». Историки считают, что он принимал участие в боях за Малую землю в годы Великой Отечественной войны.

Было бы логично предположить, что корабль затоплен в бою, например, под обстрелом немецких бомбардировщиков. Но если бы это было так на самом деле, то снаряды должны были взорваться и уничтожить судно.

Однако на корабле полностью сохранился боекомплект, утверждают исследователи судна. Детонации по какой-то странной причине не произошло.

Кстати, во время боев за Новороссийск произошло немало подобных странностей. Но из-за серьезности положения и тяжести боев, на них никто практически не обращал внимания.

А, возможно, более внимательное отношение к расследованию кораблекрушений в Цемесской бухте, могло бы сохранить некоторое количество вполне нормальных судов.

Проклятье «Нахимова» или Цемесской бухты?

Одна из самых страшных и нелепых с логической точки зрения трагедий в российском судоходстве случилась ночью 31 августа 1986 года.

«Адмирал Нахимов» был советским пассажирским пароходом, который в течение 29 лет совершал морские круизы по Крымско-кавказской линии.

31 августа 1986 года пароход «Адмирал Нахимов» прибыл из порта Ялта и в соответствии со своим круизным расписанием, в 14:00 ошвартовался у 34 пассажирского причала порта Новороссийск. В соответствии с расписанием, «Адмирал Нахимов» должен был стоять до вечера в Новороссийске.

В 22:00, когда все пассажиры уже были на борту, пароход отдал концы и медленно отчалил от причальной стенки. Буксиры «Бесстрашный» и «Безукоризненный» медленно отвели ярко освещенный «Адмирал Нахимова» от причала, развернули его в акватории и повели на выход из порта.

В тот момент на борту «Нахимова» по официальной версии находилось 1243 человека. Это были 346 члена экипажа и, с учетом выданных круизных путевок, 897 пассажира.

Так пароход последний раз в своей 60-летней жизни покидал порт, имея на своем борту 1234 жертвы.

«Адмирал Нахимов» и огромный сухогруз «Петр Васев» столкнулись на выходе из Цемесской бухты.

Теплоход затонул всего за 8 мин , из 1234 находившихся на борту пассажиров, 423 ушли с лайнером под воду.

Следствие практически сразу нашло виновных в трагедии - по мнению прокуроров ими оказались капитаны обоих судов. За «халатное отношение к своим обязанностям» они получили несколько лет тюрьмы.

Однако большинство новороссийцев, родственников погибших и спасшихся пассажиров «Нахимова», а также многочисленные исследователи не верят в такое слишком простое объяснение обстоятельств аварии.

Ведь оба капитана были опытными «морскими волками», не однажды проходили морские ворота Новороссийска, проявляли себя с лучшей стороны в сложнейших ситуациях в открытом море. А тут такая «оплошность»?

Никто до сих пор не может понять, как могли в большом заливе при полном штиле и прекрасной летней погоде столкнуться 2 судна, если корабли находились в прямой видимости, команды были опытными, места и времени для расхождения было более чем достаточно.

Для сравнения приведем наглядный пример: представьте себе обычный пустой стадион. На нем находятся две машины, которые почему-то столкнулись. Хотя места для самых сложных маневров было предостаточно.

Действия капитана сухогруза «Петр Васев» в последние несколько минут перед столкновением до сих пор кажутся более чем странными: он спокойно продолжал вести сухогруз по приборам, несмотря на настойчивые просьбы своего помощника выглянуть в окошко, где мерцали приближающиеся огни огромного лайнера.

Почему опытный моряк доверился только показаниям приборов, которые в этот раз ошибочно указывали на успешное расхождение с лайнером? Когда капитан очнулся от внезапного «забытья», он понял, что предотвратить кораблекрушение невозможно. Срочно был дан «задний ход». Но по инерции судно продолжало идти на сближение с «Нахимовым».

П о одной из версий, приборы сухогруза показывали некое третье судно в акватории Цемесской бухты. Но почему о нем ничего не известно? И почему умная электроника не распознала такого огромного лайнера как «Адмирал Нахимов»?

От полученных повреждений пассажирский лайнер затонул в считанные секунды. Более 400 человек ушли под воду, затянутые огромной воронкой. Тела 60 человек не найдены до сих пор.

Примечательно, что странности с судном продолжали происходить и после крушения. Во время поисковых работ на борту «Нахимова», однажды погибли двое опытных водолазов.

Им вроде как не хватило воздуха. Люди, побывавшие на «русском Титанике», отмечали внезапное ощущение паники и ужаса, которое возникало у них на глубине более 40 метров.

После череды странных происшествий и совпадений, поисковые работы было решено прекратить, а сам корпус укрыть специальным резиновым чехлом. Мачты спилили, трубы убрали.

Так до сих пор и лежит пароход «Адмирал Нахимов» в Цемесской бухте на глубине 47 метров. Какой-либо навигационной или экологической опасности судно не представляет.

Кроме того, в настоящее время так и не разработали ни одного проекта его подъема. А район радиусом 500 метров, которой является местом затопления теплохода «Адмирал Нахимов», считается официальным местом захоронения жертв катастрофы.

В этом районе запрещены погружения водолазов и подводных аппаратов, постановка на якорь, и вообще любые действия, которые нарушают покой места захоронения.

С реди наиболее частых версий гибели лайнера называют - проклятье Нахимова.

Когда-то адмирал П. С. Нахимов, отстаивая Севастополь, велел затопить корабли, чтобы преградить вражеским судам путь в гавань. Город тогда удалось отстоять, но с тех пор корабли, названные в честь храброго и предприимчивого адмирала, неизбежно терпят кораблекрушения и тонут.

По другой версии на гибель судов повлияло землетрясение, которое в момент крушения произошло в акватории Черного моря, но за сотни миль от Новороссийска. Его мощное электромагнитное излучение от землетрясения и повлияло на действия капитанов обоих судов.

Природная аномалия меняет время и психику людей

Помимо загадочных порою, беспричинных кораблекрушений, Цемесская бухта прославилась и способностью менять время и характер людей, живущих рядом.

Моряки свидетельствуют, что неоднократно в центре бухты у экипажа бороздящих ее просторы кораблей, разом останавливались часы. Выходили из строя электроприборы. Но, как правило, спустя неопределенное время время вновь возвращалось в обычном понимании, только вот часы приходилось подводить до нужной отметки.

В 2000-х годах жители Новороссийска стали неоднократно рассказывать о странных совпадениях - в некоторые из дней в окрестностях города происходили странные и страшные дорожные аварии, в которых гибли люди. В городе особо чувствительные люди, «сходили с ума» и калечили себя и тех, кто был рядом.

Есть среди описаний странностей и такое: двое новороссийцев ехали на машине и любовались чистой гладью Цемесской бухты. Внезапно на поверхности моря появились огромные круги - как будто кто-то невидимый сверху что-то уронил в море.

Более того, по словам приятелей, вода словно вращалась по часовой стрелке и грозила превратиться в воронку. Это видение продолжалось несколько минут, после чего также внезапно исчезло.

В конце 2000-хтысячных годов в Цемесской бухте проводили работы по обследованию глубоководных выпусков коллекторов с очистных сооружений. Опытные водолазы работали на глубине 40-45 метров.

В один из дней во время очередного погружения, один из опытных водолазов собрался всплывать на поверхность, когда запас воздуха подходил к концу. И вдруг он с ужасом понял, что не может этого сделать. Что-то как будто тянуло его в глубину. Пришла паника и ужас.

Мужчина стал отчаянно двигаться, делая попытки подняться на поверхность и в итоге все-таки всплыл. Но при этом он почти терял сознание от пережитого шока. Больше в страшное место, по понятным причинам, он не вернулся.

Примерно в эти же годы, в Новороссийском порту произошло странное происшествие - во время погрузочно-разгрузочных работ, вдруг стало плохо с сердцем сразу 4 рабочим. Всех их немедленно доставили в реанимацию местной больницы. Но спасти одного из мужчин все-таки не удалось.

Ученые и исследователи паранормальных явлений утверждают, что причиной этих и множества других подобных случаев - магнитные
аномалии.

По их мнению, действие этих аномалий непостоянно и зависит от нескольких факторов. Прежде всего, все они как правило связаны с наличием в аномальной зоне больших «запасов» железа или руды (чего на дне Цемесской бухты предостаточно). Кроме того, на необъяснимые явления влияет и электромагнитный выброс, связанный с движением магмы, которое произошло недалеко от поверхности земли.

И все-таки, есть еще скептики, для которых вышеописанные явления и происшествия - не показатель аномальности Цемесской бухты. По их мнению, высокая частота трагичных случаев оправдана тем, что здесь самое интенсивное в Черном море судоходство.

Кто прав, а кто - нет, мы достоверно не можем сказать. Ясно лишь одно - пока в Цемесской бухте будут и дальше тонуть суда, гибнуть люди - дурная слава российского «бермудского треугольника» не уйдет. А значит, еще долгие годы Новороссийску и его окрестностям обеспечено пристальное внимание исследователей, дайверов и просто любителей истории, которые пытаются докопаться до истины «загадки «чертовой» бухты».

Тайна «проклятия» Цемесской бухты


Но начнем не с этого. Бухта так названа в честь реки Цемесс, впадающей в море. Река небольшая, оттого еще интереснее почему именно так названа самая важная гавань страны. Бухта, расположенная у , формирует здесь самый большой порт России. В сушу врезается на 9 км, максимальная глубина - 27 метров. С одной стороны вход в бухту - это Суджукская коса, с другой - . Но учитывая многочисленные банки (мели) на дне и массу обломков затонувших кораблей, вход в гавань представляет собой определенные сложности, потому-то маленькие буксиры стараются в Новороссийске больше обычного. Опасное место в общем. Наверное, именно поэтому корабли на рейде в ожидании команды входа в портовую часть бухты стоят чуть ли не у Дивноморского

Бытует миф, что еще в античности здесь даже в хорошую погоду мог затонуть самый стабильный корабль безо всяких на то причин. Или пловец, хорошо подготовленный. В средневековой истории в тот момент когда вместо Новороссийска здесь была крепость Суджук-Кале (Турция), с кораблями просиходило ровно то же самое, что и у древних греков.

В новейшей истории самая печальная гибель судна произошла в

Вид в сторону Кабардинки. Вообще, если вы хотите взглянуть на Новороссийск со стороны и рассмотреть бухту, то это можно без труда совершить, отправившись на Масса смотровых площадок специально создана для этого

Военную часть флота сейчас перенесли в Севастополь, оставив Новороссийск "довольствоваться" торговыми отношениями

Корабли здесь со всего мира

Дальняя гора - это и есть мыс Дооб и поселок Кабардинка

В интернете вы можете найти великое множество мифов и легенд вокруг бухты. Ученые обьъясняют стабильно повторяющиеся катастрофы магнитными волнениями, а кто-то называет Цемесскую бухту вторым Бермудским треугольником.

Кстати, у многих находящихся в море в этих местах останавливаются часы. У некоторых они начинают затем идти вновь, а у некоторых нет

В Новороссийск я приехал мартовским, непривично солнечным и тёплым для жителя северных болот, утром. В Питере ещё не растаял снег, в Ростове на Дону ветренно и зябко, а здесь уже цветут деревья и тюльпаны. Настроение поднялось до отметки "сверхпозитивное", и придя немного в себя после полубессонной ночи в поезде, я, щурясь от солнечных бликов на морской глади, отправился гулять по?городской набережной.

На самом деле я вас обманул. Первым делом я отправился не гулять по набережной, а на Малую землю. В феврале 1943 года в соответствии с планом наступления на занятый немцами Новороссийск "Море" здесь был высажен десант. 225 дней длилась оборона занятого плацдарма. Обороняющиеся были в крайне невыгодных по сравнению с немцами условиях - открытая всем ветрам Малая земля отлично простреливалась с окрестных высот. Плацдарм сыграл свою роль, с него наступала одна из трёх групп войск, обеспечивших блокирование и захват Новороссийска. Кстати, на Малой земле в качестве военного политработника воевал Л. И. Брежнев, и именно с этим обстоятельством свяывают повышенное внимание к этому, героическому, но в целом рядовому, по мнению военных историков, эпизоду Великой Отечественной войны.
Памятник защитникам Малой земли - стилизованный нос десантного корабля был открыт в 1982 году.

А с погодой мне, как выяснилось, чрезвычайно повезло. Ибо, по словам местных жителей, ещё только накануне здесь дул ледяной ветер, знаменитая борá. Что такое новороссийская бора я в далёком прошлом ощутил на своей шкуре. Вот фото практически на том же месте, что и предыдущее, но двадцать четыре года назад. Я с отцом на Малой земле. Дует бора. До сих пор помню как сбивало с ног и пробирало до самых костей.

На том месте где стоит памятник защитникам Малой земли в стародавние времена располагалось небольшое турецкое поселение с крепостью Суджук-Кала. Небольшой мыс, выступающий в море чуть южнее до сих пор носит название Суджукская коса. Пишут, что летом это излюбленное место отдыха местных жителей. Но то летом, а сейчас только редкие рыбаки сидят на берегу.

Вот этот дед и поведал мне, когда я, дойдя до конца косы, остановился вглядываясь в очертания судов на горизонте, что теряющийся в дымке маяк называется Суджукским, а до островка вдалеке можно дойти вброд, и именно здесь снимался эпизод "Бриллиантовой руки". Тот самый, когда героя Андрея Миронова отбуксировало на островок посреди моря, а мальчишка, пришедший сюда вброд, поначалу показался ему святым? "Иди отсюда, мальчик, не мешай!". "А ну прочь, щенок! Пшёл отсюда!"

А вот теперь я действительно отправился гулять по городской набережной. Прогулка получилась неторопливой и ленивой. Сидя свесив ноги на краю одного пирса перекусил гиросом (в Новороссийске и окрестностях не видел ни одной арабской шавермы-шаурмы, в качестве фастфуда сплошной греческий гирос). Перебрался на другой пирс в паре сотен метров от первого, где завис на добрых полсчаса, глядя как тренируются на шверботах будущие яхтсмены.

Так потихонку и добрался до морского вокзала. Рядом с морвокзалом пришвартован крейсер "Михаил Кутузов", где действует филиал музея Военно-Морского флота России.

Новороссийск - крупнейший порт России. Это ощущается по внушительному количеству судов, стоящих ли на рейде в Цемесской бухте, идущих со стороны или в сторону моря, смутно ли виднеющихся на горизонте. Встечая и провожая суда, сидя у маяка на конце западного мола порта, можно убить оставшиеся от светлого времени суток пару часов. Вот уходит в море танкер Газпромнефти:

Вот пришёл танкер "Novosea":

Вот буксир направился встречать гостя:

А вот уже он с коллегами возвращается ведя грека "Heron":

А за всей этой портовой суетой невозмутимо наблюдают рыбаки, восседающие на молу с интервалом в десять метров. Таскают себе из моря мелкую рыбёшку. Крупного улова не видно ни у кого. Наверное сразу прячут...


На следующий день я направился на противоположную сторону Цемесской бухты - в село Кабардинка. В детстве я несколько раз отдыхал здесь с родителями в пансионате "Восток". Какими огромными представлялись тогда расстояния! Казалось, от пансионата до автобусной остановки на Новороссийск дойти невозможно. А, оказывается, от неё до маяка на мысе Дооб от силы полчаса неторопливой ходьбы.

Здесь, у маяка, в советские времена располагалась турбаза. Сейчас, судя по её состоянию, не действует. Вокруг домиков валяется строительный мусор, лестницы к морю недоотемонтированы. Создаётся впечателние, что начали ремонтировать, да и бросили на середине. Хотя в одном месте копошились люди, напоминающие строителей...

Приятно посидеть на скалах у кромки прибоя, подставив лицо солнцу и ветру:

С мыса Дооб открываются замечательные виды:

Вид в сторону Новороссийска. Даже не ожидал, что вода в Чёрном море может быть такого цвета.

31 августа 1986 года в 23 часа 20 минут на траверзе мыса Дооб примерно в двух милях от берега в результате столкновения с балкером "Пётр Васев" потерпел крушение пассажирский пароход "Адмирал Нахимов". На его борту было 1243 пассажира и члена экипажа. Погибло 423 человека. Я с родителями приехал отдыхать в Кабардинку как раз некоторое время спустя после этих событий. Помню и спасательные суда и огороженное буями место катастрофы. Несколько лет спустя на мысу уже стоял памятник погибшим на "Нахимове". Несколько труб поглощают гранитные волны и часы, указывающие 23:20, поднятые с затонувшего парохода.

Пансионат "Восток", где я отдыхал в детстве, как и турбаза "Маяк" производит впечатление недействующего. Двери в летних домиках открыты настеж, в спальных корпусах кое где побиты стёкла, из трещин в асфальте торчит трава и уже местами пробиваются кусты. Но при этом в некоторых комнатах стоят кровати с матрасами. Идеальное место ночлега для лиц без определённого места жительства.
Пансионатский пляж прилично размыло, он стал совсем узким:

А ведь когда-то на нём хватало места, чтобы отмечать праздник Нептуна.

И только вид с балконов всё тот же - Маркотхский хребет и Цемесская бухта со стоящими на рейде грузовыми судами.