Храм Зевса в Олимпии: история, достопримечательности, статуя Зевса, посещение Олимпии. Статуя Зевса в Олимпии – одно из семи чудес древности Статуя зевса в олимпии

Статуя Зевса в Олимпии

Статуя Зевса Олимпийского относится к чудесам света. Ее создал приблизительно в 430 г. до н.э. Фидий Афинский, великий скульптор V века до н. э. для храма в Олимпии. По мнению самих греков, это самое величайшее творение Фидия. Считается, что величие и красота образа Зевса открылись Фидию в стихах "Илиады".

Фигура сидящего на троне главного греческого божества была высотой двадцать метров (по другим источникам - четырнадцать метров), что равняется шестиэтажному дому. Впервые в греческом искусстве Фидий создал образ милостливого бога. Возможно, что в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. Это была хризо-элефантинная статуя. Лицо и тело статуи Зевса сделаны из слоновой кости (по-гречески - ""элефас"). Через его левое плечо перекинут плащ из золота ("хризос"). Хризо-элефантинная техника считалась вершиной искусства. Наложение на дерево пластинок золота и слоновой кости требовало тончайшего мастерства. Великое искусство ваятеля сочеталось с кропотливым искусством ювелира.

Статуя Зевса простояла 900 лет. Статую уничтожило германское племя готов, разорившее Грецию.

Фидий (около 500 г. - после 430 г.), выдающийся древне-греческий архитектор, скульптор и живописец. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Автор знаминитых громадных статуй: Афины Промахос (Афины-воительницы) на Акрополе из бронзы, Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (Афины-девы) из золота и слоновой кости. Под его руководством оформлялся интерьер Парфенона скульптурами. Произведения Фидия - в ряду наивысших достижений достижений мирового искусства. Их отличает красота духа и сила жизни.

Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей работы великого Фидия. Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах.

Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду - золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зевс был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошёл к статуе, как бы плывущей над чёрным мраморным полом храма, и спросил: "Ты доволен, Зевс?" В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен

С
татуя Зевса Олимпийского - единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке.

Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным звания чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм, не святилище, а только статую, стоявшую внутри.

Зевс имел к Олимпии самое прямое отношение. Каждый житель тех мест отлично помнил, что именно здесь Зевс победил кровожадного Крона, родного своего отца, который в страхе, что сыновья отнимут у него власть, принялся их пожирать. Зевс спасся также, как спасались сказочные герои всех народов: всегда найдется добрая душа, которая пожалеет младенца. Вот и жена Крона, Рея, подсунула мужу вместо Зевса крупный камень, который тот и проглотил.

Очевидно, Крон своих детей заглатывал целиком.

Когда Зевс подрос и победил отца, он вызволил на волю всех своих братьев и сестер. Аида, Афину, Посейдона...

Олимпийские игры, в частности, были учреждены в честь этого события и начинались жертвоприношениями Зевсу.

Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей работы великого Фидия. Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинен в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне.

Слава скульптора оказалась сильнее злопыхателей. Жители Элиды внесли залог за заключенного, и афиняне сочли этот предлог достаточным, чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет Фидий оставался в Олимпии, сооружая статую - синкретическую по материалу и известную нам по описаниям и изображениям на монетах.

Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнаженный до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, теплой слоновой кости, одежду - золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зев был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошел к статуе, как бы плывущей над черным мраморным полом храма, и спросил: “Ты доволен, Зевс?” В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен.

Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия.

Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах дозволяли себе ценить высокое искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня: лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от творения Фидия.

Так погибло и седьмое чудо света...

Когда от памятника не остается и следа, появляется соблазн (часто мотивированный) приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от нее не сохранилось копий.

Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, Руины храма Зевса как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства ее создания.

Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия.

Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса

Не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом.

Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская - каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нем, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного “цеха”. Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской - в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди - в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причем именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: “Принадлежу Фидию”.

В северо-западной части Эллады был расположен город Олимпия, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. По преданиям, именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер. В честь этой победы были учреждены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г. до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н. э. в Олимпии появился посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города. Храм украшала статуя бога высотой 12 м 40 см, величие и красота которой настолько поразили воображение современников, что она была признана новым чудом света. Создатель Зевса Олимпийского - прославленный скульптор Фидий (начало 5 в. до н. э. - ок. 432-431 гг. до н.э.). Сочинения древних историков, археологические находки (небольшие копии, изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества. Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову бога-громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног. Скульптор придал облику Зевса выражение доброты и глубокой человечности. Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота (такая техника называется хрисоэлефантинной). Лицо, руки, другие обнаженные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии - из золота, глаза - из драгоценных камней. Трон был сделан, по одним источникам, из кедра, по другим - из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники - богини Победы. Ручки трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты - богини Красоты, дочери Зевса и Геры. Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором. Он служил, по словам древнегреческого писателя Павсания (2 в. н. э.), для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую; Потомки высоко ценили творение Фидия. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон (1 в. до н. э.) назвал Зевса Олимпийского воплощением красоты; римский писатель и ученый Гай Плиний Старший (1 в. н. э.) считал скульптуру несравненным шедевром. В конце 4 в. - начале 5 в. н. э. статую перевезли в Константинополь: византийские императоры собирали все лучшие произведения искусства. В 5 в. н. э. дворец императора Феодосия II (401-450) сгорел, от Зевса Олимпийского остались лишь несколько обгоревших костяных пластин и кусков расплавленного золота.

Статуя Зевса Олимпийского - работа Фидия. Выдающееся произведение античной скульптуры, одно из бывших семи чудес света. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии - городе в области Элида, на северо-западе полуострова Пелопоннес, где с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э. каждые четыре года проводились Олимпийские игры - состязания греческих, а затем и римских спортсменов. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме.

Создание храма

Уже более 300 лет проводились Олимпийские игры. Они были очень популярны среди народа. Проводились они в честь бога Зевса. Но в Греции до сих пор не было возведено главного храма в честь Зевса. В 470 г. до н. э. в Греции начали собирать пожертвования на строительство этого храма. Строительство храма началось в 470 г. до н. э. и закончилось в 456 г. до н. э. Руководил строительством архитектор Либон, сведения о котором до нас не дошли.

Описание храма

По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64×27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма. В V веке до н.э. граждане Олимпии решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 гг. до н.э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор.

Создание статуи

Строительство храма заняло около 10 лет. Но статуя Зевса появилась в нём не сразу. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос». К сожалению, ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). По его приказу была построена мастерская в 80 метрах от храма. Эта мастерская точно соответствовала размеру храма. Там он, с двумя своими помощниками, которые были ему нужны только как сборщики мусора, за огромным пурпурным занавесом создал статую Бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике. Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг чистого золота. По современным расценкам стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8 млн долларов.

Описание статуи

Золотом были покрыты накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы - Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

"Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица - орел. Обувь бога и верхняя одежда - также из золота, а на одежде - изображения разных животных и полевых лилий" (Павсаний. «Описание Эллады». )

Зевс Громовержец был главным богом у древних греков. Вместе с женой Герой и детьми он, по преданию, жил на вершине Олимпа - самой высокой горы на Балканах, расположенной в Северной Греции. Отсюда и наименование классических богов древней Греции - «олимпийские». Вслед за горой Олимп наименование Олимпия получил и город на полуострове Пелопоннес, где в античности проводились спортивные состязания. Греки считали, что сам Зевс завещал им состязаться в силе, быстроте и ловкости. Сначала в играх участвовали только жители Элиды, но очень скоро слава об Олимпийских играх облетела всю Грецию, и сюда стали приезжать воины. Но вооруженных людей не подпускали к Олимпии, объясняя им, что побеждать нужно силой и ловкостью, а не железом.

На время Олимпийских игр в Греции прекращались войны.

В V в. до н. э. жители Олимпии решили, что незачем Зевсу взирать на состязания с вершины горы, а хорошо бы ему переехать поближе к спортивной столице. Поэтому они воздвигли на площади города храм в честь Громовержца. Здание получилось большим и красивым. В длину оно достигало - 64, в ширину - 28, а внутри высота, от пола до потолка, равнялась - 20 метрам. Сами греки не считали эту постройку выдающейся: в их стране было много и других красивых зданий. Знаменитый скульптор Фидий вырезал фигуру бога из дерева и обложил его плитами из розовой слоновой кости, и потому тело казалось живым. Громовержец сидел на огромном позолоченном троне. В одной руке он держал символ власти - скипетр с орлом; на раскрытой ладони другой руки стояла статуэтка Ники, богини Победы.

По преданию, когда Фидий закончил свою работу, он спросил: «Ты доволен, Зевс?». В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул.

Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II в. н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Конец спортивным состязаниям положил в 394 г. христианский император Феодосий I, запретивший за два года до этого все языческие культы.

После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, вывезли из Греции в город Константинополь, но там деревянная скульптура сгорела во время сильного пожара. Так погибло третье чудо света, но основанные, согласно легенде, Громовержцем Олимпийские игры были восстановлены в конце XIX века и сейчас собирают атлетов уже со всего мира, готовых померяться силой в самых разных видах спорта.

Открытие статуи

В 435 г. до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию. Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.

Современник писал :

«Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?».

Судьба третьего чуда света

Около 40 г н. э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Статуя пострадала после землетрясения во II веке до н. э., затем была отреставрирована скульптором Димофонтом. В 391 г н. э. римляне, после принятия христианства, закрыли греческие храмы. Император Феодосий I, утверждавший христианство, запретил Олимпийские игры как часть языческого культа. Наконец от храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры. Последнее упоминание о ней относится к 363 г. н. э. В начале V века н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь. Статуя сгорела при пожаре храма 425 г. н. э. или в пожаре в Константинополе в 476 г. н. э.

Зевс был одним из наиболее почитаемых богов у древних греков. Согласно древнегреческой мифологии, он был богом неба, грома и молний, ведающий всем миром. Зевс — главный из богов-олимпийцев. Его атрибутами считались щит и двойной топор (лабрис), иногда орел. Он распределял добро и зло на земле. Иногда его ассоциировали с судьбой, иногда он сам выступает как существо, подвластное Мойрам — судьбе, року. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом. Именно он подарил людям законы и установил власть царей. Также Громовержец охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев...

В честь Зевса уже более 300 лет проводились Олимпийские игры. Они были чрезвычайно популярны среди народа. Однако в Греции до сих пор не существовало главного храма в честь наиболее уважаемого божества Древней Греции...

Легендарная Олимпия

Статуя Зевса Олимпийского — единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке. В северо-западной части Пелопоннеса (Юго-Западная Греция), в долине между рекой Алфей и ее притоком Кладеон, был расположен город Олимпия, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. Зевс имел к Олимпии самое прямое отношение. По преданиям, именно здесь он вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер.

В честь этой победы были учреждены так называемые Олимпийские игры — регулярные празднества в честь Зевса, которые непременно включали в себя спортивные соревнования. Греки считали, что сам Зевс завещал им состязаться в силе, быстроте и ловкости. Сначала в играх участвовали только жители Элиды, но очень скоро слава об Олимпийских играх облетела всю Грецию, и сюда стали приезжать воины. Но вооруженных людей не подпускали к Олимпии, объясняя им, что побеждать нужно силой и ловкостью, а не железом. Первые Олимпийские игры состоялись предположительно в 776 г. до н. э. После этого игры проводились раз в четыре года на протяжении 1100 лет. Они имели огромное значение: на время игр прекращались все войны, чтобы участники и зрители могли беспрепятственно добраться до их места проведения.

Храм Зевса Олимпийского

Прошло более двух столетий с момента учреждения Олимпийских игр, и в начале V века до н. э. жители Олимпии решили восстановить справедливость по отношению к Зевсу. К тому времени уже существовал Храм Артемиды в Эфесе, а вот главного храма, посвященного Громовержцу, не было. В 470 г. до н. э. по всей Греции начали собирать пожертвования на строительство этого храма. И уже в 466 г. до н. э. было начато грандиозное строительство. Руководил строительством архитектор Либон, подробные сведения о котором до нас, к сожалению, не дошли. По некоторым сведениям, Либон был уроженцем Элиды. Сегодня же мы можем утверждать, что он был мастером своего дела, поскольку храм представлял собой вполне сформировавшийся дорический периптер (отношение числа колонн — 6 к 13). Пропорции храма отличались строгостью и ясностью.

Строительство было завершено в 456 г. до н. э. По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Сам храм имел площадь 27,68×64,12 квадратных метров, а наибольшая высота внутреннего помещения составляла чуть менее 20 метров. Дорический храм, превосходивший по размерам все храмы того времени, был сложен из известняковых блоков и украшен мраморными раскрашенными фронтонами (на одном - изображение состязания между Пелопсом и Эномаем, на другом - битва лапифов с кентаврами) и метопами (плиты с барельефами, на которых были изображены 12 подвигов Геракла). Бронзовые двери высотой в 10 метров открывали вход в культовое помещение храма.

В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса. Довольно скоро греки решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор.

История создания

Строительство храма заняло около 10 лет. Но статуя Зевса, как уже было замечено, появилась в нем не сразу. Для ее сооружения греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия. Фидий успел к тому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос»; к сожалению, ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). Впоследствии он стал известен не только статуей Зевса Олимпийского, но и рельефами на стенах храма. Известно, что вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их тогда была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинен в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне. Однако слава скульптора оказалась сильнее злопыхателей. Жители Элиды внесли залог за заключенного, и афиняне сочли этот предлог достаточным, чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет Фидий оставался в Олимпии, сооружая статую — синкретическую по материалу и известную нам сегодня по описаниям и изображениям на монетах.

В 440 г. до н. э. Фидий начал создание статуи. Годом ранее, он разработал технику для того, чтоб подготовить огромное количество золота и слоновой кости для строительства. По приказу Фидия, в 80 метрах от храма была построена мастерская. Она точно соответствовала размеру храма. Там он с двумя своими помощниками, которые были ему нужны только как сборщики мусора, за огромным пурпурным занавесом создал статую бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике. По мнению самих греков, статуя Зевса — самое величайшее творение Фидия. Считается, что величие и красота образа Зевса открылись Фидию в стихах «Илиады».

При строительстве Фидий и его подручные создали прежде всего деревянный каркас, который должен был служить статуе Зевса костяком. После этого они покрыли каркас пластинками из слоновой кости, представлявшими кожу бога, и золотыми листами, изображавшими его одеяние. Рабочие скрыли стыки, так что завершенная статуя смотрелась как монолитная фигура. Известно, что сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Под усиленной охраной в храм к ногам громовержца доставили драгоценные каменья и 200 кг чистого золота. По современным расценкам, стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8 млн. долларов.

Когда строительство статуи было завершено, ей еле хватило места в храме. Страбон писал: «...хоть сам храм — очень большой, скульптор подвергается критике за то, что не учел реальное соотношение пропорций статуи и размеров храма. Он показал Зевса сидящим на троне, но с головой, которая почти упирается в потолок, чтоб у нас складывалось впечатление, что если Зевс встанет, то головой снесет крышу храма».

По работам древних историков, многочисленным пересказам и археологическим находкам (небольшие копии, изображения на монетах), мы можем судить о том, как выглядела эта скульптура древнегреческого божества.

Описание статуи Зевса

Фигура сидящего в конце зала на троне главного греческого божества была высотой 12 метров 40 сантиметров (некоторые источники называют цифры в 13, 14 и даже 20 метров), что равняется высоте четырех-пятиэтажного дома. Есть данные, что статуя буквально касалась головой потолка храма, однако не все источники подтверждают этот факт, считая это явным преувеличением. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту.

Следует заметить, что впервые в греческом искусстве Фидий создал образ милостливого бога, он придал облику Зевса выражение доброты и глубокой человечности. Оливковый венок украшал голову бога-громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног. Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости (по-гречески — «элефас») и золота (по-гречески — «хризос»). Именно поэтому такая техника называется хрисоэлефантинной. В то время она считалась вершиной искусства, поскольку поражала глаз обывателя своей реальностью и величием. Лицо, руки, другие обнаженные части тела были из розоватой, теплой слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии — из золота, а глаза — из драгоценных камней. Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, называли странными сочетания в его образе властности и милосердия, мудрости и доброты.

«Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица — орел. Обувь бога и верхняя одежда — также из золота, а на одежде — изображения разных животных и полевых лилий», — так рассказывал об услышанном Павсаний в «Описании Эллады» (II век н. э.). Таким образом, в правой руке на раскрытой ладони он держал фигуру богини победы Ники, а левой опирался на высокий жезл — символ власти — скипетр с орлом.

Трон был сделан, по одним источникам, из кедра, по другим — из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Боковые стенки были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники — богини победы. Ручки трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты — богини Красоты, дочери Зевса и Геры. Перед пьедесталом с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором. Он служил, по словам все того же древнегреческого писателя Павсания, для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую. Вдоль стен храма соорудили площадки для зрителей, чтобы люди, поднявшись на них, могли увидеть лицо бога.

Торжественное открытие

В 435 г. до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн, о котором мы уже упоминали. Поверх воды в нем наливалось оливковое масло: поток света из дверей падал на темную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремлялись вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льется от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес для того, чтобы позировать Фидию. Современник писал: «Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?». Наложение на дерево пластинок золота и слоновой кости требовало тончайшего мастерства. Великое искусство ваятеля сочеталось с кропотливым искусством ювелира. Зевс был столь величествен, что, согласно преданию, когда Фидий завершил свой труд, он подошел к статуе, как бы плывущей над черным мраморным полом храма, и спросил: «Ты доволен, Зевс?» В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен.

Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии, он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где вскоре и умер. По другой версии, он прожил еще 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении. Однако потомки высоко ценили творение Фидия. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон (I век до н. э.) назвал Зевса Олимпийского воплощением красоты, римский писатель и ученый Гай Плиний Старший (I век н. э.) считал скульптуру несравненным шедевром. Сами же греки не считали Храм Зевса выдающейся постройкой: в их стране было много и других красивых зданий. Зато нигде не было такой уникальной статуи Зевса, как в этом Олимпийском Храме! Именно поэтому сквозь столетия мы, выбрав в качестве чуда Олимпию, вспоминаем не храм, не святилище, а только статую Громовержца, стоявшую внутри.

Перенос и гибель статуи

Около 40 г. н. э. римский император Калигула захотел перенести статую в Рим. За ней были посланы рабочие, но, согласно легенде, статуя разразилась взрывом смеха, и рабочие разбежались.

Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II веке н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Статуя же была отреставрирована скульптором Димофонтом.

В 391 году н. э., после принятия христианства, были закрыты греческие храмы. Император Феодосий I, утверждавший христианство, в 394 году запретил Олимпийские игры как часть языческого культа (за два года до этого все языческие культы были запрещены). После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, византийские императоры (по некоторым данным, по инициативе зажиточных греков) впоследствии перевезли со всеми предосторожностями в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах позволяли себе ценить высокое искусство, и потому собирали все лучшие его произведения. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры (предположительно в 462 или в 476 году) дворец императора Феодосия II был уничтожен пожаром. Деревянный колосс стал добычей огня: лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от великого творения Фидия.

Олимпию же и далее подстерегали неудачи — землетрясения, обвалы, пожары и наводнения. Храм был значительно поврежден. Наконец от Храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры. Последнее упоминание о нем относится к 363 году н. э. В Олимпийской области в VI веке случилось землетрясение. Храм и стадион были окончательно разрушены наводнениями, остатки их покрыты илом. Это помогло фрагментам Олимпии просуществовать более тысячи лет.

Были сделаны копии статуи, включая большой прототип в Курени (Ливия). Однако, ни одна из них не сохранилась до сегодня. Ранние реконструкции, как например, реконструкцию Эрлаха, сегодня считают неточными. От статуи и храма остались лишь воспоминания. Так погибло еще одно чудо света, но основанные, согласно легенде, Громовержцем Олимпийские игры были восстановлены в конце XIX века и сейчас собирают атлетов уже со всего мира, готовых померяться силой в самых разных видах спорта.

Постскриптум: а была ли статуя?

Когда от памятника не остается и следа, появляется соблазн (часто мотивированный) приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от нее не сохранилось ни единой копии. Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства ее создания.

Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия. Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса — не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом.

Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская — каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нем, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного «цеха». Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской — в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди — в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причем именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: «Принадлежу Фидию».

Можно подумать, что рок был особенно немилостив именно к чудесам света, судьба которых сложилась столь трагически. Это не так. Груды мусора, высоченные холмы, поднимающиеся на Ближнем Востоке, в Средней Азии, в Индии, Китае, — следы существовавших там некогда и полностью исчезнувших с лица земли городов, от которых не осталось ни одного дома или храма, а зачастую и названия. Каждый год приносит известия о новых замечательных открытиях археологов, как правило несущих в себе и нотку печали. Настенные росписи в Пенджикенте рассказали о дворце в этом городе, которого никто никогда не увидит; статуя лежащего Будды, открытая в Средней Азии, поведала о многих буддийских храмах, от которых не осталось и следа; львиные капители колонн и остатки массивных алтарей в городе-храме, найденном в Колхиде, повествуют о зданиях и скульптурах, погибших безвозвратно...

Если свести воедино все выдающиеся памятники древности, окажется, что вряд ли один из ста дожил до наших дней. К счастью, это никогда не удерживало людей от новых попыток построить, вылепить, вытесать, нарисовать — выразить себя и свое время в высоком искусстве. И то немногое, что сохранилось до наших дней, дает возможность представить себе искусство Востока, дает нам право гордиться великими мастерами прошлого, где бы они не творили — в Индии, Сирии, Японии, Бирме, Эфиопии...

Была упомянута Павсанием, любознательным путешественником, в его незатейливом, но подробном «Описании Эллады», возраст которого датируется II столетием. В своём труде он повествовал о городах, которые посетил, об их жителях, местных сказаниях и достопримечательностях. Среди всего этого им была указана и Олимпия - маленький посёлок в Пелопонесе.

Это особенное произведение дошло до наших дней. В 1516 году его издали в Венеции, а в 1898 году – в Англии. Достоверность изложенного подтвердили археологические раскопки, начатые на месте изгиба р. Кладеон в XVIII веке и продолжающиеся и по сей день.

Местонахождение и название этого населённого пункта связано с греческой мифологией, создавшей божественный пантеон во главе с Зевсом. Согласно одному из мифов, он победил своего отца Крона и сбросил в Тартар с вершины Крониона.

Другая история, что у основания этой горы совершил свой шестой подвиг Геракл, главный мифический герой, очистивший конюшни царя Авгия. Изменив русло реки Руфии, он сумел смыть не только навоз от тысяч лошадей, но и конюшни. Разгневанный правитель Элиды не пожелал выполнить уговор с Гераклом и отдать за работу десятую долю своих стад, за что был изгнан им со своих земель.

В ознаменование своего триумфа над вероломным Авгием, герой посадил оливковую ветвь, из которой выросла рощица Алтис, зелёной лентой опоясавшая Кронион.

В междуречье Алфеи и Кладеона, в тени священной рощи появилось селение, названное в честь победы Зевса Олимпией, от названия обители богов.

Для прославления подвигов античного героя Геракла, а также в честь главы греческого пантеона, с 766 г. до н.э. на западе Элиды начали проводить соревнования, получившие наименование олимпийских. С каждым годом росло число атлетов и зрителей.

Масштаб этих состязаний потребовал строительства храма в Олимпии, которого здесь не было.

Статуя Зевса и гений Фидий

В 456 году до н.э., через 15 лет после начала проекта, величественное сооружение распахнуло свои врата для олимпийцев.

Архитектор Лебон спроектировал самое большое святилище того времени. Мраморное чудо, площадью свыше 1700 кв.м, возвышалось на высоту 20 м., 13 колонн поддерживали крышу. Наружные стены храма Зевса были расписаны фресками и дополнены скульптурами. Десятиметровая бронзовая дверь скрывала от глаз внутреннее убранство. 34 колонны из известняка окружали здание по периметру.

Статуя Зевса была заказана знаменитому афинскому скульптору Фидию.

По совету Гомера он изваял её из слоновой кости, золота и драгоценных камней. Рядом с храмом была построена таких же размеров мастерская, где трое человек (Фидий и двое помощников) десять лет трудились над созданием изваяния.

Легенда гласит, что, закончив своё творение, афинянин воскликнул: «Зевс, ты доволен?!». Удар молнии в подножие статуи был ему ответом.

Греки были жизнелюбивы, фундаментальные парадигмы, которым они руководствовались, можно выразить следующими положениями: «Все мы смертны. Никто не знает, встретит ли он завтрашний день. Живи и наслаждайся жизнью, пока она у тебя есть. Прочие заботы предоставь судьбе. » В дальнейшем такой подход назвали эпикурейством по имени философа Эпикура, подвёдшего под этот принцип идеологический базис.

В мировоззрении эллинов господствовал культ тела, поэтому их кумиры были безупречно красивы и физически развиты. В их представлении они были титанами, по сравнению с которыми люди были ничтожно малы.

Изображения древнегреческих идолов поражают воображение своими габаритами, но статуя Зевса, созданная Фидием, была самая внушительная из всех античных богов.

Взорам вошедших в храм в трепетном сиянии светильников представал пурпурный занавес. Он падал, открывая лик «тучегонителя», и трепет пробегал по жилам присутствующих в святилище.

На возвышении 6 на 9 м. стоял трон из чёрного дерева с инкрустацией, на котором восседал владыка мира - Зевс. Голова, глаза и плечи бога сияли, как под лучами солнца.

Такой эффект достигался за счёт преломления света. Рядом со скамьёй, на которую опирались ноги идола, было сделано углубление, куда заливалось оливковое масло. Масляная плёнка играла роль зеркала, отражая лучи света и направляя их на голову и плечи «отца богов и людей».

  • Накидка, спускавшаяся с плеча и покрывавшая колени, оливковый венок и обувь были золотыми.
  • Символ победы - богиня с крыльями Ника была в правой руке главы Олимпа. Скипетр с орлом, символ власти - в левой.
  • Трон и пьедестал были украшены картинами сцен подвигов Геракла, военных походов греческих героев.
  • Общая высота статуи Зевса с пьедесталом была около 17 м. и весила почти 3 тонны.

Красота и величие монумента, по словам древних авторов, внушали людям благоговение и покой. Почти тысячу лет просуществовал этот памятник человеческому гению. Много воды утекло в реке Алфей.

Упадок храма и статуи Зевса в Олимпии

В 146 году до н.э. Грецию завоевал Рим. Императоры были благосклонны к эллинам. Впитав в себя их культуру и религию, они стали поклоняться тем же богам, переименовав на свой лад.

Нерон покровительствовал Олимпийским играм и не раз присутствовал на соревнованиях, для чего в этой деревне для него была сооружена вилла.

Калигула, страдавший манией величия, решил перенести игры и статую Зевса в столицу. Но, как говорит предание, во время попытки сделать это громовержец разразился громовым хохотом, от которого служители в испуге разбежались.

После принятия римлянами христианства языческие капища и обряды оказались под запретом и подверглись уничтожению и гонениям.

Статуя Зевса в Олимпии

В V в. до н. э. граждане города Олимпия решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 годами до н. э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор. Скульптора звали Фидий, и он уже успел сотворить две величественные статуи богини Афины. В Олимпии Фидий и его помощники создали прежде всего деревянный каркас статуи Зевса. После этого они покрыли каркас пластинками из слоновой кости, представлявшими кожу бога, и золотыми листами, изображавшими его одеяние. Рабочие скрыли стыки, так что завершенная статуя смотрелась как монолитная фигура.

Зевс восседал на троне, инкрустированном черным деревом и драгоценными камнями. Законченная статуя достигала 13 м в высоту и почти касалась потолка храма. После своего завершения в 435 году до н. э. статуя на протяжении 800 лет оставалась одним из величайших чудес света. Около 40 года н. э. римский император Калигула захотел перенести статую в Рим. За ней были посланы рабочие, но, согласно легенде, статуя разразилась взрывом смеха, и рабочие разбежались. В 394 году н. э. римский император Феодосий I, сделавший христианство государственной религией, запретил Олимпийские игры и приказал закрыть греческие храмы. Несколько лет спустя статую Зевса перевезли в Константинополь. В 462 году н. э. дворец, в котором стояла статуя, был уничтожен пожаром. В Олимпийской области в VI в. случилось землетрясение. Храм и стадион были разрушены наводнениями, остатки их покрыты илом.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СФ) автора БСЭ

Сфинкс (статуя) Сфинкс (греч. Sph?nx), 1) в Древнем Египте - статуя, изображающая фантастическое существо (дух-охранитель, воплощение царской власти) с телом льва и головой человека (обычно портрет фараона) или священного животного. Крупнейший из сохранившихся С. - так

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

92. Статуя Свободы Статуя Свободы величайшая женщина в мире» стоит на входе в нью-йоркскую гавань и вот уже более века приветствует всех прибывающих в Нью-Йорк. В то же время она напоминает каждому об идеалах, на которых строилась целая нация. Высоко поднятый в ее руке

Из книги 100 великих музеев мира автора Ионина Надежда

На земле священной Олимпии Это место, название которого, а отчасти и традиции живы и поныне, было одним из самых священных мест Древней Эллады. Здесь никогда ни один грек не поднял меч на другого грека, здесь никогда не проливалась людская кровь. Это был остров мира, центр,

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

Статуя Зевса (440–430 гг. до н. э.) Лукиан приводит предание о том, как Фидий работал над своим самым известным произведением: «И пусть не смущает тебя то, что ты будешь перерабатывать сочинение, уже ставшее известным читателю, потому что даже Фидий, как говорят, поступил

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора

Статуя Шивалингамутри (II век до н. э.) Согласно брахманизму и индуизму, являвшихся в течение тысячелетий господствовавшими идеологиями Индии и важнейшими элементами ее духовной культуры, искусство должно выражать в образе божества не идеалы красоты (как в античной

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Пергамский алтарь Зевса (II век до н. э.) Алтарь Зевса в Пергаме - одно из самых замечательных творений эллинистического периода.Пергамское государство достигло своего наивысшего расцвета к середине III века до нашей эры, когда там правили цари из династии Атталидов. На

Из книги Автомобильные экскурсии по Криту. Путеводитель. автора Автор неизвестен

Статуя Августа (I век до н. э.) Гай Октавий родился 23 сентября 63 года до нашей эры в Риме. Он рано потерял отца, и решающую роль в его жизни сыграло родство с Юлием Цезарем. Октавий был внуком сестры Цезаря.Октавий получил хорошее воспитание. Его мать Атия очень следила за

Из книги Автомобильные маршруты по Пелопоннесу автора Автор неизвестен

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Какой была статуя Зевса в Олимпии, одно из семи чудес Древнего мира? Представление о статуе Зевса в Олимпии можно получить только из описаний древнегреческого писателя Павсания и по изображениям на античных монетах. Это чудо было создано около 430 года до нашей эры

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Маршрут 4 Ласити - Пещера Зевса. Точки маршрута. А. Отель(GPS: __________________)B. Деревня Краси платан(GPS: 35.233658 25.468883)C. Долина 1000 мельниц 2(GPS: 35.176194 25.47246)D. Долина 1000 мельниц 4(GPS: 35.176264 25.477781)E. Долина 1000 мельниц 3(GPS: 35.171563 25.477781)F. Пещера Зевса(GPS: 35.1649916 25.4474299Время работы: 8.30 - 14.00Стоимость: 4

Из книги Полная энциклопедия мифологических существ. История. Происхождение. Магические свойства автора Конвей Динна

Из книги автора

B - Археологический музей Олимпии Археологический музей Олимпии (A??????????? ??????? ????????) - один из самых известных греческих музеев, представляет историю одного из самых известных святилищ античности - святилище Зевса, отца богов и людей, в месте, где родились Олимпийские

Из книги автора

Где можно было увидеть статую Зевса? Одно из чудес света, огромная статуя греческого бога Зевса, появилась в V веке до нашей эры в Олимпии. В золотой накидке и с лавровым венцом на голове, Зевс сидел на высоком троне, в левой руке сжимая скипетр с орлом, а в правой держа

Из книги автора

Из книги автора

Белый орел Зевса Эта величественная и прекрасная гигантская птица была особым посланником греческого бога Зевса, а также символом верховного бога для всех народов Греции. Белый орел выглядел в точности как любой другой орел, отличаясь только гигантским размером и