Золотая пряжка. Золотая пряжка бам

Представляю вашему вниманию финальный пост из августовской поездки на Байкал. Весь день мы с вами проведем на Кругобайкальской железной дороге - уникальном памятнике инженерного искусства. В этом отчете мы узнаем почему проводницы не любят китайцев, узнаем какие гастарбайтеры строили в России эту дорогу, увидим нерпу в естественной среде обитания ну и конечно же насладимся великолепными видами Байкала.

1. Горизонт сливается и тяжело понять где небо, а где Байкал


2. Отправлялись мы в это путешествие из , в которой я был несколько дней назад. Нам просто нереально повезло и мы увидели нерпу, плавающую в сотне-другой метров от берега. Постарался максимально увеличить размер фото, чтобы не совсем убить качество. Но мой объектив конечно слабоват для таких дальнострелов:)


3. Пока мы плыли на пароме до порта Байкал, что находится на другом берегу Ангары за иллюминатором проплывали острова...


4. ... а ближе к самому порту нас встречали потрепанные временем корабли


5. На этом поезде нам предстояло проехать всего 100 километров, но с учетом всех остановок и обратной дороги эта поездка занимает более 13 часов


6. С нами в вагоне ехала группа китайцев. Об особом отношении к гостям из Азии мы сразу поняли услышав по динамикам информацию от гида всего поезда: "В экскурсии по Кругобайкальской железной дороге нельзя выкапывать растения и рвать цветы. Специально для гостей из Юго-восточной Азии: ВЫЕДАТЬ растения под корень КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещается"


7. Не успели тронуться от порта Байкал и сразу был замечен домик с интересной крышей


8. Интересно что означают эти абстрактные изображения?


9. На первой остановке Уланово нам рассказали о природе Байкала и показали старинную заброшенную котельную


10. Дальше дороги нет


11. Вы не представляете насколько было сложно сделать кадр, где на путях до поезда нет людей:)

12. На следующей остановке нас отправили пешком по тоннелю. Мною был обнаружен пакет от чипсов через который все переступали - пришлось взять на себя роль борца за чистоту Байкала. Удивительное свинство конечно


13. Виды потрясные. На мой взгляд каменные постройки очень удачно вписались в природную композицию. Всего на КБЖД было сделано около 470 мостов разных габаритов и 6 виадуков.


14. А вот кадр для понимания того, в какой маленькой компании мы путешествовали:)


15. Есть еще другой вариант посмотреть на красоты КБЖД - приехав из Иркутска на таков вот корабле. Но я очень рад что мы ехали на поезде - по крайней мере у нас не орал шансон на всю округу:)


16. Вода в Байкале словно стекло


17. Наверное самое красивое место на КБЖД с точки зрения архитектуры - итальянская подпорная стенка. Названа так, по той причине что проект разрабатывал итальянец Феррари. Да и вообще в строительстве КБЖД было задействовано немало итальянцев, впрочем как и поляков с албанцами. Всего строило КБЖД около 15 000 человек, большинство из которых были каторжники, в отличии от вольно нанятых иностранцев.


18. Красивая кладка - а ведь можно было просто сделать ровную стену как в других местах. Интересно, несут ли эти арки какую то армирующую функцию или только в качестве эстетики?


19. Помните сколько людей было с нами на поезде? А теперь представьте каких трудов стоило сделать этот и предыдущих два кадра:)


20. Проезжая мимо небольшого поселка было обнаружено чудо техники. Кто знает что это такое и зачем?


21. Вот такая вот железнодорожная остановка


22. По ту сторону поезда Байкал


23. Обратите внимание насколько "часто" тут ездят поезда:)


24. Наверное это была самая длительная остановка за всю поездку


25. Был обнаружен китайский хипстер, который кушал виноград и с улыбкой наблюдал за происходящим. А происходящее на фоне купалось в воде и пьяным голосом кричало: "Мужики, ну чё не купаетесь то, ааааррг? Давайте все в воду. Где моя Наталья? Наталья иди сюда. Ааааргх"


26. Для туристов сделали кафешки под открытым небом и торговлю чем Байкал и Китай послал. В трёхлитровых бутылках курильский чай - вкусный напиток.


27. А самовар топят шишками и запах стоит просто волшебный


28. Самый длинный (778,4 метра) и прямой тоннель расположен как раз в этом месте. Рядом находится и самый короткий - 29.8 метра. Пробивка таких тоннелей осуществлялась взрывчаткой. В день пробивали не более 40-50 см.


29. КБЖД считается красивейшей среди железных дорог мира. И глядя на Байкал с одной стороны, удивительную природу с другой трудно с этим не согласиться


30. Старинный американский паровоз в качестве музейного экспоната


31. Фото сделанное уже на следующей остановке. Когда делал этот кадр понял как сильно соскучился по дочке и жене и обрадовался тому, что на следующий день их должен увидеть.

32. Кирикейский комплекс. Очень сложный участок дороги - постоянный обвалы, река - поэтому делали сразу 2 тоннеля. Река течет по желобу в центре кадра между двух тоннелей.


33. На потолке копоть от паровозов и какие то сопли:)


34. Всего построили 41 тоннель из которых сохранилось 40. На каждый километр дороги использовали примерно вагон взрывчатки. Общая длина всех тоннелей КБЖД около 9.5 км.


35. Спокойствие


36. А за спиной симбиоз природы и каменного зодчества

37. Всего было построено около 270 подпорных стенок различной сложности

38. Раньше КБЖД называли "Золотой пряжкой стального пояса России", пряжкой - потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой - потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги.


39. Спокойствие часть вторая:)


40. Невооруженным глазом тяжело понять где заканчивается линия горизонта и начинается небо. Только тонка полоса гор вдалеке намекает о том, что переход от земли к небу есть


41. Заброшенное инженерно-техническое сооружение


42. Интернациональная дружба - на руках русского гида уснул китайский малой:)


43. На КБЖД встречаются постройки и для элитного отдыха. Были замечены и теннисные корты. Говорят что сюда приезжал Сам и не раз:)


44. Финальная точка маршрута - станция Слюдянка. Отсюда наш поезд отправился в Иркутск


45. Под конец мы уже совсем осмелели и попросили хипстера сделать совместный кадр. Он выдал в руки омуля, т.к. по другому фотографироваться отказывался и пугал нас Ким Им Сеном в случае чего. Так же в кадр попала девочка несущая за ггриву розовую лошадку. Вот такой вот сюр:)


46. Закат мы уже встречали по пути до Иркутска


47. Благодаря этой фото вы узнали что весь день мы провели в вагоне под номером 3. Чуть не забыл рассказать про нелюбовь проводниц к жителям Поднебесной. Когда мы выходили в Иркутске, под местами где сидели эти удивительные и улыбчивые граждане с дорогими фотокамерами, уровень мусора зашкаливал. Печаль.


48. Иркутское солнце подмигивало нам всю обратную дорогу:)

Поездка не была бы такой интересной если бы не компания в которой я путешествовал. За что всем еще раз отдельное спасибо:)

Думаю что теперь надо обязательно посетить Байкал зимой, полюбоваться ледяными узорами и покататься на буерах по просторам самого глубокого озера в мире.

Кругобайкальская железная дорога — место уникальное не только на Байкале, но и, пожалуй, во всем мире. По количеству разного рода работ, приходящихся на 1 км пути, по трудности их выполнения и стоимости, Кругобайкальская дорога превзошла все построенные рельсовые пути в мире и по праву считается одной из красивейших среди железных дорог мира.

Это место, где на обрывистых склонах восточного Байкальского побережья удивительным образом слились воедино удивительная архитектура с мощными скалами. Склоны, обращенные к Байкалу, во многих местах очень круты, прорезаны узкими, но глубокими долинами, иногда почти вертикально вздымаются над озером.

Кругобайкальская железная дорога является уникальным памятником инженерного мастрества.

Немного истории:

17 мая 1891 г. царь Александр III издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали.

Строили её, в основном, сосланные в Сибирь каторжники. Всего было задействовано около 15 000 человек, работавших по 14-16 часов в сутки. Часто происходили несчастные случаи, за год погибало до 100 человек, основными причинами высокой смертности были цинга и травматизм. Именно поэтому этот участок называют «дорога на костях».

Пробивка тоннелей осуществлялась преимущественно вручную, с использованием взрывчатки. Суточная скорость продвижения составляла 40-50 см. По вольному найму работали специалисты по кладке камня из Италии и Албании, использующие в строительстве элементы циклопической кладки, при которой камень ставится без связывающего раствора, путем подбора по форме.

На каждый километр пути в среднем израсходовано по одному вагону взрывчатки и произведено земляных работ по объему, равному вместимости примерно 400 вагонов, что сравнимо с объемом работ на строительстве Суэцкого канала.

За период строительства этого участка транссибирской железной дороги (от Култука до порта Байкал) строители возвели 41 тоннель. Из них 40 сохранилось. Общая протяжённость тоннелей около девяти с половиной километров. Было построено 15 каменных галерей и 3 железобетонных. Через реки, ручьи, пади, ложбины, бухты озера Байкал было переброшено около 470 больших и малых мостов и 6 виадуков. Для защиты пути построили около 270 различных укреплений: подпорных стенок, мощений и прочих. Было построено 18 каменных труб и лотков. По некоторым подсчётам на каждые 100 метров пути на Кругобайкальской железной дороге приходится одно инженерно-техническое сооружение.

По объему, сложности и стоимости работ этот участок не имел себе равных среди железных дорог России. До революции этот короткий участок пути называли "Золотой пряжкой стального пояса России", пряжкой — потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой — потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги.

Однако не только огромными капиталовложениями славится легендарная магистраль. Сегодня это, пожалуй, одна из самых красивых железных дорог в мире. Отовсюду приезжают сюда тысячи туристов, желающих убедиться в этом. После строительства в 1958 году Иркутской ГЭС часть участка КБЖД (от Иркутска до порта Байкала)была затоплена и участок стал тупиковым.

Познакомиться с КБЖД можно по-разному:

1. Можно пройти ее пешком, некоторую часть, либо всю, от начала до конца. Это самый радикальный способ познакомиться с природой, Байкалом и самой легендарной железной дорогой России. Такой вариант выбирают путешественники, которые хотят вдали от туристических групп насладиться природой и незабываемыми пейзажами Священного моря.

Учитывая общую протяженность дороги — 84 км — для пешего неспешного маршрута необходимо выделить как минимум 4 дня. Учитывая большое количество пикниковых и кемпинговых зон с местами для палаток и готовыми деревянными столиками через каждые 5 км прямо возле озера, комфорт передвижения гарантирован.

Наиболее интересный участок ост. Старая Ангасолка - порт. Байкал.

На основных станциях (через 10-15 км) найдутся сельские магазины, где можно будет подкупить провиант (молочные продукты, свежий хлеб, овощи).

Тем не менее для этого варианта надо обязательно иметь с собой палатку, спальник, налобный фонарик с запасными батарейками, трекинговую обувь, средство от клещей (в период клещевой активности с мая по июль), одежду для дождя.

При пешем маршруте всегда можно сойти с дистанции и доехать до любой конечной станции на проезжающей по КБЖД местной электричке — «матане», которая идет со средней скоростью 15-20 км/ч и преодолевает расстояние в 84 км за 6-7 часов со многими остановками «по требованию». Расписание движения «матани» можно узнать по телефону ж/д вокзала Иркутск-Пассажирский, или у местных жителей, для которых электричка — единственный способ связаться с «большой землей».

2. Проехать по КБЖД на экскурсионном электропоезде повышенной комфортности (Кругобайкальский экспресс) с остановками и осмотром основных достопримечательностей КБЖД. Электропоезд отправляется утром из Иркутска до станции Слюдянка, откуда и начинается основной маршрут по КБЖД до конечной станции порт Байкал и далее, перебравшись на пароме через Ангару, автобус к вечеру привозит туристов обратно в г.Иркутск.

Экскурсия проходит круглогодично, занимает полный световой день и насыщена осмотром достопримечательностей с остановками и стоянками поезда через каждые 15-20 км.

3. На пике популярности у туристов вот уже в течение двух лет является водная экскурсия вдоль Кругобайкальской железной дороги.

Водную экскурсию обслуживает теплоход на воздушной подушке «Баргузин».

В двух местах — на мысе Половинный и мысе Толстый теплоход осуществляет остановки с возможностью осмотра достопримечательностей. К вечеру теплоход тем же маршрутом возвращается в Иркутск. Минус такого путешествия — ограниченное количество мест остановок, возможность проведения только в летнее время и необходимость заказывать билеты за 2 недели в связи с высоким спросом.

4. В зимнее время вдоль всей КБЖД проложен зимник (автомобильная дорога) по льду озера вдоль берега. Поэтому добраться до КБЖД и проехать вдоль нее в обе стороны не составит большого труда. Единственное условие — необходимо знать правила езды по зимнику и не съезжать с проторенных мест, отмеченных специальными вешками. Помните о том, что на Байкале ежегодно тонет около 70 автомобилей.

Интересные объекты:

1. Знакомство с КБЖД обычно начинается в Слюдянке, небольшой город на южной оконечности Байкала. Именно здесь находится единственное каменное здание станции, построенное из белого и розового мрамора.

2. 149 км. Старая Ангасолка. Очень интересна станция Старая Ангасолка. После этой станции начинается наиболее насыщенный архитектурными и инженерными объектами участок дороги. Каменный арочный виадук «Ангасольский» поражает своей красотой и мощью. Здесь же находится музей известного на весь мир художника, путешественника, писателя, философа — Николая Константиновича Рериха. Музей располагается в доме, где 1926 году останавливалась семья Рерихов.

3. Далее — Шабартуйский комплекс искусственных сооружений. Это железный мост первого пути «езда по верху». Между каменными опорами - пролеты в 20 саженей. Кроме этого моста, здесь имеется железобетонный виадук, двухпролетный, арочного типа.

4. 123 км. Киркирей

Самое восхитительное и загадочное место — комплекс «Киркирейский». В этом месте строителем пришлось много потрудиться. Неукротимый характер реки Киркирей, а также горные обвалы, которые постоянно происходят в этих местах, вынудили строителей во второй строительный период пробивать параллельно тоннелю №18 еще один — № 18, а также построить водоотвод прямо над тоннелем. В 1904 году именно здесь были замкнуты в единую цепь Восток и Запад России. В присутствии министра путей сообщения был забит последний костыль на участке КБЖД.

5. 109 км. Станция Половинная

Одно из мест отдыха, которые больше всего любят туристы — падь Половинная. Живописная долина реки Половинная расположена между мысом Половинный и Чайкиным утесом. В этих местах проходит два тоннеля — самый длинный (778 метров) и самый короткий. За тоннелем со стороны Байкала есть несколько укромных бухт с уютными песчаными пляжами, которые отлично подходят для купания. На станции находится памятный паровоз времен строительства дороги. Этот паровоз был произведен в США по заказу СССР, а теперь любой желающий может забраться внутрь и прикоснуться к истории.


6. 02 км. Итальянская стенка

И, наконец, одно из самых красивых мест КБЖД — подпорная стенка «Итальянская». Такое название она получила из-за того, что ее арки очень напоминают итальянскую архитектуру. Неподалеку находится галерея № 7 «Большая Шумихинская». Ее построили для того, чтобы защитить дорогу от камнепада.

Независимо от выбора направления пешего движения по КБЖД открывающиеся пейзажи Байкала одновременно с красотой уникальных сооружений, сделанных руками человека, производят на любого путешественника неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Кругобайкальская железная дорога, которую местное население называет по-свойски Кругобайкалкой, - одна из уникальных железнодорожных веток, что есть на территории нашей необъятной родины.

Первый Байкальский

И речь не только об инженерно-технических решениях, прогрессивных для начала прошлого века – хотя до сих пор поражаешься тому, КАК это построено (практически вручную! Без использования сложной техники), да еще за столь короткий срок. Дело еще и в том, как этот памятник технической мысли человека вписан в вечный памятник окружающей природы, когда уникальность великого озера не нарушена вмешательством человека, а лишь подчеркивается им. Красоту природы дополняет красота рукотворного объекта, органично вписанного в ландшафт.

Чтобы понять, что Кругобайкальская железная дорога – не просто железнодорожная ветка (да еще и тупиковая), что идет по южному берегу Байкала, начать надо издалека.

Все началось еще во второй половине 19 века, когда был придуман Транссиб. Сибирский железнодорожный путь представлял собой настоящую стройку века – от Миасса до Владивостока (с точки зрения исторической правды, именно эта часть и называется Транссибирской магистралью) за четверть века было переброшено железнодорожное полотно и налажено сообщение между западом и востоком огромной страны.

Чтобы построить такую махину, весь путь был разбит на семь участков, одним из которых и стала Кругобайкальская дорога. Впоследствии ее назовут «Золотой пряжкой Транссиба». Иногда это название можно услышать в более поэтичной версии – «Золотая пряжка стального пояса России», что является допущением не только по созвучию: Иркутск традиционно держит за собой статус «середины Земли», а значит, где же еще находиться «золотой пряжке», как не в непосредственной близости? Формально именно в Иркутске и начинался Кругобайкальский участок магистрали, а заканчивался – на восточном берегу Байкала, на станции Мысовая. Сегодня это город Бабушкин.

Первые работы по проектированию дороги начались еще в 1880-е годы, когда инженеры начали определяться на местности. Сначала думали строить дорогу по правому берегу Ангары, но река неоднократно показывала свой норов во время ледохода, потому неизбежные варианты строительства понтонных мостов отпали, и решено было тянуть железнодорожную ветку по левому берегу, крайне неудобному. Окончательное решение о том, где и как пройдет Транссиб на Кругобайкальском участке, было принято летом 1901 года. Тогда же и подсчитали, что строительство КБДЖ обойдется российской казне в 52 с половиной миллиона рублей.

Однако «пряжка» становилась «золотой» не только по данному показателю. Выдающиеся инженерные решения – вот что выделяет КБЖД среди прочих железных дорог России.

В 1899 году параллельно началось встречное строительство – от Мысовой до Танхоя, а потом и до Слюдянки. Здесь дорогу строили каторжане и ссыльные – арестанты Александровской тюрьмы. Впрочем, на строительстве КБЖД было достаточно много иностранных рабочих. В частности, около шестисот итальянских мастеров по строительству тоннелей. В их честь одна из подпорных стенок так и называется – Итальянская.

Весной 1902 года началось строительство самого сложного участка КБЖД – от Слюдянки до порта Байкал. Именно он сегодня и известен как Кругобайкальская железная дорога, или просто – Кругобайкалка, один из самых ярких байкальских рукотворных туристических объектов.

Это было грандиозное по сложности строительство. Изначально предполагалось, что надо будет пробить в горах 33 тоннеля, соорудить несколько подпорных стенок и виадуков. Строительство шло по самому берегу озера, потому все материалы приходилось доставлять по воде – на баржах или по зимнему льду.

При этом не стоит забывать, что только-только пришел 20-й век, а потому подавляющее большинство работ велось вручную.

Исследователи приводят такие цифры: на каждый километр Кругобайкалки ушло по вагону взрывчатки и по четыреста вагонов земли и щебенки.

С началом Русско-японской войны в 1904 году строителям было приказано ускориться. На строительство отправили еще четыре с половиной тысячи рабочих (к уже имеющимся девяти тысячам). Темпы возросли, но и сложность работ тоже. Однако 13 сентября 1904 года на 123-м километре, который пришелся на 18-й тоннель КБЖД, замкнулись рельсы Транссиба. Последний костыль символически вбил в лиственичную шпалу министр путей сообщения России Михаил Хилков. И уже 18 сентября 1904 года по Кругобайкальскому участку прошел первый поезд, а еще через год КБЖД была введена в постоянную эксплуатацию.

За пять лет было построено 260 километров железнодорожного полотна, пробит 41 тоннель (их общая длина – девять с половиной километров), построено 15 каменных и 3 железобетонных галереи, 270 подпорных стенок, переброшено 470 мостов и 6 виадуков…

Например, на 147-м километре в районе Ангасолки сохранился уникальный железобетонный мост. Таких мостов в России было построено всего три – на КБЖД, в Санкт-Петербурге и на дороге Старая Туапсинка близ Ставрополя. Сегодня лишь Ангасолский мост КБЖД сохранился в первозданном виде.

Интересен и мост на 100-м километре – над бухтой Березовой. Его несущая конструкция в длину составляет 116 метров, а в высоту – 19. Железную конструкцию весом 630 тонн накатывали прямо с путей с помощью лебёдок и дом­кратов на опоры, при этом середину моста поддерживали пять барж с понтонами... Этот мост – родной брат Проскуряковского моста через Енисей, названного так в честь автора проекта Лавра Проскурякова. В 1900 году этот проект заслужил первую премию на международной выставке в Париже… Сегодня Березовский мост демонтирован и перевезен на речку Выдрино, где служит до сих пор.

Историки подсчитали, что на каждые 100 метров пути на Кругобайкальской железной дороге приходится одно инженерно-техническое сооружение.

К слову, изначально у Кругобайкалки была всего одна колея. И лишь в 1911-1914 годах была построена вторая. А еще на всем пути от Слюдянки до порта Байкал организовали и обустроили десять остановочных пунктов, а к ним, соответственно, со временем пристроились пристанционные поселки.

С приходом революции на Кругобайкальской дороге тоже стало неспокойно. Летом 1918 года Киркидайский тоннель (между Слюдянкой и Мысовой) был взорван. И до сих пор вдоль дороги можно встретить братские могилы погибших в борьбе за советскую власть.

В 30-е годы, перед войной, активно строились поселки и вся инфраструктура к ним. Тогда же начались работы по укреплению дорожного полотна. Великая Отечественная война внесла свои коррективы, и изыскательские работы были завершены лишь к 1947 году. Вывод инженеров оказался неожиданным: дешевле достроить обходную дорогу от Иркутска до Слюдянки через горы, сделать ее полноценной двухпутной электрифицированной магистралью. Что и было сделано.

А потом строительство в 50-е годы Иркутской ГЭС довершило начатый процесс упадка КБЖД… Но и в то же время – начало ее туристического расцвета.

Сегодня Кругобайкальская железная дорога – это одноколейка длиной 89 километров, которая начинается в Слюдянке и заканчивается в порту Байкал. Четыре основных станции – Култук, Маритуй, Уланово и Байкал. Поезд проходит через 38 отлично сохранившихся тоннелей, самый длинный из которых – через мыс Половинный. Его длина – 777 метров. По пути следования встречается 248 мостов и виадуков и 268 подпорных стенок.

В 80-е годы дорога была частично реконструирована: положили новый путь, укрепили инженерные сооружения. Сейчас по Кругобайкалке курсирует один поезд, состоящий из тепловоза и пары вагонов. Весь путь он проходит за 4 часа 40 минут. На местном жаргоне поезд называется «мотаня» (от глагола «мотаться», в значении ездить туда-сюда) – его знают и любят многочисленные туристы, для которых КБЖД давно стала излюбленным местом отдыха.

На 106-м километре находится научно-исследовательская база Института ядерных исследований. Начиная с 1993 года здесь работает подводный байкальский нейтринный телескоп.

В 2005 году, когда дорога праздновала свое 100-летие, в порту Байкал перестроили старинное здание вокзала, где был открыт музей, посвященный истории Кругобайкальской железной дороги.

На сегодняшний день основными достопримечательностями КБЖД являются:

Вокзал в Слюдянке , построенный из белого и розового мрамора.

Станция Старая Ангасолка (149 км), после которой начинается самый насыщенный инженерными сооружениями участок дороги. Здесь же расположен уникальный каменный арочный виадук Ангасольский.

Шабартуйский комплекс (130 км) – железный мост и железобетонный двухпролетный виадук.

Киркирей (123 км). Здесь пробиты целых два параллельных тоннеля – №18 и №18 бис.

Станция Половинная (109 км). Живописная долина реки Половинная. В этих местах проходит два тоннеля – самый длинный и самый короткий.

Итальянская стенка (102 км). Одно из самых красивых мест КБЖД. Свое название стенка получила из-за того, что ее арки очень напоминают итальянскую архитектуру. Проект стены разрабатывал итальянец Феррари. Неподалеку находится галерея № 7 «Большая Шумихинская». Ее построили, чтобы защитить дорогу от камнепада…

А еще – само озеро, которым можно любоваться как из окна туристического поезда, так и во время пешего похода по одной из самых красивых, старых и необычных железных дорог страны.