В поисках легендарной земли. Танкер-газовоз «Эдуард Толль Образование и начало карьеры

История барона Толля началась задолго до его рождения. В начале XIX века, точнее, в 1810 году, путешественник и зверобой Яков Санников отправил в Императорское Русское географическое общество донесение об очередном открытии новой земли. В один из ясных солнечных дней, добывая песца на северной оконечности острова Котельный, он ясно видел на горизонте землю. К тому моменту Яков слыл уже известным путешественником, на его счету были три открытых острова, поэтому в словах Санникова не усомнились. Тем более, что открытие подтверждалось свидетельством его спутника.


Новосибирские острова. Где-то на севере от острова Котельный и видели Землю Санникова. Источник: wikimedia.org

Легенды и мечтатели

Вообще, Санников давно предполагал, что севернее Котельного лежит неизведанная земля. О ней издревле ходили легенды. У северных якутов существовали предания о народе онкилонов, который однажды снялся со своих стоянок и вместе с оленями и собаками ушел на Север, якобы в теплые плодородные земли. Об этом рассказывали вернувшиеся с промысла охотники. Да и перелетные птицы, вместо того чтобы лететь на юг, тянулись косяками к северу, возвращаясь потом оттуда с потомством.

Как бы там ни было, но экспедицию на поиски новой земли государство организовывать не спешило. За него это сделал барон Толль. На свои деньги он с такими же энтузиастами добрался до Котельного. Ему, как и Санникову, удалось рассмотреть таинственную землю: четыре горы, переходящие в низину.

Из-за сложностей в погодных условиях, что не редкость в тех краях, добраться до увиденной суши экспедиция не сумела. Толль вернулся ни с чем. Но со дня, когда на горизонте показались пока еще недостижимые горы, поиск загадочной страны онкилонов стал для барона делом всей его последующей жизни.


«Заря» в лагуне Нерпалах, 14 декабря 1901 года, скан из книги Кузнецова «В поисках земли Санникова». Источник: wikimedia.org

Директива сверху

Сообщение Эдуарда Васильевича в Российской академии наук об обнаруженной им земле дало толчок амбициям Морского ведомства России. Докладом заинтересовались на самом верху: сам император дал приказ организовать первую официальную полярную экспедицию. Долго не могли найти требуемых для снаряжения экспедиции денег: тогда бюджет России трещал по швам.

Неизвестно, сколько бы еще правительство переливало из пустого в порожнее, возможно, экспедиция вообще бы не состоялась. Но Николай II в последний день 1899 года своим указом направил на организацию похода 200 тысяч рублей, изъяв их из кармана Академии наук.

Это было все, что смог сделать царь для первопроходцев. У них не было главного: судна, которое способно выдержать морское путешествие в жесточайших условиях Крайнего Севера.

И снова Толль вложил в рискованное предприятие собственные сбережения. Он выкупил у норвежцев тюленебойную парусно-паровую шхуну «Харальд прекрасноволосый», которое было переименовано в «Зарю». Покупка и переоборудование судна в шхуну-барк обошлись в 60 000 рублей – сумму, по тем временам неподъемную даже для барона. Поэтому пришлось привлекать благотворителей. Интерес к новым для России землям был настолько велик, что собрали сумму, примерно равную той, что была выделена Академией. Прекрасно продуманная и полностью укомплектованная экспедиция тронулась в путь из Кронштадта 21 июня 1900 года.


Экипаж экспедиции Эдуарда Толля. Третий слева в верхнем ряду будущий адмирал Колчак. Источник: wikimedia.org

Тот, кого нельзя называть

В экспедиции участвовали два десятка человек. Но в советское время об одном из них предпочитали не упоминать. Этот человек занимался тем, что промерял глубины: он был специалистом по гидрогеологическим и магнитным изысканиям. Звали его Александр Колчак . Впоследствии он станет противостоящим целой стране адмиралом. А в тот год в греческом порту Пирея Толль практически сманил зеленого лейтенанта в экспедицию с броненосца «Петропавловск», который шел с Балтики на Дальний Восток. Колчак разделил с бароном все тяготы экстремального путешествия по Арктике. Они вместе пережили зимовку на Таймыре, дважды добрались до Котельного. Только через год с небольшим (в сентябре) им удалось дойти до места, где вроде бы должна быть увиденная Толлем земля.

Хоть малые глубины и говорили о том, что суша где-то рядом, увидеть ее путешественники так и не смогли. Появились плотные туманы, и поиск в очередной раз был отложен. Команде пришлось еще раз зимовать на Котельном.

Таинственное исчезновение

В следующую весну Толль предпринял еще попытку добраться до таинственной земли. Но к моменту его возвращения шхуна не пришла к месту встречи: ледяные глыбы повредили «Зарю». Лейтенант Колчак обратился к Академии наук с просьбой доверить ему спасательную миссию. И с начала мая по начало декабря 1903 года в районе, где пропал барон, проходили активные поиски.

Но все старания найти команду Толля пропали даром: найдены были только геологическая коллекция и записка, написанная его рукой. Из записки узнали, что команда отправилась на юг острова Беннетта в октябре 1902 года. Добрался ли он до земли Санникова или так и погиб, не достигнув мечты, неизвестно.

Стоянку Толля в тридцатых годах нашли советские исследователи. А в семидесятых, по указаниям барона Толля, которые он оставил в своем дневнике, нашли схрон с прекрасно сохранившимися продуктами. Тушенка оказалась совершенно съедобной, что еще на месте проверили исследователи.

Танкер-газовоз «Эдуард Толль» («Eduard Toll») ледового класса является вторым танкером типа , серия из 15 которых строится в рамках реализации масштабного российского проекта по производству сжиженного природного газа Ямал СПГ. Строительство ведется в Республике Корея на верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering.

Газовозы данной серии способны круглогодично работать при температурах до -50 градусов по Цельсию. Ледовые усиления высокой арктической категории (Arc7) позволят им самостоятельно преодолевать льды толщиной до 2,1 метра при движении кормой вперед. Суда оснащены тремя пропульсивными комплексами типа «Азипод» общей мощностью 45 МВт, что сопоставимо с мощностью атомного ледокола. Новая система хранения газа мембранного типа GT NO 96 GW, используемая в грузовых танках суммарным объемом 172,600 куб. м, обеспечивает безопасную транспортировку СПГ по Северному морскому пути.

По данным DSME в распоряжение судоходных компаний Mitsui OSK Lines и Teekay поступят в общей сложности девять танкеров данной серии, а судоходной компании Dynagas – пять.

Головным судном данной серии является газовоз («Christophe de Margerie»), который был построен в ноябре 2016 года.

Танкер-газовоз «Эдуард Толль» был построен для судоходной компании Teekay. Назван в честь знаменитого российского путешественника барона Эдуарда Толля, погибшего во время полярной экспедиции. В 1900-1902 годах полярники изучали морские течения Карского и Восточно-Сибирских морей и искали легендарную Землю Санникова. Шхуна «Заря» получила повреждения, а Толль и еще несколько полярников, высадившиеся на остров Беннетта, бесследно пропали во льдах по пути к материку.

Танкер-газовоз «Эдуард Толль» («Eduard Toll») IMO: 9750696, флаг Багамские острова, порт приписки Нассау, церемония резки первой стали для судна прошла в апреле 2016 года, спущен на воду в январе 2017 года, в декабре 2017 года передан заказчику. Судостроитель: Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, Южная Корея. Владелец и оператор: Teekay LNG Partners.

Основные характеристики: Валовая вместимость 127000 тонн, дедвейт 97000 тонн. Длина 299,0 метра, ширина 50 метров, осадка 12 метров. Скорость в открытой воде - 19,5 узла; скорость при ходе во льдах толщиной до полутора метров - 5,5 узла.

Символ класса РС: KM(*) Arc7 AUT1-ICS OMBO EPP ANTI-ICE LI CCO ECO-S BWM(S) BWM(T) WINTERIZATION(-50) gas carrier type 2G (methane) (Arc7 at d<=12.0 m).

Новый танкер предназначен для перевозки сжиженного природного газа со строящегося завода «Ямал СПГ», будет ходить из арктического порта Сабетта на берегу Обской губы в Карском море до терминала в Зебрюгге (Бельгия, Северное море), где расположен крупнейший хаб по хранению и перегрузке СПГ.

10 января 2018 года самостоятельный 16-дневный переход в акватории Северного морского пути от мыса Дежнева до входа в Обскую губу. По сообщению от 06 июля в Чукотское море и следует по открытой воде. Танкер вышел из порта Сабетта с партией СПГ и следует к китайскому порту Цзянсу Жудун. Ледовая часть Северного морского пути была преодолена судном самостоятельно без ледокольной проводки всего за 9 дней. 19 июля состоялась торжественная разгрузки СПГ в порту Цзянсу Жудун, Китай. Чистое время в пути СПГ-танкера из порта Сабетта до места назначения составило 19 дней,

Лица истории

Российский полярный исследователь. Участник экспедиции А. А. Бунге на Новосибирские острова в 1885—1886 годах. Руководитель экспедиции в северные районы Якутии, исследовал район между нижним течением рек Лена и Хатанга (1893), возглавил экспедицию на шхуне "Заря" (1900—1902). Пропал без вести в 1902 году в районе острова Беннета.

В начале XIX века русский промышленник и путешественник Яков Санников увидел к юго-западу от острова Котельного — одного из Новосибирских островов — большую землю. Однако сам он не дошел до нее — путь Санникову преградили огромные полыньи, остававшиеся открытыми в течение почти всего года. Уроженец Таллина, геолог Эдуард Васильевич Толль поставил себе цель отыскать эту землю...

Толль окончил один из старейших российских университетов — Юрьевский (Тартуский). Первое свое путешествие совершил по Средиземному морю: сопровождал в научной экспедиции своего бывшего учителя зоологии профессора М. Брауна. Во время этого путешествия Толль изучал фауну Средиземного моря, знакомился с геологическим строением некоторых островов.

В 1885—1886 годах Толль был помощником Александра Александровича Бунге в академической экспедиции, организованной Российской Академией наук для "исследования прибрежья Ледовитого моря в Восточной Сибири, преимущественно от Лены по Яне, Индигирке, Алазее и Колыме и пр., в особенности больших островов, лежащих в не слишком большом расстоянии от этого берега и получивших название Новой Сибири". Эдуард Васильевич проводил самые разнообразные исследования — геологические, метеорологические, ботанические, географические.

Весной 1886 года Толль во главе отдельного отряда обследовал острова Большой Ляховский, Землю Бунге, Фаддеевский (косу на северо-западе острова Фаддеевского Толль назвал Стрелкой Анжу) и западный берег Новой Сибири. Летом Толль в течение полутора месяцев объехал на нартах по берегу весь остров Котельный и при совершенно ясной погоде 13 августа видел вместе со своим спутником на севере "контуры четырех гор, которые на востоке соединялись с низменной землей". Он решил, что перед ним Земля Санникова.

Толль предположил, что эта земля сложена из базальтов, точно так же, как и некоторые другие острова Новосибирского архипелага, например остров Беннетта. Она отстояла, по его мнению, от уже исследованных островов на 150- 200 километров к северу.

Через семь лет состоялась вторая экспедиция Толля. На этот раз он был ее руководителем. Основной целью были раскопки мамонта, обнаруженного на побережье Восточно-Сибирского моря. Сам же Эдуард Васильевич считал, что экспедиция могла принести более разнообразные и важные результаты, чем только раскопки мамонта, и оказался прав, добившись более широких полномочий. Раскопки останков мамонта оказались не столь интересными: были обнаружены лишь небольшие фрагменты кожи ископаемого животного, покрытые шерстью, части ног да нижняя челюсть. Другие же результаты экспедиции, продолжавшейся год и два дня, были значительно важнее.

Весной 1893 года Толль, продолжая в Северной Сибири геологические исследования Черского, посетил острова Котельный и опять видел Землю Санникова. Вернувшись на материк, Толль вместе с военным моряком-гидрографом Евгением Николаевичем Шилейко в июне проехал на оленях через хребет Хараулах на Лену и исследовал ее дельту. Перевалив кряж Чекановского, они прошли на запад берегом от Оленёка к Анабару, причем проследили и нанесли на карту невысокий (до 315 метров) кряж Прончищева (длина 180 километров), поднимающийся над Северо-сибирской низменностью. Они выполнили также первую съемку нижнего Анабара (более 400 километров) и уточнили положение Анабарской губы — на прежних картах она показывалась на 100 километров восточнее ее истинного положения. Затем путешественники разделились — Шилейко направился на запад к Хатангской губе, а Толль — на Лену для отправки коллекций. Вновь вернувшись на Анабар, он прошел до поселка Хатанги и между реками Анабаром и Хатангой впервые исследовал северный выступ Среднесибирского плоскогорья (кряж Хара-Тас), а в междуречье Анабара и Попигая — короткий кряж Сюрях-Джангы. Экспедиция собрала обширные ботанические, зоологические, этнографические коллекции.

Русское географическое общество высоко оценило результаты путешествия Толля, наградив его большой серебряной медалью имени Н. М. Пржевальского. Академия наук наградила Эдуарда Васильевича денежной премией. Имя исследователя стало известным; он участвует в работе Международного геологического конгресса в Цюрихе, Русское географическое общество командирует его в Норвегию для приветствия от имени Общества знаменитого путешественника и мореплавателя Фритьофа Нансена на устраиваемых в его честь торжествах.

В Норвегии Толль изучал ледники покровного типа, характерные для Скандинавии. Вернувшись в Россию, ученый оставил службу в Академии наук и переехал в Юрьев, где начал писать большой научный очерк о геологии Новосибирских островов и работу о важнейших задачах исследования полярных стран.

В эти же годы ученый проводил и разнообразные исследования в Прибалтике. Позже плавал на первом русском ледоколе "Ермак". И все это время Толль мечтал об экспедиции к Земле Санникова.

В 1900 году Толль был назначен начальником академической экспедиции, организованной по его инициативе для открытия Земли Санникова на китобойной яхте "Заря". В путь отправились исследователи-энтузиасты. 21 июня маленькое судно отошло от Васильевского острова.

Толль был уверен, что Земля Санникова действительно существует. Это косвенно подтверждалось исследованиями американского капитана Де-Лонга и норвежца Нансена.

Летом "Заря" прошла к полуострову Таймыр. Во время зимовки участники экспедиции обследовали очень большой участок прилегающего берега Таймырского полуострова и архипелаг Норденшельда; при этом Федор Андреевич Матисен прошел на север через пролив Матисен и открыл в архипелаге Норденшельда несколько островов Пахтусопа.

Капитан "Зари" Николай Николаевич Коломейцев из-за разногласий с Толлем оставил судно и в апреле 1901 года вместе со Степаном Расторгуевым прошел около 800 километров к Гольчихе (Енисейская губа) за 40 дней. По дороге он открыл впадающую в Таймырский залив реку Коломейцева, а его спутник в Пясинском заливе — остров Расторгуева. Новым капитаном "Зари" стал Ф. Матисен.

Осенью 1901 года Толль прошел на "Заре", обогнув мыс Челюскин, от Таймыра к острову Беннета почти по чистой воде, причем напрасно искал Землю Санникова к северу от Новосибирского архипелага. На вторую зимовку он остался у западного берега острова Котельного, в проливе Заря. Подойти к Земле Санникова из-за льдов было невозможно.

Вечером 5 июня 1902 года Толль, астроном Фридрих Георгиевич Зееберг и два якута-промышленника Николай Дьяконов и Василий Горохов вышли на нартах с собачьими упряжками, тащившими две байдары, к мысу Высокому Новой Сибири. Оттуда сначала на льдине, дрейфующей в северном направлении, а затем на байдарах они перешли к острову Беннета для его исследования. Осенью снять оттуда отряд должна была "Заря". Толль дал капитану следующую инструкцию: "…Если летом нынешнего года лед около Новосибирских островов и между ними и островом Беннета совсем не исчезнет и не дает, таким образом, плавать "Заре", то предлагаю Вам оставить судно в этой гавани и вернуться со всем экипажем судна зимним путем на материк, следуя известному маршруту с острова Котельного на Ляховские острова. В таком случае Вы возьмете с собой только все документы экспедиции и важнейшие инструменты, оставив здесь остальной инвентарь судна и все коллекции. В этом же случае я постараюсь вернуться до наступления морозов к Новосибирским островам, а затем зимним путем на материк. Во всяком случае, твердо верю в счастливое и благополучное окончание экспедиции...".

"Заря" не смогла подойти к острову Беннета в назначенное время из-за ледовых условий. Капитан сделал все возможное, но вынужден был отказаться от дальнейших попыток. К тому же истек назначенный самим Толлем срок — судно должно было подойти к острову до 3 сентября.

Осенью, после неудачных попыток пробиться к острову Беннета, "Заря" пришла в совершенно безлюдную тогда бухту Тикси, к юго-востоку от дельты Лены. Через несколько дней к острову подошел пароход "Лена", на который был перегружен обширный научный материал, собранный за два года экспедицией Толля.

На "Заре" боцманом был военный моряк Никифор Алексеевич Бегичев, служивший на флоте с 1895 года. 15 августа 1903 года он и несколько спасателей на вельботе с яхты "Заря" вышли в открытое море и взяли курс на мыс Эмма острова Беннета. Как считали в ту пору, Толль и его спутники вынуждены были зазимовать на острове Беннета, и спасти их не так уж и трудно...

Переход оказался сравнительно легким и быстрым. Море было открытым. Льда не было. Уже через день, 17 августа, вельбот подошел к южному берегу острова Беннета. Следы экспедиции Толля нашлись почти сразу: один из участников экспедиции багром поднял лежащий на прибрежной отмели крышку от алюминиевого котелка. Согласно договоренности, Толль должен был оставить сведения об экспедиции на мысе Эмма. И на следующий день, после первой ночевки на острове, несколько человек отправилось к этому условленному месту...

Еще не дойдя до мыса, члены спасательной экспедиции нашли две стоянки Толля. На них были обнаружены следы костров, рубленые ветки плавника, служившего топливом. А на мысе Эмма сразу же были найдены документы: в груде камней, сложенной рукой человека, лежала бутылка с тремя записками.

"21 июля благополучно доплыли на байдарах. Отправимся сегодня по восточному берегу к северу. Одна партия из нас постарается к 7 августа быть на этом месте. 25 июля 1902 г., остров Беннета, мыс Эмма. Толль".

Вторая записка была озаглавлена "Для ищущих нас" и содержала подробный план острова Беннета. Наконец, третья записка, подписанная Зеебергом, содержала такой текст: "Нам оказалось более удобным выстроить дом на месте, указанном на этом листке. Там находятся документы. 23 октября 1902 года".

Весной на собаках, тащивших на нартах вельбот, Бегичев перешел из устья Яны к острову Котельному, летом на вельботе отправился к острову Беннета, где поисковая экспедиция нашла покинутое зимовье Толля. Спасатели нашли на берегу два песцовых капкана и четыре ящика, в которых лежали собранные Толлем геологические коллекции. Неподалеку находился небольшой домик; до половины он был заполнен снегом, который смерзся, превратившись в ледяную глыбу. На грубых дощатых полах были найдены анемометр, ящик с мелкими геологическими образцами, жестянка с патронами, морской альманах, чистые записные книжки, банки из-под пороха и консервов, отвертка, несколько пустых склянок. Наконец из-под груды камней был извлечен обшитый парусиной ящик, в котором лежал краткий отчет Толля, адресованный на имя президента Российской Академии наук. Из этого документа явствовало: Толль не утратил веры в существование Земли Санникова, однако так и не сумел из-за туманов разглядеть ее с острова Беннета.

Когда уже кончались запасы продовольствия, Толль и три его спутника приняли решение пробиваться на юг... В ноябре 1902 года они начали обратный переход по молодому льду к Новой Сибири и пропали без вести. Что заставило путешественников пойти на такой рискованный шаг, как переход по морскому льду в полярную ночь с запасом продовольствия всего на 14-20 дней? Очевидно, Толль был уверен в том, что яхта "Заря" обязательно придет на остров, а потом, когда выяснилось, что надежды на это больше нет, заниматься промыслом было уже поздно: птицы улетели, олени ушли от преследования на лед...

22 ноября 1904 года на заседании Комиссии Российской Академии наук было, в частности, определено, "что в 1902 г. температура к 9 сентября упала до -21° и до времени ухода Э. В. Толля с острова Беннета (8 ноября) неизменно колебалась между -18° и -25°. При таких низких температурах на пространстве между островом Беннета и Новосибирским архипелагом нагромождаются высокие труднопреодолимые торосы. Затянутые льдом и предательски запорошенные снегом промежутки между торосами во мраке полярной ночи становятся еще опаснее, чем при путешествии в светлое время года. Обширные полыньи, покрытые тонким слоем ледяных кристаллов, совершенно не видны в густом тумане. При движении по полынье байдарка покрывается толстым слоем льда, а двухлопастные весла, обмерзая, превращаются в тяжелые ледяные глыбы. Кроме того, ледяное "сало" спрессовывается перед носовой частью байдарки и еще более затрудняет движение, и обмерзшая байдарка легко переворачивается. При таких обстоятельствах трещина во льду шириной всего лишь в 40 м представляла непреодолимое препятствие для перехода партии".

Комиссия пришла к выводу, что "всех членов партии нужно считать погибшими". И все же, несмотря на этот вердикт, комиссия назначила премию "за отыскание всей партии или части ее" и другую премию, меньших размеров, "за первое указание несомненных следов ее". Увы, эти премии так и не были никому присуждены...

По мнению ряда исследователей, Земля Санникова все же существовала, но в конце XIX или начале XX века была разрушена морем и исчезла подобно островам Пасильевскому и Семгиовскому, сложенным ископаемым льдом.

"На протяжении всей своей деятельности Э.В.Толль проявлял себя как истинный патриот своей Родины, он может служить образцом мужества и героизма", - так высоко отмечены заслуги барона Толля устами одного из наиболее выдающихся геологов и географов, путешественников и писателей - Владимиром Афанасьевичем Обручевым. Литературное творчество Обручева-писателя было во многом и напрямую навеяно глубокой верой Толля в существование "Земли Санникова".

Эдуард Васильевич Толль родился 2 (14) марта 1858 г. в г. Таллине (тогда - Ревель) в прибалтийско-немецкой интеллигентной семье, несмотря на баронский титул ее главы, не имевшей значительного достатка, Эдуард учился в местной школе. После смерти отца, переступившего уже за 70-летний возраст, в 1872 г. с матерью переехал в г. Дерпт (Юрьев, ныне - Тарту). Проживание в знаменитом университетском городе предопределило жизненную судьбу любознательного юноши как ученого. В 1878 г. Толль поступил в Юрьевский университет на естественно-исторический факультет, где были еще живы традиции знаменитого исследователя Арктики и Сибири А.Ф.Миддендорфа. Толль упорно изучал геологию, минералогию, увлекался медициной, не пренебрегая и историей, в 1879-1882 годах включился в основательное изучение зоологии, затем биологии. Выпускник известного университета был широко образованным специалистом естественно-научного профиля.

Э.Толль был включен в состав научной экспедиции своего бывшего учителя зоологии профессора Макса Брауна по Средиземному морю. По берегам Алжира и Балеарских островов он изучал фауну, знакомился с геологическими отложениями, набирался опыта исследователя и знаний. По возвращении в Юрьев защитил кандидатскую диссертацию по зоологии и был оставлен при университете. Расширял знания в зоологии, но не забывал и о геологии, чем привлек внимание директора геологического музея академика Императорской академии наук, участника двух экспедиций в Сибирь Ф.Б.Шмидта.

Открывая недра Яны

В середине 80-х годов готовилась экспедиция в Восточную Сибирь, на Новосибирские острова. Весной 1884 г. Толль получил от ее руководителя А.А.Бунге приглашение фактически стать его помощником. Толлю надлежало прежде всего вести геологические исследования берегов реки Яны в верхнем ее течении. Отбыли Бунге и Толль в двухгодичную экспедицию 6 марта 1885 года, 30 апреля прибыли в Верхоянск, который стал исходным пунктом путешествия. К 1 июня Толль, проделав путь в 390 километров вниз по Яне, вернулся в город. Новый этап путешествия ученый проделывал уже на лошадях, на сей раз - по притоку Яны Дулгалаху, на юго-запад, до его истоков. Оттуда Толль через хребет Яндибуль проследовал до другого притока Яны - Бытынтая. Затем обследовал обрыв на левом берегу реки Холбуй, где в 1877 г. был найден труп древнего носорога. Толль за 38 дней прошел пешком 1500 километров, собрав большую научную коллекцию.

30 июня Толль присоединился к Бунге, к этому времени также обследовавшему другой район бассейна Яны. Вместе они на лодке проплыли вниз по течению до села Казачье, исследуя на пути геологическое строение берегов. В октябре вернулись в Казачье на зимовку и стали готовиться к путешествию на Новосибирские острова - целый архипелаг, площадью около 38 тыс. квадратных километров. Острова эти были мало исследованными, хотя уже была открыта и северная их группа, названная по имени Де-Лонга.

Курс - в океан. Ледовитый

С наступлением светлых дней нового 1886 года Толль 21 апреля отправился на двух нартах к Чай-Поварне - северной оконечности материка. Отсюда 1 мая с якутом С.Корякиным и проводником И.Боярским он проследовал по льду через пролив Дмитрия Лаптева на остров Большой Ляховский. Так Толль впервые вступил на Новосибирские острова, приступив к их исследованию. Он изучал разрезы южного берега, загадочный "каменный лед" и его обнажения. Вскоре на остров прибыл Бунге. Они обменялись результатами исследований, обсудили план действий. Вновь разделились на две группы, теперь уже на полгода. Толль на упряжках перебрался через о. Малый Бельковский на о. Котельный и в основном обследовал его, затем - о. Фаддеевский, а позднее - Новую Сибирь. Выяснял движение льда, его структуру. На Новой Сибири обнаружил пласты бурого угля. Песчаную область Котельного он назвал Землей Бунге.

В середине августа Толль выехал на север Котельного, надеясь увидеть оттуда легендарную Землю Санникова. И вот что мы читаем в записях Толля: "При совершенно чистом горизонте мы ясно увидели в направлении на северо-восток 14-180 контуры четырех столовых гор, которые к востоку соединялись между собой понижением". Толль счел, что эта земля находится в 150-200 километрах, чуть ли не "рукой подать". Надежда и страсть открыть Землю Санникова, ступить на нее возросли еще сильнее. Он с ними не распрощался до конца своих дней.

Лучшие дня

Толль вплоть до начала ноября 1886 г. продолжал обследовать просторы Котельного и Ляховского. Хребет на север от Балыктаха он назвал именем Шмидта.

В декабре они вместе с Бунге послали телеграмму в Академию наук: "Экспедиция окончена благополучно. Осмотрены все пять островов, особенно Новая Сибирь Толлем. Все участники здоровы. Научная добыча богата. Якутск - Киренск. Бунге, Толль".

28 января 1887 г. Толль прибыл со всем научным материалом в Петербург. Он преодолел 12 тысяч километров пути, из которых 8 тысяч - на санях и пешком.

Земля Санникова должна быть нашей!

Э.В.Толль получил известность в кругах специалистов и научной общественности. Он был зачислен хранителем минералогического музея Петербургской Императорской академии наук. Занялся обработкой собранного геологического материала. Получил девятимесячную научную командировку за границу. Летом 1889 года Эдуард Толль женился на Эммелине Вилькон, ставшей его большой любовью и добрым другом. Толль заявил о себе и в печати - вышла в свет его книга по результатам экспедиции. Однако от переутомления, влияния последствий экспедиции он заболел неврастенией, расстройством речи и не смог принять предложение Академии наук по руководству экспедицией по исследованию рек Анабара и Хатанги. Выздоровев, он выступил на IX Международной географической конференции в Вене, где встретился с молодым, но уже очень известным норвежским полярным исследователем Фритьофом Нансеном, который в 1888 г. первым пересек Гренландию на лыжах и намеревался совершить путешествие по российской Антарктиде. Беседа их была долгой, полезной и приятной.

Вскоре Академией наук была намечена на 1893-94 годы новая полярная экспедиция. Толль принял предложение ее возглавить. Главной целью для ученых ставился поиск останков мамонтов на реке Анабар и ее геологическое исследование. Хотя целых трупов мамонтов обнаружить не удалось, экспедиция была признана удачной.

Вскоре Э.В.Толль познакомился и близко сошелся с С.О.Макаровым, океанографом, флотоводцем, вице-адмиралом, совершившим два кругосветных путешествия. Они обсуждали различные вопросы, в том числе об Арктике. Толль принял предложение адмирала об участии в экспедиции на ледоколе "Ермак" под руководством Макарова в качестве геолога. Экспедиция должна была плыть к архипелагу Шпицбергена и обследовать его, но поломка винта ледокола заставила Толля вернуться в российскую столицу.

В июне 1899-го он был срочно вызван в Академию наук и в конце года официально назначен начальником Русской полярной экспедиции Императорской академии наук. Главными целями этой его последней экспедиции были открытие гипотетической Земли Санникова, исследование ее, а также продолжение изучения Арктики, северного российского побережья и Новосибирских островов, работы по прокладыванию Северного морского пути.

биография Э.Толля
роман 05.12.2007 08:45:50

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Эдуа#769;рд Васи#769;льевич Толль (2(14) марта 1858, Ревель, - 1902), русский геолог, арктический исследователь.
Из дворянского рода остзейских немцев, имел титул барона. Родился в г. Ревель (ныне Таллин). Там же окончил школу. Семья после смерти отца в 1872 году перебралась в г. Дерпт (Тарту), где Эдуард поступил в университет на естественно-исторический факультет. Изучал минералогию, геологию, ботанику, зоологию, медицину.
Первая экспедиция проходила у берегов Северной Африки. В Алжире и на Балеарских островах он изучал фауну, флору, геологию. Вернувшись в Дерпт, защитил кандидатскую диссертацию по зоологии, был оставлен при университете.
Труды Толля привлекли внимание знаменитого учёного-полярника А. А. Бунге. Он пригласил Толля в экспедицию на Новосибирские острова. В марте - апреле 1885 года, проделав по реке Яна около 400 километров, Толль прибыл в Верхоянск. Собрав много ценных материалов, вернулся в с. Казачье и через пролив Лаптева перебрался на Новосибирские острова.
Оказавшись на севере Котельного острова, километрах в 150-200 он увидел (или ему показалось, что увидел) неизвестную землю. Толль был уверен, что это - легендарная земля Санникова. Экспедиция завершилась в декабре 1886 года.
28 января 1887 года путешественники прибыли в Петербург. Было составлено геологическое описание Новосибирских островов, собраны обширные коллекции ископаемых животных и растений - две с половиной тысячи экспонатов.
В 1889 году он женился на Эммелине Вилькон, вышла в свет его книга, в Вене на IX Международной географической конференции он познакомился и подружился с Фритьофом Нансеном.
В 1893 году, Толль возглавил новую экспедицию. На берегу Восточно-Сибирского моря в районе мыса Святой Нос производил раскопки мамонта, на Восточно-Сибирских островах, выполняя просьбу Нансена, устраивал продовольственные склады на случай гибели готовившегося к трёхлетнему плаванию нансеновского «Фрама». На севере Сибири описывал Хараулахский, Чекановского и Прончищева хребты, нанёс на карту Анабарскую губу, изучил Хатангинскую губу и низовья реки Анабар. Производя маршрутные съёмки, исправлял и уточнял географические карты того времени. Основной же задачей экспедиции было найти останки мамонтов на реке Анабар, произвести там геологическое исследование.
В 1899 Толль пригласил А. В. Колчака гидрологом в экспедицию на шхуне «Заря», целью которой было изучение морских течений в Карском и Восточно-Сибирском морях Северного Ледовитого океана, а также исследование уже известных и поиск новых островов в этой части Арктики, а в случае удачи - открытие «большого материка» («Арктиды», Земли Санникова), в существование которого Толль свято верил.
21 июня 1900 года моторно-парусная «Заря» вышла из Петербурга. В этой экспедиции Колчак провёл два года и две тяжёлые зимовки. Весной 1902 года, когда Толль отправился дальше на север, Колчак был командирован в Петербург с тем, чтобы доставить в столицу уже собранные исследователями материалы. На следующий год Колчаку пришлось возглавить новую экспедицию, снаряжённую для поисков пропавшего во льдах Толля и его спутников. Колчаку удалось обнаружить место последней стоянки Толля, его дневники и другие материалы пропавшей экспедиции.
Дневник Толля, согласно его завещанию, был передан его жене (вдове). Эммелина Толль издала дневник мужа в 1909 году в Берлине. В СССР в сильно урезанном виде он вышел в переводе с немецкого в 1959 году.

Образование и начало карьеры

Эдуард Толль родился 2 марта 1858 г. в г. Ревель Эстляндской губернии. По происхождению дворянин.

Обучался в школе в Ревеле. После смерти отца в 1872 г. семья уехала в Дерпт. Здесь Т. обучался на естественно-историческом факультете Дерптского университета, который закончил в 1882 г. Все внимание будущего исследователя было сосредоточено на минералогии, геологии, ботанике, зоологии.

Первая научная экспедиция

Первая экспедиция была в Северную Африку. Был в экспедиции по Средиземному морю, которую возглавил М. Браун. Находясь в Алжире и на Балеарских о-вах, он занимался изучением геологии, флоры и фауны. По окончании поездки Т. возвратился в Дерпт, где защитил кандидатскую диссертацию по зоологии и остался преподавать в университете.

Новый поход

Научная работа Т. не осталась незамеченной. А.А. Бунге пригласил его в состав своей экспедиции к Новосибирским о-вам. В марте - апреле 1885 г. Т., совершив поездку по р. Яне, оказался в Верхоянске. Здесь он произвел сбор коллекций животных и растений, после чего направился в с. Казачье Усть-Янского улуса, а затем через пролив Лаптева - на Новосибирские о-ва. На Котельном о-ве Т. увидел неизвестную землю, приняв ее за легендарную землю Санникова. В итоге, за 1885 - 1886 гг. отряд изучил бассейны р. Яны, Индигирки и Колымы, Новосибирские о-ва и в декабре 1886 г. направился домой. 28 января 1887 г. экспедиция вернулась в Санкт-Петербург.

Деятельность Т. не осталась незамеченной для научной общественности. Он был приглашен на должность хранителя минералогического музея Петербургской Императорской академии наук. Исследователь сосредоточился на обработке геологических материалов, собранного им во время поездки. В 1889 г., приехав на IX Международную географическую конференцию в Вену, Т. познакомился с Ф. Нансеном.

Раскопки мамонта

В 1893 г. Т. встал во главе экспедиции Петербургской Академии наук, которая направлялась на север Якутии для изучения земель между нижним течением р. Лена и Хатанга. За время экспедиции он впервые дал описание плоскогорья между р. Анабар и Попигай, горного кряжа между р. Оленек и Анабар, который назвал в честь В.В. Прончищева. У м. Святой Нос он осуществил раскопки мамонта, что было основной целью экспедиции. По просьбе Ф. Нансена Т. произвел заготовку продовольствия на Восточно-Сибирских островах на случай вынужденной зимовки здесь экспедиции Ф. Нансена.

Последняя экспедиция Э.В. Толля

В 1899 г. Т. снова направился в путь, на этот раз в составе группы С.О. Макарова на "Ермаке". Отряд должен был дойти до Шпицбергена и изучить морские течения в Карском и Восточно-Сибирском морях.

21 июня 1900 г. на «Заре» Т. отбыл из Санкт-Петербурга. Летом 1901 г. отряд занимался изучением Таймыра. 5 июля 1902 г. небольшой отряд во главе с Т. направился в сторону о-ва Беннетта, дойдя до него на байдарах 3 августа. Ввиду тяжелой ледовой обстановки «Заря» так и не сумела добраться до отряда, и в сентябре 1902 г. было принято решение вести корабль в бухту Тикси. Отряд Т. должен был зазимовать на острове.

Поиски отряда Э.В. Толля

В 1903 г. было решено организовать поисковую экспедицию. Отряд возглавил будущий адмирал А.В. Колчак. Экспедиция дошла до острова Беннета, нашла стоянку Т., его дневниковые и другие записи. Из них следовало, что отряд из четырех человек, так и не дождавшись «Зари», принял решение самостоятельно идти на юг в сторону континента, однако дальнейшие следы отряда обнаружены так и не были.

Согласно завещанию дневниковые записи Т. оказались у его вдовы, которая и издала их в 1909 г. в Берлине.

Семья

Супруга - Эммелина Вилькон.