Дворцовый ансамбль в запретном городе. Императорский дворец в Пекине - «Запретный город» («Гугун»)

С огромными усилиями были выстроены дворцовые сооружения, соответствовавшие величию императорской власти. Самые ранние из полностью сохранившихся построек датируются XVIII в. Сам Запретный город был выстроен только в 1420 году. Именно тогда император Чжу Ди из династии Мин перенес свою столицу из города Наньцзин в Пекин.

Во дворцах Запретного города всего около 9 000 помещений, в которых раньше жили император и окружавшие его женщины (мать, жены, наложницы). В Запретном городе имелись также жилые кварталы для тысяч слуг, евнухов и наложниц, которые всю свою жизнь проводили за стенами. Жизнь при дворе была подчинена строжайшим правилам этикета. Запретный город был чем-то вроде клетки, где, отгородившись от реальности, жил император со своими приближенными. Весь Запретный город был предназначен для удовлетворения прихотей императора. Около 6 000 поваров были заняты приготовлением пищи. 9 000 императорских наложниц, которых сторожили 70 евнухов, ублажали и развлекали императора.

Император и его приближенные очень редко выходили за ворота города, и каждый раз это сопровождалось пышной и торжественной церемонией. Вот как выглядел один из редких выходов китайского императора Мин за пределы Запретного Города в Пекине: первыми выходили 24 барабанщика, за ними 24 трубача; после них шли солдаты охраны - 100 вооруженных гвардейцев и 100 солдат с булавами; четыре сотни людей несли факелы. В торжественном выходе участвовали также уланы, носители опахал и государственные чиновники. Наконец, проходила огромная колесница, запряженная слоном.

В 1644 году, когда династия Мин была свергнута маньчжурами, город был разграблен. Но правители-маньчжуры, пришедшие к власти под именем династии Цинн, восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, вырыты пруды, разбиты сады невероятной красоты.

В 1937 году Запретный город был разграблен японцами, а в 1949 году националисты вывезли очень много драгоценностей из Сицзин Чэня в .

Ранние деревянные здания уничтожались частыми пожарами и неоднократно разрушались жестокими завоевателями, склонными к мародерству. Сооружения Запретного Города много раз восстанавливались и перестраивались, но всегда архитекторы старались сохранить первоначальную конструкцию и, самое главное, впечатляющий внешний вид.

Особенности строения запретного города в Пекине

Территория Запретного города в плане представляет собой квадрат. Город лежит на так называемой пекинской оси (с севера на юг) и окружен широкими рвами и стенами высотой в 10,4 метра. За ними симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады.

Китайские архитекторы должны были заботиться не только о том, как выглядят постройки и какие материалы следует использовать. Они должны были создавать такие здания, которые находились бы в гармонии с природой и не беспокоили духов земли, воды и воздуха. Чтобы добиться этого, они следовали набору правил, называемых фэн сюи (фэн шуй). Существовали строгие правила расположения зданий, с ориентировкой на север и юг или на запад и восток. Воздушно-легкие внутренние дворики сады и водоемы были также частью продуманной схемы. Перестройка Пекина по приказу императора Юнглу проходила в соответствии с правилами фэн сюи. Китайцы верили, что если здание построено с соблюдением этих правил, то это обеспечит обитателям доброе здоровье и благосостояние.

Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город поворачивался спиной ко всем враждебным силам севера, к холодным из Сибири.

Запретный город - это архитектурный шедевр, его прелесть заключается не столько в красоте отдельных частей, сколько в упорядоченной планировке всего комплекса:

  • Полуденные Врата - мощная оборонительная башня, построенная для того, чтобы защищать вход в Запретный Город. Здесь в свое время император инспектировал свои войска. Сейчас здесь находится касса, где продаются билеты для входа в комплекс.
  • Врата Высшей Гармонии отделяют внешний двор (Золотой Поток) от более официального внутреннего двора в церемониальной зоне Запретного Города.
  • Врата Небесной Чистоты обозначают вход во внутреннее святилище, дворцовую зону Запретного Города, куда могли входить только члены императорской семьи.
  • Чертог Высшей Гармонии самый большой из официальных павильонов (высотой 28 м). Использовался для важных государственных событий, таких, как совещания с высшими чиновниками или празднование дня рождения императора. Перед входом стоят две курильницы для благовоний, одна в виде аиста, другая в виде дракона. Мозаичный пол и выкрашенные золотой краской колонны, наделены художниками переплетающимися, резными драконами и увенчаны зелено-золотистым потолком, с которого свисает сферическое зеркало.
  • Дворец Небесной Чистоты. До начала XVIII в. спальные покои императоров располагались в этом дворце. Дворец был щедро украшен резьбой, лепниной и скульптурами драконов и других мифических чудовищ. В центре дворца был установлен огромный трон. Примерно после 1500 года императоры династии Мин выбирали для жительства дворцы поменьше, расположенные в парке, а Дворец Небесной Чистоты стал еще одним залом для аудиенций с посетителями.
  • Чертог Совершенной Гармонии - изящный зал (богато украшенный, с расписным потолком и балками), созданный для императорских банкетов, служил для переодевания императора перед официальными церемониями. В зал вели три лестницы, одна из которых имела такой уклон, что по ней можно было проносить паланкин императора. У входа крыша опиралась на колонны. Шесть центральных колонн имели позолоту и были отделаны скульптурами драконов.
  • Чертог Соединения - это небольшое здание, известное также как Чертог Плодородия, его украшают водяные часы, или клепсидра. Здесь императрица собирала свой «малый» двор.
  • Дворец Земной Безмятежности во времена династии Цинн была официальной резиденцией императрицы, здесь находилась спальня императорской четы в первые дни после бракосочетания.
  • Зал Объединения находится между дворцом Небесной чистоты и Дворцом Земного спокойствия. Символизирует единство императора и императрицы, неба и земли, «ян» и «инь», мужчины и женщины. За дворцами раскинулись великолепные императорские сады.
  • Императорские Сады расположены к северу от Врат Земной Безмятежности и вокруг Чертога Имперского Благоденствия. Площадь этого сада, выдержанного в классическом китайском стиле, составляет примерно 7000 кв. м. Впечатляющие каменные сооружения, пруды и растительное убранство создают атмосферу очарования и спокойствия. Сады усажены деревьями, украшены статуями, каменными садами, прудами и водопадами. В этот мирный оазис можно войти через Ворота земного покоя.
  • Свирепые звери - Бронзовые львы сидят по бокам Входа дракона. Лишь через него можно попасть в зал Высшей гармонии, где на мраморном филигранной работы Троне дракона восседал император. Город изобилует бронзовыми животными.

Изображение драконов, символа императора, встречаются на каждом углу Запретного Города. В других культурах дракон часто символизирует зло. Но китайские драконы не такие: они дышат огнем, и это символизирует императорскую власть. Однако драконы «отвечали» также за своевременный приход дождей и, таким образом, защищали Китай и его народ от .

С террас больших залов на вас смотрят мраморные драконы. Через центр города проходит дорога, на мраморной поверхности которой, также вырезаны драконы. Эта дорога раньше считалась настолько священной, что только духи могли пользоваться ею. Императора несли в паланкине слуги, которые шли по обе стороны от священных камней.

Постройки и сады, предназначенные для государственных церемоний и повседневной жизни императорской семьи, оставляют весьма сильное впечатление. Повернув в восточном направлении, можно обнаружить библиотеки и музеи (включая музей произведений искусства разных династий), а также ряд дворцов, павильонов и садов.

Постепенно исчезает тайны, которая окружала императора и его двор еще 100 лет назад. И все же в каждом дворе и у каждой стены слышны отзвуки прошлого. Отпечатки древности лежат на каждом предмете, выставленном на обозрение: на оружии, ювелирных украшениях, императорских одеждах, музыкальных инструментах и подарках, подносившихся императорам правителями со всех концов света.

Нам, людям современным и простым, всегда интересно узнать, как жила знать прошлых веков. Правители Китайской империи – не исключение. Самый обширный дворцовый комплекс – Запретный город – принадлежал именно им. Так что посетить его стоит обязательно, как и . Я лично побывала там два раза и хочу сходить еще, если буду в Пекине снова. Мне нравятся такие жутко-историчные места. Ну и что, что дворцовый комплекс постоянно реставрируется, ведь без этого мы уже и не смогли бы ничего посмотреть! Шутка ли – простоять больше пяти веков и пережить смену династий, вторжения захватчиков и революции?

Запретный город – это историческое сердце Пекина, на протяжении практически 500 лет являвшийся и центром всего Китая. Почему он так называется? Потому что никто не имел права входить сюда и уходить отсюда без разрешения императора. Простолюдинам (таким как мы:)) вообще было запрещено находиться там под страхом смертной казни. Потому и запретный.

Но император был изгнан, а его резиденция превратилась в исторический памятник, внесенный в список ЮНЕСКО. Современное официальное название – 故宫博物馆, или «Дворец-музей». Ну а в простонародье он зовется «Запретный город», «Запретный дворец», или просто «Гугун» (именно так звучат первые два иероглифа из названия). В общем, теперь и мы можем поглазеть, как жил император, во что он одевался и из какой посуды ел.

Визит в «Гугун» приятен еще и тем, что его осмотр можно (и нужно!) совместить с обходом других достопримечательностей, находящихся поблизости, например, площадью Тяньаньмэнь. Но о том, что находится поблизости, я расскажу ниже.

Как добраться

У «Запретного города» есть официальный адрес – Пекин, улица Цзиншаньцянь, 4 (北京市景山前街4号). Но, право, к чему такие сложности с адресами? Можно спокойно обойтись без него. И вообще, я думаю, что если назвать китайцу адрес, то вряд ли даже коренной пекинец догадается, о чем речь, а вот название «Запретный дворец» ему будет роднее и понятнее. Так что забудьте про адрес:)

Итак, у нас есть три способа добраться до «Гугуна»:

  1. Метро. Самый простой и самый удобный, и, возможно, самый быстрый способ: а вдруг на такси в пробку попадете? Здесь может быть два варианта.
    Во-первых, станции на первой линии – Tiananmen dong и Tiananmen Xi (天安门东 и 天安门西), если вы хотите попасть сразу ко дворцу. Нужные выходы: для Tiananmen dong – выход B, для Tiananmen Xi – выход А. С этих станций вы попадаете к южному входу в Запретный дворец, который считается главным.
    Во-вторых, станция Qianmen на второй ветке, если вы хотите начать маршрут с площади Тяньаньмэнь, которая расположена прямо перед «Запретным дворцом».
    Стоимость проезда в метро 2 юаня.

  1. Автобусы. Есть две остановки, названные одинаково со станциями метро – Tiananmen dong и Tiananmen Xi (天安门东 и 天安门西). Собственно, они располагаются там же, где и станции. Номера маршрутов – 1, 2, 52, 59,82, 99.
    Если вы хотите зайти в «Гугун» с севера, то вам нужна остановка Gugong (故宫), на которой останавливаются маршруты 58, 101, 103, 109, 124. Идти пешком после выхода из маршруток очень близко, вы никак не заблудитесь.
    Хотя есть и другие остановки, но те, что около западных и восточных ворот, самые удобные, потому что ведут к южному входу, с которого лучше всего приступать к осмотру Дворца.
  2. Такси. Объяснить таксисту, куда вам надо, труда не составит – просто скажите Gugong, или покажите название, либо ткните в карту:) Стоимость поездки рассчитывается от дальности, минимальная цена – 13 юаней, в которую входит три километра, а каждый километр свыше этой нормы стоит 2,3 юаня. Например, поездка от Пекинского вокзала до Гугуна обойдется примерно в 20 юаней. Будьте осторожны и смотрите, чтобы таксист обновил счетчик, когда вы сядете. А то потом назовет сумму с потолка.

Выйдя с автобуса или метро, вы сразу увидите красную стену вдоль дороги. Это и есть «Запретный дворец». Если вы начинаете осмотр с южных ворот, то не спешите сразу искать кассы: сначала вам нужно пройти сквозь внешнюю стену дворцового комплекса, на которой красуется портрет Мао Цзэдуна. После нее нужно идти минут пять вперед, и только тогда вы увидите билетные кассы и вход во внутреннюю часть дворца.

Если вы проходите через северные ворота, то вам нужно пройти по мостику через водный канал, и уже непосредственно на входе будут кассы.

Стоимость билетов и расписание

Стоимость входного билета составляет:

  • с апреля по октябрь примерно 10 долларов (60 юаней),
  • с ноября по март – около 7 долларов (40 юаней),
  • вход в «Павильон сокровищ» и «Зал часов», посещение которых не включено в основную стоимость, оплачиваются отдельно – по 1,5 доллара (10 юаней).

Таким образом, если вы хотите посмотреть все-все, то вам понадобится не больше 10-15 долларов (80 или 60 юаней).

Время работы:

  • с апреля по октябрь – 08:30~17:00, продажа билетов заканчивается в 16:00, вход закрывается в 16:10;
  • с ноября по март – 08:30~16:30, продажа билетов заканчивается в 15:30, вход закрывается в 15:40.

По понедельникам «Запретный дворец» обычно не работает, за исключением государственных праздников и каникул. Время работы галерей и музеев совпадает с работой самого комплекса.

Что внутри

Стены, стены, ...и камни... У меня, как и у многих других, посещение площади Тяньаньмэнь плавно перетекло в осмотр «Гугуна». Это очень удобно. Сфотографировались на площади, перешли через дорогу и попали во дворец.

После ворот Умэнь (Полуденные врата), которые, собственно, и являются входом, где проверяются билеты, мы попадаем на внутреннюю площадь с пересекающим ее водным каналом, через который переброшено пять мостиков.

После них снова будут ворота, пройдя через которые, мы, наконец, попадем к главному императорскому залу. Это центр дворцовых построек и главная их часть. В северной, западной и восточной частях Запретного города расположены парковые зоны (хотя в боковых частях, на мой взгляд, не очень-то много растительности). В небольших домиках, расположенным по бокам, часто бывают разные выставки, расписание которых можно найти на . Там же можно посмотреть карту Дворца, осмотра, объявления о закрытых на реставрацию галереях и другую полезную информацию (на английском или китайском языках).

Карту ниже я немного проапгрейдила:) Темные участки – это места, в которые вы не попадете: они либо реставрируются, либо вообще закрыты для посещения. Но и без них топать придется ой-ой-ой!

В «Павильоне сокровищ», «Зале часов» и других галереях выставляются предметы императорского быта: одежда, украшения, посуда и разные принадлежности, изделия из нефрита и фарфора. В общем, все, чтобы мы могли почувствовать роскошь жизни правителя.

Также проводятся выставки живописи и других видов художественного искусства: как современных, так и исторических. Осмотр бесплатный за исключением «Павильона сокровищ» и «Зала часов». Купить билет можно как на кассе, так и тогда, когда будете заходить внутрь.

Пройдя почти весь комплекс и порядком утомившись, мы попадем в небольшой, но очень красивый императорский сад в северной части Дворца.

По обеим сторонам от него расположены «коммерческие» территории – средоточие закусочных и сувенирных магазинов. Здесь продают очень много украшений, фарфоровых, нефритовых изделий, репродукций сокровищ «Гугуна» и многое другое. Цены на эти вещи разные – от доллара и до беспредела! Но за 10-30 долларов вы точно сможете приобрести какой-нибудь вполне приличный сувенир или украшение. У меня глаза разбежались, и в итоге я ничего не купила:)

Когда я прошла в первую часть дворца, меня охватило какое-то странное чувство, которое я для себя называю ощущением забытых столетий. Потому что, проходя сквозь ворота и попадая на пустынные (относительно, куда уж без китайцев и туристов -__-) площади, окруженные кольцом стен, сразу чувствуешь, что это место уже стало историей и никогда не оживет снова. Даже немного грустно становится от этого осознания.

Дворцовые постройки очень красивы, а сам комплекс грандиозен. Лично мне очень нравится декоративная роспись на зданиях и резные украшения.


Понятно, что это все постоянно реставрируется, и настоящая «историческая» краска давно похоронена под слоями современных, но все же впечатляет. Поначалу, комплекс кажется пустым – стены и огромные пространства, особенно в южных частях Дворца. Этот факт вполне объясним, ведь где еще могли выстроиться войска перед императором, как не на этих больших площадях.

Самое интересное внутри зданий и в музеях. Но не во все постройки есть доступ, а у тех, что можно посмотреть, обычно открыты только окошки или двери, а внутрь заходить нельзя. И это тоже объяснимо, если учесть, какое количество туристов там бывает ежедневно – после таких толп от «Гугуна» ничего не останется.

А вот такие вещи можно увидеть на выставках!

Ну что сказать... Круто жил император:)

Кстати, есть небольшая, но очень интересная деталь. Наверху, на крыше каждой постройки, по четырем углам сидят маленькие фигурки. Их количество разное, в зависимости от важности здания.

Самое большое количество – 9 штук – на центральных зданиях. На других меньше. Попробуйте посчитать:)

С чем совместить осмотр Гугуна

Как я уже говорила, около дворца есть немало достопримечательностей, которые тоже достойны осмотра. Я считаю, что самый удобный маршрут будет с юга на север: станция метро Qianmen – площадь Тяньаньмэнь – «Запретный город» – парк «Цзиншань» – парк «Бэйхай» (если успеете). В зависимости от ваших предпочтений и желаний, конечно, можно его изменить, добавив что-то свое, или, например, посетить только парк « Цзиньшань», а «Бэйхай» оставить на другой день. Сам «Бэйхай» довольно большой, и на него уходит, как минимум, половина дня. Можно проделать все тоже самое, но только с севера на юг, то есть в обратном порядке.

Такой маршрут будет удобен тем, кто хочет после осмотра достопримечательностей заняться шопингом. К примеру, можно начать с парка «Бэйхай» утром, заскочить в «Цзиншань», вторую половину дня посвятить «Гугуну», пройтись по площади Тяньаньмэнь и закончить пешеходной торговой улицей на Qianmen или Ванфуцзин. Ниже карта с указанием достопримечательностей в пешей доступности от Дворца. Что именно выбрать – решать вам.

Например, я за один день посетила площадь, Дворец и парк «Цзиньшань». Но я люблю все подробно осматривать и не спешить. После небольшого отдыха вечером я даже прогулялась по торговой улице. Но спринтеры могут успеть и больше:)

Если вы не собираетесь внутрь здания Пекинской оперы, а хотите полюбоваться на него снаружи, или просто зайти внутрь, но не ради представления, а просто посмотреть на местные красоты, то этот пункт можно смело включать в прогулку одного дня. Что касается Национального музея, то рекомендую оставить данный пункт на потом – он огромен! Сама я там так и не побывала, но очень-очень хочется когда-нибудь это компенсировать.

Торговые улицы лучше оставить на вечер – магазины там работают допоздна, часов до 22, в отличие от достопримечательностей, которые открыты максимум до 18 часов. Если вам хочется попробовать экзотических закусок типа скорпионов, то отправляйтесь на Ванфуцзин. Архитектура на этой улице современнее, чем на Qianmen, где все магазины и кафе располагаются в исторических постройках. На мой взгляд, Qianmen интереснее и красивее. Но скорпионов там, кажется, не предлагают:)

О чем стоит подумать перед тем, как отправляться на осмотр Дворца? Как всегда о том, что, где и когда покушать:) Я, конечно, шучу, но ведь и без этого никуда! Так что вам стоит поразмыслить о следующем:

  • Еда и напитки. Лично я всегда запасаюсь водой, а вот что касается еды, то мне кажется, кушать прямо в таких достопримечательностях несколько неприлично. Но китайцам (а может и не только им) такое чувство чуждо, поэтому даже здесь есть маленькие закусочные. Если вы ничего с собой не возьмете, от голода не умрете точно. Закусочные расположены в северной части Запретного дворца. Ну и в сувенирных магазинах всегда есть вода, мороженое, и другие мелкие закуски. Но цены, конечно, выше, чем в городе. На одного человека вам понадобится не меньше 5 долларов, это примерно 35-40 юаней.
  • Время посещения. Никогда не ходите в Гугун в период с 1 по 7 октября, если у вас есть возможность выбрать другое время. Лучше вообще в Пекин не соваться в это время, ведь 1 октября – это государственный праздник, и следующая за ним неделя – выходная. Поэтому множество китайцев устремляются в столицу, чтобы отдохнуть, приобщиться к истории, ну а кто-то и почтить память Мао Цзэдуна. Вот такие толпы перед главным императорским дворцом в это время. Да-да, мне пришлось это пережить. Посмотреть тронный зал было непросто...

  • Какой билет покупать? Лучше купите сразу полный билет, чтобы попасть во все части Запретного города, в том числе и музей, в котором выставлены сокровища Дворца. Да, выйдет чуть дороже, но зато будет интереснее. Если вы на входе купили обычный входной билет за 60 или 40 юаней, а после решили, что посмотреть выставки в музеях тоже не помешает, внутри комплекса есть дополнительные кассы. Узнать, какая часть дворца не включена в стоимость входного билета, легко – вас туда просто-напросто не пустят.
  • Защита от солнца. Ели вы приехали в Пекин летом, то готовьтесь к тому, что будет жарко. В Гугун стоит взять с собой зонтик, особенно, если вы относитесь к людям, плохо переносящим солнце. Внутри Дворца придется много ходить по открытым пространствам, поэтому, возможно, стоит воспользоваться солнцезащитными кремами. Но по моему личному опыту эти средства помогают не очень хорошо, тем более, что они требуют того, чтобы их регулярно наносили заново, и при чудовищной пекинской жаре вы быстро и обязательно испачкаетесь.
  • Очень рекомендую посетить наряду с Запретным дворцом парк Цзиншань, без этого ваше впечатление от дворца будет неполным. И если вы считаете, что прогулка по мощеной камнями земле внутри красных стен – это неинтересно, а сокровища, выставленные в музее, вас не интересуют, вам стоит сходит именно в этот парк. Отсюда можно оглядеть золотые крыши Запретного дворца, и ощутить великолепие этого исторического памятника. Я, увидев все это, долго не хотела уходить:)

Удачного путешествия!

Гугун, он же Пурпурный или Запретный город, расположен в самом центре Пекина и, бесспорно, принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры. Он был выстроен в начале XV в. императором Чжу Ди. третьим правителем из династии Мин. Этот государь перенёс столицу из Нанкина в Бейдзин (Пекин) и озаботился созданием новой резиденции. В течение 15 лет, с 1405 по 1420 г., - по гем временам достаточно быстро - был возведён дворцовый комплекс, включавший множество сооружений - от величественных храмов до миниатюрных беседок и мостиков властителя Поднебесной отвечал представлениям окружавших престол чиновников-конфуцианцев о величии Сына Неба.

Он был задуман как неприступная резиденция, отделённая от остального мира мощной крепостной стеной и широким рвом. Ещё свежа была память о войнах и смутах, сопутствовавших падению прежней династии Юань во второй половине XIV в. Чтобы подчеркнуть божественный характер власти императоров Китая, при строительстве дворца использовались материалы двух цветов - жёлтого и тёмно-красного, считавшихся в Поднебесной священными. Этих цветов достигали, особым образом обжигая черепицу и кирпич. Отсюда пошло наименование Пурпурный город - Цзыцзинчэн. Второе название - Гугун - означает «дворец прежних правителей», оно появилось позднее и со временем стало основным.

План небесного города

В строительстве Гугуна и его отделке было занято до 100 тыс. ремесленников и около миллиона разнорабочих. Дворцовый комплекс делился на две части - собственно Запретный город и так называемый Императорский город. Последний включал в себя правительственные учреждения, усадьбы высшей знати и дворцовые службы. Здесь же располагались парки, храмы и второстепенные дворцы.
Этот грандиозный ансамбль являет собой квинтэссенцию китайской традиционной архитектуры, мало изменившейся за два тысячелетия. Его территория представляет в плане правильный квадрат, обнесённый кирпичной стеной высотой 10 м и окружённый каналом шириной 60 м. За стенами симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады. Общая площадь «города» составляет 72 га, из которых постройки занимают 15 га.

Императорский город с его тысячами чиновников, придворных, рабов, рабынь и евнухов был по сути маленьким государством в государстве с собственной иерархией, финансами, законами, судом, тюрьмой. Южная стена этого города сохранилась по сей день, а его сооружения в настоящее время служат резиденциями руководителей Китая.

В Запретном городе жил только сам император с семьёй. Он крайне редко покидал резиденцию. В эту часть комплекса допускались лишь самые приближённые к Сыну Неба сановники. Для простых смертных, даже очень знатных, вход сюда был закрыт. Запретный город счита л ся центром Поднебесной, а значит, и всего мира. В нём находились Гугун — собственно императорские дворцы, Таймяо — Храм Предков, Шэцзитань — Храм Плодородия, священная гора Цзиньшань и священный Западный Парк.

Из всех ворот Запретного города самые знаменитые Ворота Небесного Спокойствия - Тяньаньмынь, ведущие на одноимённую площадь. Стоявшие здесь прежде деревянные ворота сгорели от удара молнии в 1456 г., после чего священнослужители приняли решение задобрить разгневанных духов новыми - с подходящим названием. Перед воротами Тяньаньмынь возвышаются две сакральные колонны - гуабяо - из белого мрамора, украшенные искусной резьбой. К востоку тянется великолепный парк из кедров и кипарисов, многим из которых уже шесть веков. В нём расположен Храм Предков, воздвигнутый при маньчжурских императорах на месте уничтоженного л. Интерьер. аналогичного храма династии Мин.
К западу от ворот Тяньаньмынь находится Храм Плодородия, где совершались моления об урожае и отправлялся культ духов - покровителей! злаков. Неподалёку возвышается священная гора Цзиньшань высотой 60 м. Он имеет пять вершин с беседками на каждой и засажен кипарисами и соснами. На склоне горы растёт старый вяз, обнесённый оградой. По легенде, на нём три с половиной века назад повесился последний император династии Мин, когда маньчжуры захватили город.

От ворот Тяньаньмыш. проходит особая Императорская дорога, возвышающаяся над землёй благодаря специальной насыпи и вымощенная плитами полированного камня. Только император имел право проходить по пей в дни торжеств и ритуальных жертвоприношений. Дорога заканчивается у Полуденных Ворот -У Мынь, увенчанных двухъярусной крышей. Это величественное и вместе с гем изящное сооружение служило символом Солнца и императорской власти. Над воротами была воздвигнута Башня Пяти Фениксов (Уфэнлоу), или Башня Барабанов. Последнее название возникло оттого, что во время торжественных выходов императора на ней били в исполинский барабан.

Вопреки обыденному представлению, главные ворота комплекса — это не Тяньаньмынь, а именно У Мынь. За ними начинается соб ственно З а претный город. Миновав их, чело век попа дал во внутренний двор, пересечён ный кана лом Нэйцзиньшуй — Золотой Рекой. Нэйцзиньшуй облицованы мрамором и обнес ены резной каменной балюстрадой. Через канал перекинуты пять мраморных мос тиков, с имволизирующих пять добродетелей, их к внутренним воротам, именуемым Воротами Высшей Гармонии.

За ними - ещё один большой внутренний двор, способный вместить 20 тыс. человек. На противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, стоит самое значительное здание Запретного города - Тайхэдянь, или Зал Высшей Гармонии. Его высота - 35 м, длина - 63 м, а площадь - четверть гектара. В этой огромной тронной палате император появлялся лишь в особо торжественных случаях, к которым относились и важнейшие праздники (День Урожая, День Дракона и т. и.). Там оглашались указы, полководцам вручались полномочия на ведение войны, лично монархом утверждались высшие учёные звания. Внутри палата украшена великолепно сохранившейся росписью. Перед входом в неё расположены бронзовые скульптуры XVI в.: стражники-львы и черепахи - символ долголетия.
Рядом с главным дворцом расположены ещё два здания: Тайхэдянь - Зал Срединной Гармонии, где совершались важнейшие религиозные обряды с участием императора, и Баохэдянь - Зал Сохранения Гармонии, где китайские чиновники держали экзамен на высшие учёные звания и должности.

Позади главных зданий Гугуна разместились три менее значимых, так называемых Задних дворца. Первый - Дворец Небесной Чистоты (Цяньцингун), где принимали послов и губернаторов. Именно там на Алтаре Света и Истинного Величия хранилось прижизненное завещание императора, в котором он назначал наследника на случай своей кончины. Второй - Дворец Общения Неба и Земли (Цзяотайдань), где праздновались дни рождения Сына Неба и хранились особо важные доку менты и царские печати. И наконец, Дворец Земного Спокойствия (Куиньниньгун), где совершались брачные церемонии членов императорской фамилии. Эти павильоны символизировали абсолютную власть китайских императоров над всеми частями света. Они размещены на террасированных постаментах, к ним ведут длинные лестницы из белого мрамора. Севернее находились жилые покои императоров, их семей и придворных.
Кровли павильонов Запретного города выложены золотистой черепицей; столбы, двери, оконные рамы выкрашены алым лаком; балки перекрытий, плафоны, стены сплошь покрыты тонкой резьбой, росписью и позолотой, парадные павильоны обнесены беломраморными резными парапетами.

Здания Запретного города в изобилии украшены изображениями черепах, оленей, журавлей, бабочек, цветов, олицетворяющих долголетие, благоденствие, мудрость, счастье и красоту. Но больше всего китайцы любили дракона -символ власти Сына Неба. Замысловато загнутые карнизы многоярусных крыш были призваны отпугивать злых духов. Кровли и ворота дворца покрывали цветной глазурованной черепицей с барельефами и иероглифическими надписями. Постройки соединялись между собой проходами, закрытыми двориками и церемониальными воротами.

К западу от ворот У Мынь возвышается Уиндянь — Павильон Воинской Доблести. В эпоху Мин здесь устраивались аудиенции для высших военных чинов империи. В помещении к югу от павильона находилась галерея портретов императоров и императриц древности. Портреты уцелели в бурях войн и революций и оказались в числе экспонатов, вывезенных в 1949 г. на Тайвань. Ныне они выставлены в Тайбейском музее, получившем полуофициальное название Новый Гугун.

Весь дворцовый ансамбль первоначально насчитывал 9999,5 комнат и залов. Это странное на первый взгляд число имеет религиозное объяснение. По преданиям, в Небесном Дворце ровно 10 тыс. комнат, и Сын Неба не считал возможным создавать дворец, превосходящий божественные покои. Поэтому одну крошечную комнатку-чулан посчитали за половину.
Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город символически «повёрнут спиной» к северу, который в китайской мифологии считался местом пребывания злых демонов и враждебных сил.

ФЕНИКС — ГЛАШАТАЙ ВОЛИ ИМПЕРАТОРА

Возле ворот Тяньаньмынь в торжественной обстановке оглашались императорские указы.

Перед воротами была оборудована специальная Площадка оглашения указов. В начале церемонии все высшие гражданские и военные чины двора выстраивались лицом к северу возле мостика через канал и опускались на колени. Затем министр церемоний выносил текст указа на лаковом подносе и ставил его на паланкин, который несли евнухи. Паланкин проносили вдоль строя коленопреклонённых чиновников к вратам Тяньаньмынь и специальным подъёмником поднимали на надвратную башню, откуда глашатай торжественно зачитывал указ. Затем свиток указа вкладывался в клюв позолоченной деревянной статуи птицы Феникс (Фэнлу), которую опускали на площадь на шёлковых верёвках. Её ставили на тот же паланкин и доставляли в Палату Церемоний, где текст указа размножали и рассылали по всей стране. Эта замысловатая церемония носила название «Провозглашение императорской воли посредством Феникса».

Храм неба и земли

В комплекс музеев Запретного города входят также расположенные за пределами его стен Храм Неба и Храм Земли. Храм Неба — Хуанцюнъюй — занимает площадь 28 га и окружён двумя рядами стен. Его самая важная часть — Храм Молений об Урожае, воздвигнутый в 1420 г. Это круглое здание с трёхъярусной крышей, облицованной черепицей священного жёлтого цвета и увенчанной позолоченным куполом. Высота его 38 м, диаметр — 30 м. Оно воздвигнуто без применения стропил и поперечных балок и даже без несущих внутренних стен.

Одно из храмовых сооружений — Алтарь Неба представляет собой трёхступенчатую террасу из белого мрамора. Три яруса символизируют три элемента мироздания: Небо, Землю и Человечество. Перед ним расположен так называемый Камень Троекратного Эха. Если встать на первую ступеньку алтаря и хлопнуть в ладоши, то эхо будет однократным, со второй ступеньки — двукратным, а с третьей - трёхкратным. Второе сооружение — восьмиугольный Зал Небесного Свода достигает высоты 20 м и обнесено искусно построенной Стеной Эха. Стена Эха замечательна тем, что произнесённые перед ней даже шёпотом слова отчётливо слышны с противоположной стороны стены. Третье здание — Циняньдянь, или Зал Жатвенных Молитв, имеет высоту 27 м. Оно построено в основном из дерева и чудом уцелело во всех войнах и смутах последних полутора веков. Ныне тёмно-синяя глазурованная черепица крыши, искусная резьба по дереву и изумительно украшенный интерьер делают его одной из наиболее заметных достопримечательностей.

Архитектура сооружений Запретного города отличается разнообразием и неповторимостью форм и декора. На карнизах крыш беседок и мемориальных арок(пайлоу) помещали лепные изо б ражения стражей — львов и драконов, а у входов во дворцы и храмы ставили каменных львов.

БЕЗДОННАЯ КЛАДОВАЯ СОКРОВИЩ

К середине XIX в. в результате двух «опиумных войн» и Тайпинс- кого восстания, унёсших порядка 20 млн жизней, Китай очень ослаб и попал в зависимость от европейских держав, а вскоре и от Японии. В I860 г. Пекин был захвачен англо-французскими войсками. Уже после разграбления города и бегства императора победители сожгли Летний дворец - одну из жемчужин Запретного города, мотивируя это необходимостью окончательно поставить на колени побеждённых. Этот великолепный павильон так и не был восстановлен. Ныне его руины можно увидеть в парке Пекинского университета.

После окончания гражданской войны новая власть предприняла усилия по восстановлению экспозиций дворца. Но уже в начале 60-х гг. XX в. работы прекратились в связи с печально знаменитой Культурной революцией, когда многое из национального наследия Китая оказалось под запретом коммунистической власти. Доступ посетителей в Гугун был закрыт, почти все музейные работники разогнаны. К счастью, Запретный город не подвергся очередному разрушению, хотя традиционное китайское искусство и объявлялось «упадочно-националистическим» и «порождением чужеземных династий, угнетавших народ». Со второй половины 70-х гг. музеи Гугуна возобновили полномасштабную научную и культурную деятельность.

В 1900 г., после разгрома Боксёрского восстания, город вновь заняли войска европейских держав. Интервенты уничтожили дворцовую библиотек), где хранились редчайшие старинные рукописи и книги. Из Пекина были вывезены целые эшелоны с золотом, жемчугом, слоновой костью и фарфором. В ходе Синьхайской революции 1911-1913 гг. единоличным хозяином Гугуна стал генерал Юань Шикай, бесконтрольно распоряжавшийся всеми богатствами императорской резиденции. В 1924 г. семья императора Пу И окончательно была изгнана из Запретного города. Во время гражданской войны императорскими сокровищами правительство Гоминьдана расплачивалось с иностранными союзниками.

В 1937 г. Пекин взяли японские войска. Часть коллекций китайцы успели эвакуировать, но львиная доля пропала в хаосе отступления или была захвачена оккупантами. В 1949 г. по приказу Чан Кайши уцелевшие экспонаты вывезли на Тайвань.
В настоящее время для посетителей открыта приблизительно половина территории комплекса. В музее хранится около миллиона экспонатов - более 10 % всех музейных фондов КНР, из них в экспозиции представлено всего 18 тыс. При этом экспозиция непрерывно обновляется. Происходит своего рода круговорот раритетов. Туристы, уже бывавшие в Пекине и посещавшие Запретный город, в следующий свой приезд могут увидеть совершенно новые коллекции.

У генерала А. И. Власова, бывшего в конце 30-х гг. XX в. советским вое н ным советником в Китае, при возвращении в СССР на границе изъяли два чемодана личных подарков Чан Кайши из коллекций Запретного города: старинный фарфор, нефрит, изделия из золота и драгоценных камней.

Сейчас вся музейная экспозиция состоит из двух больших частей. Первая - дворцы и жилые покои императорской семьи, в которых воссоздана прежняя обстановка. Наиболее значимым является Выставочный зал исторических и художественных ценностей, где представлены самые важные экспонаты, в том числе предметы из знаменитых гробниц императора III в. до н. э. Цинь Шихуанди и императора У-Ди, жившего во II в. до и. э. Кроме того, в комплекс входят Выставочный павильон драгоценностей, павильоны живописи, искусства династий Мин и Цинь, керамики, изделий из бронзы, часов.
В целом экспозиция Гугуна даёт возможность ознакомиться с культурными и художественными реликвиями различных периодов истории Китая - от полумифической династии Чжоу до последней Цинь. Он считается крупнейшим дворцом-музеем мира, превосходя и Московский Кремль, и Версаль.

Западные и восточные дворцы
Через юго-западные ворота лежит путь из сада в Западные дворцы, где расселялись вторые по старшинству императрицы, вдовствующие императрицы-матери и наложницы высокого ранга. Каждый из них — это особая усадьба, отделённая стенами от остального мира. Шесть дворцов расположены попарно: Сосредоточенной Красоты, Всеобщего Счастья, Почитания Земли, Вечной Весны, Долголетия и Высшего Начала.

Во Дворце Чистого Колокольного Звона экспони р уются «четыре сокровища кабинета учёного»: уникальной работы бумага, тушечницы и кисти для письма, выполненные лучшими мастерами разных эпох, цветные гравюры по дереву, старопечатные книги X-XII вв.

В восточной части жилых покоев расположены шесть Восточных дворцов: Чистого Колокольного Звона, Благого Солнца, Повиновения Небу, Вечной Гармонии, Почитания Доброты и Вечного Счастья. Внешне они очень похожи на западные дворцы, но в меньшей степени сохранили внутреннее убранство, поскольку здесь размещена экспозиция произведений искусства из императорских коллекций.
В 1644 г., когда династия Мин пала в результате очередного народного восстания, страну захватили маньчжуры, Запретный город был разграблен. Но маньчжурские владыки, основавшие династию Цинь, вскоре восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, разбиты сады и парки. К XVIII столетию Гугун достиг наивысшего великолепия. Здесь сосредоточивались не только шедевры китайского искусства, но и сокровища, вывезенные из соседних стран. По словам летописцев, во дворцах Гугуна «хранились несказанные богатства из земель варваров», Французские миссионеры сообщали: «Удивительно, как много у этого государя интересных и великолепных вещей всякого рода со всех уголков мира». Посол Англии лорд Макартни, посетивший Китай в конце XVIII в., вспоминал о большом количестве вещей европейского происхождения у императора: «Музыкальные шкатулки, глобусы, часы такого изысканного мастерства и в таком изобилии, что наши подарки выглядели в сравнении с ними более чем скромными. И нам сказали, что все эти прекрасные вещи лишь малая часть имеющегося».

Особую коллекцию составляли привезённые иноземными послами дары, в официальных описях именовавшиеся «данью варварских царей законному владыке мира». Китайские источники проводили чёткое различие между «дарами» — предметами, посылаемыми от имени императора, и «данью», под которой понимались любые приношения чужеземцев.
К сожалению, от прежнего великолепия до сегодня дошло немного. Современные экспозиции музеев Запретного города в основном созданы уже в новейшее время.

Запретный город в Пекине — самый большой в мире дворцовый комплекс, площадь которого составляет 720 тысяч кв.м. В плане он представляет собой чуть вытянутый квадрат (длина северных и южных стен — 753 метра, западных и восточных — 961 метр), почти правильно ориентированный по сторонам света.

Знакомимся с Пекином:

Площадь перед залом Тайхэдянь (Зал Высшей Гармонии), ворота Тайхэмэнь, за ними — ворота Умэнь

Полное название дворца — Пурпурный запретный город , 紫禁城, цзыцзиньчэн . В настоящее время он называется 故宫 — «Бывший дворец».

Запретный город строился с 1406 по 1420 год, когда правил третий император династии Мин (1368-1644) Чжу Ди (朱棣, 1360-1424, на престоле с 1403 года; девиз правления — Юн-лэ 永乐, «Вечное счастье»). Именно Чжу Ди превратил Пекин в столицу . Все постройки выполнены из дерева. Поэтому неудивительно, что Запретный город неоднократно горел и перестраивался.

По легенде, в Запретном городе насчитывается 9999,5 комнаты. Рассказывают, что император пожелал иметь 10000 комнат («десять тысяч», 万 вань, — значимое число в китайской культуре). Однако ему явился разгневанный Нефритовый владыка и заявил, что у него на Небе во дворце всего-то десять тысяч комнат, так что земному императору, пусть и (天子 тяньцзы , титул китайских императоров), не подобает иметь столько же комнат. Поэтому сделали чуть меньше — 9999 и еще половину комнаты. В действительности же комнат — 8707.

Запретный город построен в строгом соответствии с правилами китайской геомантии — фэншуй. Император был не только правителем великой страны, но и наделялся сакральным статусом и жреческими функциями, осуществляя посредничество между Небом и Землей, поэтому каждая деталь в Гугуне имеет определенное значение. Слово «Пурпурный» в названии подразумевает Полярную звезду (кит. 北极星 бэйцзисин ), которая считалась обителью Нефритового владыки. Подобно тому, как все звезды на небосводе совершают свой ход вокруг неподвижной Полярной звезды, так и император в Запретном городе пребывает в недеянии и правит Поднебесной.

В Запретный город вход простым смертным был ограничен. Иностранцы сюда практически не допускались. Поэтому, естественно, слагались самые фантастические легенды о том, что находится за высокими стенами дворца.

В строительстве Запретного города принимало участие свыше миллиона рабочих и около 100 тысяч различных мастеров. Правители династии Цин (1644-1911) проводили в Гугуне меньше времени, чем их предшественники, живя большую часть года в или в . Всего из-за стен Запретного города на протяжении почти 500 лет правили 24 императора — 14 императоров династии Мин и 10 императоров династии Цин. После своего отречения от престола в 1912 году, до 1924 года здесь жил последний китайский император Пу И (溥仪, 1906-1967, китайский император в 1908-1912 году, сохранял титул до 1924 года).

Гугун в Пекине и Гугун в Тайбэе

Первый музей в Запретном городе появился еще в 1914 году — в Зале Боевой Славы (武英殿, Уиндянь ). В 1924 году вся территория перешла в руки Китайской республики (1911-1949). 10 октября 1925 года здесь был создан музей, который назвали 故宫博物院 Гугун боуюань — Музей «Бывший императорский дворец». По описи, проведенной в том же году, в нем было около 1,17 млн. единиц хранения. В последующие годы коллекция Гугуна значительно расширилась.

Как проехать до Гугуна

Гугун находится в самом центре Пекина. На карте он выглядит как огромный квадрат.

На метро: станция «Тяньаньмэнь си чжан» 天安门西站 (Tian’anmen West Station ), «Тяньаньмэнь дун чжан» 天安门东站 (Tian’anmen East Station ), линия 1.

Автобусы: 1路, 2路, 10路, 52路, 52路区间, 52路区间2, 59路, 82路, 90路, 99路 и др.

Гугун на карте

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

– это древняя резиденция китайских императоров, сегодня превратившаяся в огромный музей. В настоящее время город называется просто Гугун или Бывший дворец. Это самый большой дворцовый комплекс на свете.

Он находится немного севернее площади Тяньаньмэнь и считается главной культурной и исторической достопримечательностью и всего . Сюда ежегодно приходят и приезжают туристы со всех концов света.

Главный дворец Запретного города стал резиденцией императора с момента постройки, т.е. с начала XV столетия. В те времена в царствовала династия Мин. А прекратил ею быть в 1912 году, когда свергли последнего императора династии Цин.

Строился дворец около 15 лет. В его возведении участвовали лучшие архитекторы, зодчие, мастера каменных дел, художники и миллионы простых безвестных строителей. Строительство осуществлялось из драгоценных пород деревьев и дорогих материалов.

В Запретном городе жил император с семьей и слугами. Никто иной под страхом смертной казни сюда не допускался. Дворцовый комплекс обнесён мощными стенами и широким рвом, наполненным водой.

Всего за все время империи в этом городе жили 24 императора династии Мин и Цин. Здесь проводились все значимые церемонии, это был политический центр Великой Минской империи и Империи Цин.

В 1912 году последний император из Цинской династии по имени Пу И был свергнут, но ему разрешили продолжать жить во Внутреннем дворце. А во Внешнем дворце был организован музей. Несколько лет спустя, Пу И был изгнан из своего дворца.

В 30-е годы прошлого столетия, когда Япония напала на Китай и захватила Пекин, драгоценности дворца пришлось спешно вывозить. Значительная их часть была захвачена японцами, но из уважения к бывшему императору сохранена.

Больше всего ущерба этому объекту принесла Культурная революция. В 50-60 годы XX века здесь были разрушены некоторые артефакты. Однако вандализм был прекращен, около Гугуна были выставлены армейские батальоны для защиты культурного наследия.

За весь период своего существования до того, как в 1925 году стать музеем, Запретный город претерпел множество изменений. Он постоянно расстраивался и укреплялся, в него вкладывались огромные деньги.

Весь комплекс дворцов – это образец китайской традиционной дворцовой архитектуры. В конце 80-х прошлого века он первым в Китае вошел в известный список ЮНЕСКО, как самое большое древнее деревянное строение.

Запретный город сегодня

Запретный город – центр древнего Пекина, который называется Имперский город. Сам Гугун разделен на несколько частей, окружен стеной длиной в 3,4 км и высотой почти 8 м и рвом, ширина которого составляет более 50 м.

С трёх его сторон произрастают великолепные императорские сады и знаменитые парки. Южнее от Гугуна расположено Святилище, где все без исключения императоры Китая поклонялись духу нации и своим предкам.

Также на юг находятся Ворота Небесного Спокойствия с портретом отца народа – Мао Цзэдуна. Эти ворота – связующее звено между древним Гугуном и современной площадью Тяньаньмэнь.

Весь дизайн этого прекрасного архитектурного шедевра наполнен символами китайской религии и философии, а также подчеркивает величие императорской власти и ее прямую связь с небесами. Планировка соответствует старинным традициям.

Этот дворцовый комплекс – настоящее чудо света, о котором рассказано в книгах и фильмах. В 1918 году о нем рассказывалось в одном из первых китайских художественных фильмов, в биографическом фильме о последнем императоре Пу И, сериале про Марко Поло и пр.

Современность

В настоящее время Запретный город посещают не менее 7 млн. туристов в год, особенно много их летом. Это наиболее известная китайская достопримечательность. Недавно Си Цзиньпин принимал Дональда Трампа во Внутреннем дворце.