Какие путешествия совершил тур хейердал. Тур хейердал

Ранние годы

Тур Хейердал родился в небольшом городке Ларвик на юге Норвегии в семье Тура и Алисон Люнг Хейердал. Отец владел пивоварней. Мать работала в антропологическом музее, и юный Тур довольно рано познакомился с дарвиновской теорией эволюции . С детских лет Хейердал интересовался зоологией . В доме, где Тур проживал в те годы, он создал небольшой музей, в котором главным экспонатом была гадюка

В детстве Тур страшно боялся воды, потому что дважды чуть не утонул. Как он сам вспоминал впоследствии, если бы лет в 17 ему кто-нибудь сказал, что он будет плавать по океану на утлой лодчонке по нескольку месяцев, он счёл бы того человека безумным. Расстаться с этой боязнью он смог только в 22 года, когда, случайно упав в реку, нашёл в себе силы выплыть самостоятельно.

Любознательным молодоженам казалось, что они смогут прожить в условиях девственно нетронутой природы, подобно Адаму и Еве, без особых сложностей. Однако со временем у Лив и у Тура стали появляться на ногах кровоточащие язвы, им необходимо было срочно показаться врачу, который, к счастью, нашелся на соседнем острове. Вылечившись, молодые люди возвратились на Фату-Хива , но через некоторое время, чувствуя растущую неприязнь со стороны местного населения, были вынуждены вернуться на родину.

О событиях, происходивших с Туром Хейердалом во время стоянки на Маркизских островах , рассказывает его первая книга «В поисках рая» (1938). Она была опубликована в Норвегии , но из-за разразившейся Второй мировой войны оказалась почти забытой. В 1964 году сокращённый русский перевод (Л. Л. Жданова) выпустило советское издательство «Мысль ». Несколько позже, уже прославившись своими другими путешествиями и работами в иных областях, Хейердал опубликовал новый вариант книги под названием «Фату-Хива» (рус. пер. 1978).

Вторая мировая война

С целью найти следы морских путешественников, приплывших из Юго-Восточной Азии в начале каменного века , но так и не достигших Полинезии ранее начала второго тысячелетия нашей эры, Тур Хейердал отправился в Канаду , где стал знакомиться с жизнью местных индейцев . Там его застала Вторая мировая война .

Как истинный патриот, он желал сражаться с врагом и, в конце концов перебравшись в США , завербовался в армию. После окончания диверсионной радиошколы в Англии Хейердала и его товарищей из так называемой «I Group» подготовили к заброске в оккупированную немецкой армией Норвегию . В звании лейтенанта он отправился на американском лайнере в составе конвоя в Мурманск . В конце похода конвой подвергся атаке немецких подводных лодок , которая была отбита с помощью советских кораблей . По прибытии в Киркенес группа Хейердала должна была поддерживать радиосвязь штаба норвежского отряда с Лондоном . Здесь он и встретил окончание войны.

Экспедиция «Кон-Тики»

7 августа, по прошествии 101 дня мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту .

«Кон-Тики» продемонстрировал, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении. Благодаря системе килей и парусу плот доказал свою высокую манёвренность. Кроме того, между бальсовых брёвен в довольно большом количестве скапливалась вода, а это позволяет предполагать, что древние мореплаватели могли использовать её для утоления жажды в отсутствие других источников пресной воды . Вдохновлённые плаванием «Кон-Тики », и другие повторили это путешествие на своих плотах. Книга Тура Хейердала «Кон-Тики » переведена на 66 языков мира. Документальный фильм об экспедиции, снятый Хейердалом во время плавания, получил в 1952 году премию «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм .

Между тем, известны и прямые доказательства контактов между Южной Америкой и Полинезией : наиболее существенным представляется тот факт, что южноамериканский батат является основным пищевым продуктом почти во всей Полинезии . Опытным путём Хейердал доказал, что ни батат, ни кокос не могли достигнуть островов Полинезии «вплавь». По поводу лингвистического аргумента Хейердал приводил аналогию, согласно которой, он предпочитает полагать, что афроамериканцы произошли всё-таки из Африки , судя по цвету их кожи, а не из Англии , как можно было бы считать по их речи.

Первая лодка, названная «Ра», спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта , была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из папируса, добытого на озере Тана в Эфиопии , и вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. По прошествии нескольких недель «Ра» стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться кормой в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно.

На следующий год другая лодка, «Ра-II», доработанная с учётом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом - лодка достигла Барбадоса , продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы. Несмотря на то что целью плавания «Ра» было всего лишь подтвердить мореходные качества древних судов, построенных из лёгкого камыша, успех экспедиции «Ра-II» был расценён как свидетельство того, что ещё в доисторические времена египетские мореплаватели, намеренно или случайно, могли совершать путешествия в Новый Свет .

Об этих экспедициях Туром Хейердалом была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм.

«Сходство между ранними цивилизациями Египта и Мексики не ограничивается лишь пирамидами … И в Мексике, и в Египте существовала высокоразвитая система иероглифической письменности… Учёные отмечают сходство фресковой живописи в храмах и усыпальницах, схожие конструкции храмов с искусными мегалитическими колоннадами. Указывается на то, что при сооружении сводов из плит архитекторы по обе стороны Атлантики не знали искусства сооружения настоящей арки. Обращается внимание на существование циклопических по размеру каменных человеческих фигур, на удивительные астрономические познания и высокоразвитую календарную систему в Мексике и Египте. Учёные сопоставляют удивительную по совершенству практику трепанации человеческого черепа, характерную для культур древнего Средиземноморья, Мексики и Перу, а также указывают на схожий египетско-перуанский обычай мумификации. Эти и другие многочисленные свидетельства сходности культур, взятые вместе, могли бы подтвердить теорию о том, что однажды или неоднократно суда с берегов Средиземного моря пересекали Атлантический океан и принесли основы цивилизации аборигенам Мексики».

Помимо основных аспектов экспедиции, Хейердал намеренно подобрал экипаж, в котором собрал представителей разных рас , национальностей , религий и политических убеждений , с тем чтобы продемонстрировать, как на таком маленьком плавучем островке люди могут плодотворно сотрудничать и жить в мире. Кроме этого, экспедиция собрала образцы загрязнения океана и представила свой доклад в Организацию Объединённых Наций .

Другие исследования

О последнем проекте Хейердала рассказывается в его книге «В погоне за Одином . По следам нашего прошлого». В 2000 году Хейердалом были начаты раскопки в Азове Ростовской области, старинном городе неподалёку от Азовского моря . Он пытался отыскать следы древней цивилизации Асгарда , основываясь на текстах и древних картах, представленных в «Саге об Инглингах » Снорри Стурлусона . В этой саге говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами , и с низовий Дона (Танаквисля/Tanakvísl ) повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании , и, наконец, обосновался в Швеции . Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу (см. также «Дом Инглингов», «Мифические короли Швеции »). Хейердал предположил, что история, поведанная в «Саге об Инглингах», основана на реальных фактах.

Этот проект вызвал в Норвегии резкую критику со стороны историков, археологов и лингвистов и был признан псевдонаучным. Хейердал был обвинён в избирательном использовании источников и в полном отсутствии научной методологии в своей работе. В этой книге Хейердал основывал свои доводы на сходстве имён в норвежской мифологии и географических названий черноморского региона , - например, Азов и асы, удины и Один, Тюр и Турция . Филологи и историки отвергают эти параллели как случайные, а также как хронологические ошибки: например, город Азов получил своё имя (по первому упоминанию в найденных летописях) спустя 1000 лет после того как там, по утверждению Хейердала, поселились асы, жители Асгарда. Резкая полемика, окружавшая проект «В погоне за Одином», во многом была типичной для взаимоотношений Хейердала и академических кругов. Его теории редко получали научное признание, в то время как сам Хейердал отвергал научную критику и сосредоточивался на опубликовании своих теорий в популярной литературе, предназначенной для самых широких масс.

Хейердал был убеждён, что норвежцы и другие скандинавы могут, в частности, проследить свои корни из современного Азербайджана . В последние два десятилетия своей жизни он несколько раз ездил в Азербайджан. В 1994 году он побывал в Гобустане , где изучил наскальные рисунки . В сентября 2000 года Хейердал посетил археологические раскопки на территории церкви в селе Киш . Сегодня напротив этой церкви установлен бюст Хейердалу. Его теория относительно Одина была принята как факт евангелической лютеранской церковью Норвегии.

Хейердал являлся активистом зелёной политики . Мировая известность Хейердала послужила причиной его встреч с известными политиками (в частности, во время визита на Кубу он сдружился с Фиделем Кастро). Он даже выступил с докладом о значении охраны окружающей среды перед последним главой СССР Михаилом Горбачёвым . Хейердал ежегодно участвовал в присуждении Альтернативной Нобелевской премии в качестве члена жюри. В 1994 году Хейердал и актриса Лив Ульман были выбраны норвежцами для выполнения почётной обязанности открытия зимней Олимпиады в Лиллехаммере и предстали перед телевизионной аудиторией, насчитывавшей больше миллиарда человек. В 1999 году соотечественники признали его самым знаменитым норвежцем XX столетия. Он был награждён многочисленными медалями и премиями, а также удостоен одиннадцати почётных степеней университетов Америки и Европы.

Последующие годы

В последующие годы Хейердал был занят многими экспедициями и археологическими проектами. Однако он остался наиболее известен своими морскими путешествиями на лодках и особенным вниманием к вопросам культурного диффузионизма .

Критика

Многие теории Тура Хейердала, особенно теория о заселении Полинезии, подвергались критике. Так, Эрик де Бишоп считал, что имел место лишь культурный обмен между полинезийцами и населением Южной Америки, так как морская техника полинезийцев превосходит технику других народов, что сам доказал плаванием на «Каимилоа». Генетические исследования жителей острова Пасхи (Рапануи) показывают 8-процентный вклад южноамериканских индейцев в геном сегодняшних рапануйцев. Авторы считают этот вклад старше 500 лет. Соответственно, южноамериканский вклад в древних рапануйцев оценён в 10% .

Милослав Стингл называл «легенду о гениальных блондинах» очень похожей на «теории, не так давно поставившие человечество на грань катастрофы ». Однако следует заметить, что доказательная сила научной теории (либо гипотезы) совершенно не зависит от ориентации тех политических сил, которые принимают её на вооружение.

Награды и почётные звания

Библиография

На иностранных языках

На русском языке

  • Хейердал Тур. Путешествие на «Кон-Тики». На плоту от Перу до Полинезии / Пер. Т. Л. Ровинской, В. И. Ровинского. - М.: Молодая гвардия, 1957. - 286 с.: ил. - (Библиотека путешествий).
  • Хейердал Тур. Путешествие на «Кон-Тики» / Пер. Л. Головина, А. Комарова. - М.: Детгиз, 1957. - 368 с.: ил. - (Школьная библиотека).
  • Хейердал Тур. Аку-Аку. Тайна острова Пасхи / Пер. В. Л. Якуба. - М.: Молодая Гвардия, 1959. - 384 с.: ил.
  • Хейердал Тур. Путешествие на «Кон-Тики». «Аку-аку» / Пер. с англ. Т. Л. и В. И. Ровинских. - Алма-Ата: Казахское гос. учебно-педагогич. изд., 1960. - 590 с.
  • Хейердал Тур. В поисках рая / Пер. Л. Л. Жданова. - М.: Мысль, 1964. - 160 с.: ил. - (Путешествия и приключения).
  • Хейердал Тур. Приключения одной теории / Пер. Л. Л. Жданова. - Л.: Гидрометеоиздат, 1969. - 308 с.: ил.
  • Хейердал Тур. Экспедиция «Кон-Тики». «Ра» / Пер. Л. Л. Жданова. - М.: Мысль, 1971. - 486 с.: ил. - (XX век: Путешествия. Открытия. Исследования).
  • Хейердал Тур. Фату-Хива. Возврат к природе / Пер. Л. Л. Жданова. - М.: Мысль, 1978. - 304 с.: ил.
  • Хейердал Тур. Экспедиция «Тигрис» / Пер. Л. Л. Жданова. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 362 с.: ил.
  • Хейердал Тур. Древний человек и океан / Пер. Л. Л. Жданова. - М.: Мысль, 1982. - 350 с.: ил. - (Библиотечная серия).
  • Хейердал Тур. Искусство острова Пасхи / Пер. Л. Л. Жданова. - М. Искусство, 1982. - 546 с.: ил.
  • Хейердал Тур. Мальдивская загадка / Пер. Л. Л. Жданова, В. И. Войтова. - М.: Прогресс, 1988. - 224 с.: ил. - ISBN 5-01-001081-X .
  • Хейердал Тур. По следам Адама / Пер. С. Ю. Лугового. - М.: Вагриус, 2001. - 352 с.: ил. - (Мой XX век). -

В небольшом городке Ларвик на юге Норвегии.

С детских лет Тур интересовался зоологией, любовь к которой привила ему мать, биолог по образованию.

В 1933-1936 годах Хейердал изучал зоологию и географию в университете Осло. В то же время он самостоятельно изучал историю и культуру Полинезии. Во время учебы в университете Тур познакомился с берлинскими учеными Кристиной Бонневи и Яльмаром Брохом, которые разработали и организовали проект, предусматривающий посещение удаленных островов Полинезии и изучение того, каким путем туда могли попасть животные, населяющие острова.

В 1950 году по инициативе Тура Хейердала в Осло был открыт музей "Кон-Тики". В музее выставлен не только оригинал знаменитого плота, но и плавсредства и предметы из других экспедиций Хейердала : папирусная лодка " Ра-II ", на которой в течение двух месяцев путешественник преодолел расстояние в несколько тысяч миль; модель тростниковой лодки "Тигрис" , скульптуры с острова Пасхи и предметы древних народов Латинской Америки.

Тур Хейердал был трижды женат. В первом браке с Лив Кушерон-Торп у него родились два сына Тур и Бьерн. Во втором браке с Ивонной Дедекам-Симонсен у Хейердала родились три дочери — Анетта, Мариан и Хелен Элизабет. В 1996 году Хейердал развелся со своей второй супругой и женился на актрисе Жаклин Бир.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Имя: Тур Хейердал (Thor Heyerdahl)

Возраст: 87 лет

Место рождения: Ларвик, Вестфолл, Норвегия

Место смерти: Aлассио, Лигурия, Италия

Деятельность: норвежский археолог, путешественник и писатель

Семейное положение: был женат на Жаклин Бир

Тур Хейердал - биография

О возникновении великих цивилизаций ученый мир не перестанет спорить никогда, так как часто одна теория опровергает другую. Тур Хейердал предпочитал не спорить, а действовать. По древним «инструкциям» он строил судно и плыл на нем тысячи миль по океану. Если достигал нужного берега, теория считалась доказанной.

Тур Хейердал - учеба

Оканчивая школу, юный Тур уже определил свое будущее - он будет зоологом. Мать мальчика работала в антропологическом музее, а сам он собрал дома мини-зоопарк, с гадюкой в качестве главного «экспоната». Поступление в 1933 году на естественно-географический факультет университета Осло стало логическим продолжением его мечты...

Тур Хейердал - на тропических островах

Уже заканчивая обучение, студент Хейердал отправился к отдаленным островам Полинезии. Там он надеялся выяснить происхождение отдельных видов фауны. С ним была его молодая жена Лив. Миновав Таити, супруги высадились на необитаемом острове Фату-Хива. Он напомнил им Эдемский сад, в котором они чувствовали себя Адамом и Евой. Вот только соседние острова были населены туземцами-каннибалами, и Тур не расставался с ружьем.

Впрочем, беда пришла не от дикарей, а от тропической инфекции. Ноги супругов покрылись язвами, и пара была вынуждена обратиться за медицинской помощью на острове Хива-Оа. Здесь Хейердал встретил соотечественника Хенри Ли, и тот поведал ему о каменных статуях в местных джунглях. Откуда они там взялись, не знал никто. Также Ли сообщил, что аналогичные статуи есть в Колумбии, на 7 тысяч (!) километров западнее.

Тур был заинтригован: как такое могло получиться? Самое логичное объяснение -люди из Южной Америки просто приплыли на Маркизские острова. Укрепило догадку то, что одного из идолов островитяне звали Тики, как и бога инков. Но ученый мир счел гипотезу полным бредом. Ну не могли дикари построить судно, способное пересечь океан! В поисках доказательств своей теории 25-летний Хейердал приехал в Британскую Колумбию (Канада).

Он рассчитывал найти у местных индейцев предания о мореплавателях. Однако, объехав весь запад Канады, так и не услышал ни одной легенды об индейцах-моряках. Зато узнал нечто другое, и вскоре представил на суд общественности статью о контактах народов тихоокеанских островов и американских индейцев. В ней норвежец обосновал свой вывод, что предки полинезийцев прибыли именно с севера, через Гавайи.

Там же, в Канаде, Хейердала застала Вторая мировая война. Будучи патриотом, Тур записался в армию союзников и попал в диверсионную радиошколу в Британии. В составе морского конвоя его подразделение перевели в Мурманск, откуда бойцы должны были отправиться в норвежский Киркенес.

Изучив документы Хейердала, офицер НКВД удивился: на плечах бойца, который в списках значился как сержант, красовались лейтенантские звезды. Непорядок! Не слушая объяснений, «особист» отправил подозрительного блондина обратно в Лондон. А подразделение, в котором служил Тур, было уничтожено фашистами во время первого же задания... Впоследствии исследователь мысленно благодарил дотошного русского, невольно спасшего ему жизнь.

После войны Хейердал приехал в Нью-Йорк, где презентовал свою работу о переселении американских индейцев на острова Полинезии. Как он и предвидел, никто из академиков его статью вниманием не удостоил. Правда, кто-то посоветовал доказать собственным примером возможность такого путешествия. Учитывая, что Хейердал, чудом не утонув в детстве, панически боялся воды, он должен был отказаться. Вместо этого Тур стал готовиться к плаванию.

28 апреля 1947 года Хейердал с пятью соратниками отбыл на плоту из перуанского порта Кальяо и взял курс на Полинезию. Плот состоял из бревен бальсового дерева и назывался «Кон-Тики» - по имени героя полинезийских сказаний. Конструкция была идентична тем, что строили в древности. Через 101 день изнуряющего плавания, преодолев 4300 морских миль, путешественники добрались до островов Туамоту. Теория, которую никто не принимал всерьез, была доказана.

Кто-то из академиков попытался обесценить достижение Тура, заявив, что и до него было известно о переселении предков полинезийцев из Азии. Но именно Тур доказал, что перед этим они побывали в Америке, находящейся в тысячах миль восточнее. Уже в XXI веке был проведен анализ ДНК полинезийцев и южноамериканских индейцев, показавший высокую степень родства этих этногрупп.

Новую экспедицию исследователь организовал на остров Пасхи. Здесь его интересовали знаменитые идолы. Кто и зачем поставил здесь эти громоздкие скульптуры? И хотя Тур не дал полного ответа на этот вопрос, зато выяснил, что каменные головы - продолжение тел, закопанных в земле. Кроме того, он нашел ранее не известных идолов и развалины зданий, сильно напоминавших доинкские конструкции в Южной Америке...


Разменяв полувековой юбилей, Хейердал по-прежнему не мыслил себя вне науки. В результате долгих размышлений он пришел к очередному сенсационному выводу: древние индейцы и египтяне плавали друг к другу в гости! И вновь решил проделать путь на судне из древней эпохи.

Судно Тур заказал египетским мастерам. Они воссоздали его по старинным рисункам и чертежам из 12 тонн папируса. Хотя Египетский Институт папируса предупреждал, что в соленой воде стебли начнут распадаться, норвежец больше верил мастерам прошлого. Судно назвали «Ра», в честь египетского бога Солнца.

Для нового похода Хейердал набрал международную команду. Врачом экспедиции стал Юрий Сенкевич , будущий ведущий «Клуба путешественников». Весной 1969 года «Ра» под флагом ООН отчалил из порта Сафи в Марокко. За 8 недель судно прошло 5 тысяч километров, но до финиша не добралось: «Ра» в соленой воде, как и предупреждали ученые, начал разваливаться. От верной гибели экипаж спасла проплывавшая мимо яхта.

Хейердал не сдавался. Меньше чем через год с тем же экипажем и из той же точки вышла папирусная лодка «Ра-2». На этот раз судно строили специалисты из племени аймар с озера Титикака (Боливия). Через 57 дней «Ра-2», победив Атлантику, финишировала у острова Барбадос. Хейердал оказался прав.


Вскоре Тур решил, что Египет имел связи не только с Америкой, но и с Индией. Для проверки этого предположения он заказал у мастеров из Ирака тростниковый корабль «Тигрис» - точную копию древнешумерского судна. Выйдя из иракского порта Шатт-эль-Араб, «Тигрис» пересек Персидский залив, вышел в Индийский океан и подошел к устью Инда в Пакистане. Теория вновь была подтверждена практикой. 5-месячное плавание «Тигриса» завершилось 3 апреля 1978 года в Джибути: в знак протеста против войны между Эфиопией и Сомали экипаж сжег судно.

Последняя догадка Хейердала

Весной 2001-го 87-летний Тур Хейердал прилетел в Ростов-на-Дону. То было не праздное путешествие: он хотел найти доказательства своей теории, что предками скандинавов были удины, одно из этнических меньшинств Азербайджана. От них, по мнению исследователя, происходит и имя высшего божества викингов -Одина. Ученый считал, что они шли на север именно через придонские степи.

В этот раз доказать свою правоту он не успел: был уже серьезно болен. Несмотря на это. Тур поражал окружающих своей работоспособностью. «Работал допоздна. Свет в его номере горел до двух часов ночи. А в полседьмого утра он был уже на ногах, - вспоминал переводчик Евгений Витковский. - Сначала прогуливался перед гостиницей, потом возвращался в номер - принимал холодный душ, делал зарядку, завтракал и шел на раскопки...»

Хейердал Тур

норвежский путешественник, этнограф, археолог, учёный-антрополог

Для подтверждения своей теории первоначального заселения островов Полинезии из Америки в 1947 г. проплыл с экипажем на плоту «Кон-Тики» от Перу до Полинезии. В 1969 и 1970 гг. проплыл на папирусных лодках «Ра» от Африки до островов Центральной Америки, в 1977–1978 гг. – на тростниковой лодке «Тигрис» по маршруту Эль-Курна (Ирак) – устье Инда – Джибути.

Краткая хронология

1933-36 гг. обучение в университете Осло на факультете естественных наук, специализация география и зоология; изучение истории культуры Полинезии

1936 г. экспедиция в Полинезию на остров Фату-Хива Маркизского архипелага; зарождение теории первоначального заселения островов Полинезии из Америки

1938 г. издание первой книги норвежского путешественника Тура Хейердала «В поисках рая»

1947 г. экспедиция «Кон-Тики», по итогам которой написана книга «Путешествие на «Кон-Тики»

1955-56 гг. археологическая экспедиция на остров Пасхи, по итогам которой была написана книга «Аку-Аку»

1969-70 гг. попытка пересечь Атлантический океан на лодках из папируса «Ра» и «Ра-II»; об экспедициях написана книга «Экспедиции на „Ра“» и снят документальный фильм

1977 г. экспедиция на тростниковой лодке «Тигрис»

1983-84 гг. исследование курганов, найденных на Мальдивских островах в Индийском океане; по итогам исследования публикация книги «Мальдивская загадка»

1991 г. исследование пирамид Гуимар на острове Тенерифе; по итогам исследования публикация книги «В поисках Одина. По следам нашего прошлого»

1999 г. Тур Хейердал был признан самым знаменитым норвежцем 20 в.

История жизни

Тур Хейердал родился 6 октября 1914 года в норвежском городке Ларвик . Отец его был пивоваром. Мать вела домашнее хозяйство. Это была строгая педантичная дама. В духе такой же строгой педантичности она воспитывала и сына. Распорядок дня был почти армейским: в одни и те же часы подъем, туалет, зарядка, завтрак, работа и учеба, обед и т. д. Причем соблюдался этот распорядок неукоснительно. Так, однажды в доме начался пожар. Всем пришлось срочно выбираться на улицу. Но поскольку маленький Тур сидел на горшке, мама не двинулась с места, пока малыш не довел дело до конца. И только тогда мать и сын с достоинством покинули дом. Вот что такое настоящий, а не выдуманный немцами «нордический» характер. В Норвегии таких людей всегда было много, и в этом смысле можно сказать, что Тур Хейердал родился в самой обыкновенной семье. Правда, такая «обыкновенность» дорогого стоит, если в результате воспитания, полученного в этой семье, честность, прямота, любовь к порядку, решимость и отвага становятся для человек самыми обыкновенными качествами, а их отсутствие у других он воспринимает как недуг или извращение. Именно таким обыкновенным человеком, то есть честным, прямым, решительным и отважным, был Тур Хейердал.

С детства Тур мечтал о дальних странах и странствиях. Больше всего привлекали его путешествия в северных широтах. Старшеклассником Тур строил далеко за городом снежное жилище (типа эскимосского иглу) и проводил там несколько суток с другом и собакой. Он всегда помнил, что его страна – родина не только викингов, опередивших Колумба в открытии Америки, но и великих учёных-путешественников – Руаля Амундсена и Фритьофа Нансена.

Но первым настоящим путешествием норвежца стала семейная экспедиция в края южных морей – Полинезию . После окончания факультета естественных наук молодой географ и зоолог Хейердал, разочаровавшийся в академической науке, вместе с молодой женой Лив отправляется на остров Фату-Хива Маркизского архипелага . Там они, удалившись от цивилизации и белых людей, прожили целый год. За этот год Тур Хейердал, познакомившись с местными мифами и преданиями, пришел к выводу, что, вполне возможно, предки туземцев пришли в Полинезию из Южной Америки. В этом его убеждали направления ветров и океанских течений. Они-то, по мнению молодого исследователя, и явились причиной зарождения жизни на островах.

Для Хейердала как учёного главным критерием истины был эксперимент. Как можно проверить гипотезу о заселении Полинезии древними американскими индейцами? Только проделав самому плавание по воле волн и ветров, на судне, максимально схожим с допотопными образцами. Однако осуществить свой план Хейердалу удалось только после окончания Второй мировой войны. А пока шла война, потомку викингов и одновременно лейтенанту армии США пришлось совершать путешествия исключительно в соответствии с военными приказами.

После войны, а именно в 1947 году, научный эксперимент Хейердала был поставлен. В качестве допотопного судна использовался плот «Кон-Тики» из бальсового дерева, которой был построен подобно судам древнейших мореплавателей. Выбор материала для плота определялся не только его необычайно малой плотностью (примерно как у современного пенопласта), но и желанием Хейердала опровергнуть устоявшееся мнение, что путешествия людей на южноамериканских бальсовых плотах через океан, из Перу в Полинезию, были технически невозможны. Таким образом, экспедиция на «Кон-Тики» решала, кроме историко-географической и этнографической, ещё и чисто техническую задачу.

Экспедиция стартовала из перуанского порта Кальяо . 7 смелых моряков отправились по маршруту, которым, согласно местным легендам, прошёл некогда великий вождь Кон-Тики, изгнанный из Перу завоевателями-инками. Плавание длилось больше трёх месяцев, а точнее, сто дней. Это были 100 дней, которые не потрясли мир, как 10 дней семнадцатого года, а, напротив, заставили его притихнуть и с замиранием сердец ждать новых сообщений газет и радио. На сто первый день бальсовый плот под парусом со стилизованным изображением легендарного Кон-Тики и с бородатыми белыми людьми на борту пристал к берегу полинезийского острова Рароиа .

Это была первая победа Тура Хейердала. Ведь до его вмешательства учёные считали предками островитян пришельцев из Индии и Китая, с Ближнего и Дальнего Востока, из Египта, Японии, даже из Атлантиды!

В 1955-1956 годахТур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи . Хейердал вместе с профессиональными археологами провели на острове Пасхи несколько месяцев, исследуя ряд важных археологических объектов. Основными в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению знаменитых статуй моаи, а также раскопки на таких возвышенностях, как Оронго и Поике.

Тур Хейердал хотел проверить гипотезу, согласно которой знаменитые статуи при их установке древними обитателями острова Пасхи передвигались в вертикальном положении, то есть вроде бы «шли» сами. Туру Хейердалу удалось показать всему миру, как это делалось.

Местная легенда утверждала, что эти колоссальные статуи, изображающие вождей племени «короткоухих», от каменоломни, где были изваяны, до места «укоренения» добирались чуть ли не «своим ходом», под мощным воздействием «маны» – магической силы, которая создавалась волевым усилием древних колдунов. В шестидесятых годах, когда в моду вошло увлечение магией и «экстрасенсорикой», а также учениями Е.П. Блаватской и Е.И. Рерих, эту версию стали поддерживать некоторые «научные» журналисты и другие представители образованной публики. Разумеется, Тур Хейердал не входил в число приверженцев этих учений. Как всегда, он решил поставить эксперимент.

Для этого он выбрал одну лежащую не земле статую и применил для её передвижения способ, давно известный грузчикам и такелажникам всего мира, а также и простым гражданам, которым приходится иногда своими силами передвигать шкафы и прочую громоздкую мебель. Этот классический метод позволяет кантовать крупные и массивные предметы на достаточно большие расстояния. В качестве такелажников выступили современные островитяне («короткоухие») под руководством бригадира – «сеньора Кон-Тики». Понадобились прочные верёвки, брёвна, камни и жерди, а также слаженные действия и продуманные команды учёного – и вот статуя средних размеров, пролежавшая 300 лет, приняла вертикальное положение, постояла, словно раздумывая, и – медленно, вперевалку, двинулась к месту назначения, поворачиваясь выразительным носатым лицом то в одну, то в другую сторону. Кинооператоры засняли эту сцену, чтобы весь просвещённый мир увидел, как двигаются «своим ходом» гигантские моаи – статуи острова Рапа-Нуи.

Конечно, опыт Хейердала с передвижением длинноухого истукана не претендовал на объяснение других жгучих тайн древности – таких, как сооружение Баальбекской веранды из каменных блоков, тысячекратно более массивных в сравнении со скромной рапануйской статуей, строительство великих пирамид Гизы и иных колоссов древней архитектуры. Но научная и историческая значимость этого эксперимента важна хотя бы по той простой причине, что в последующих публикациях об острове Паски и его статуях таинственная «мана» рапануйских колдунов, участие инопланетян и прочая околонаучная составляющая стала занимать всё меньше места.

Экспедиция опубликовала два больших тома научных отчётов («Отчёты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана»); позже Хейердал дополнил их третьим - «Искусство острова Пасхи». Эта экспедиция заложила фундамент для многих археологических изысканий, которые продолжаются на острове и поныне. Популярная книга Т. Хейердала на эту тему «Аку-Аку» стала очередным международным бестселлером.

В книге «Остров Пасхи: разгаданная тайна» (1989) Хейердал предложил более детализированную теорию истории острова. Основываясь на местных свидетельствах и археологических исследованиях, он высказал утверждение о том, что остров в самом начале был заселён «длинноухими» из Южной Америки, а «короткоухие» прибыли туда из Полинезии лишь в середине XVI века; они могли попасть на остров самостоятельно, или, возможно, были привезены в качестве рабочей силы. Согласно теории Хейердала, что-то произошло на острове в период между его открытием голландским адмиралом Якобом Роггевеном в 1722 году и визитом сюда Джеймса Кука в 1774 году. Если Роггевен встретил на острове и белых, и индейцев, и полинезийцев, проживавших в относительной гармонии и благополучии, то к прибытию Кука численность населения уже значительно сократилась, и состояло оно в основном из живших в нужде полинезийцев.

В 1969 и 1970 годах Тур Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан , выбрав отправной точкой своего плавания берег Марокко в Африке.

Первая лодка, спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта и названная «Ра», была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из камыша, добытого на озере Тана в Эфиопии , и вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. По прошествии нескольких недель «Ра» стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться кормой в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно. На следующий год другая лодка, «Ра-II» , доработанная с учётом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом. Лодка достигла Барбадоса , продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы под парусом, используя при этом Канарское течение. Несмотря на то, что целью плавания «Ра» было всего лишь подтвердить мореходные качества древних судов, построенных из легкого камыша, успех экспедиции «Ра-II» был расценен как свидетельство того, что ещё в доисторические времена египетские мореплаватели, намеренно или случайно, могли совершать путешествия в Новый Свет.

Об этих экспедициях была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм.

В 1977 г. Т. Хейердал построил ещё одну тростниковую лодку, «Тигрис», задачей которой было продемонстрировать, что между Месопотамией и Индской цивилизацией в лице современного Пакистана могли существовать торговые и миграционные контакты. «Тигрис» был построен в Ираке и отправился в плавание с международным экипажем на борту через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю. По прошествии примерно 5 месяцев плавания «Тигрис», сохранявший свои мореходные качества, был сожжён в Джибути 3 апреля 1978 года в знак протеста против войн, разгоревшихся в районе Красного моря и Африканского Рога.

Экспедиция Хейердала на тростниковой лодке «Тигрис» , сплетенной из тростника по образу древнешумерских судов, подтвердила, что месопотамский тростник также подходит для строительства лодок, как и папирус, его только необходимо собирать в определенный сезон, когда он обладает наибольшей водостойкостью. Это наверняка знали шумерские строители лодок, которые на подобных «тигрисах» поднимались от устья Инда и Красного моря. К сожалению, экипаж «Тигриса» не смог на сто процентов выполнить намеченную программу: когда корабль оказался в зоне войны, раздиравшей тогда Ближний Восток, и был задержан военными властями, то команда в знак протеста подожгла своё судно.

В 1983-1984 годах Тур Хейердал обследовал также курганы, найденные на Мальдивских островах в Индийском океане. Экспедиция Тура Хейердала на Мальдивские острова ставила своей целью подтвердить, что задолго до арабов и Васко да Гамы в этих местах побывали таинственные древние мореплаватели, оставившие после себя каменные скульптуры неизвестных бородатых людей, длинноухих, как истуканы на острове Пасхи.

В 1991 году Хейердал исследовал пирамиды Гуимар на острове Тенерифе и объявил, что они не могут быть просто горами булыжников, а действительно являются пирамидами. Он также выступил с мнением об астрономической ориентации пирамид. Хейердал выдвинул теорию, по которой Канарские острова в древности были перевалочным пунктом на пути между Америкой и Средиземноморьем.

О последнем проекте Хейердала рассказывается в его книге «В поисках Одина. По следам нашего прошлого» . Хейердалом были начаты раскопки в Азове, городе неподалёку от Азовского моря. Он пытался отыскать следы древней цивилизации Асгарда, соответствующие текстам «Саги об Инглингах», автором которой был Снорри Стурлусон. В этой саге говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу. Хейердал предположил, что история, поведанная в «Саге об Инглингах», основана на реальных фактах.

Этот проект вызвал в Норвегии резкую критику со стороны историков, археологов и лингвистов и был признан псевдонаучным. Хейердал был обвинён в избирательном использовании источников и в полном отсутствии научной методологии в своей работе. В этой книге Хейердал основывает свои доводы на сходстве имён в норвежской мифологии и географических названий черноморского региона, - например, Азов и асы, удины и Один, Тюр и Турция. Филологи и историки отвергают эти параллели как случайные, а также как хронологические ошибки: например, город Азов получил своё имя спустя 1 000 лет после того, как там, по утверждению Хейердала, поселились асы, жители Асгарда. Резкая полемика, окружавшая проект «В поисках Одина», во многом была типичной для взаимоотношений Хейердала и академических кругов. Его теории редко получали научное признание, тогда как сам Хейердал отвергал научную критику и сосредоточивался на опубликовании своих теорий в популярной литературе, предназначенной для самых широких масс.

Хейердал утверждал, что удины, этническое меньшинство в Азербайджане, были потомками скандинавов. В последние два десятилетия своей жизни он несколько раз ездил в Азербайджан и посещал церковь Киш. Его теория относительно Одина отвергалась научными кругами, однако была принята как факт евангелической лютеранской церковью Норвегии.

В 2001 году Хейердал приехал в Россию и, выступая перед учёными и журналистами Ростова-на-Дону, огорошил и одновременно воодушевил их заявлением: «Возможно, предки скандинавов были выходцами из Азово-Кавказского региона!» Неутомимый исследователь основывался на текстах известного средневекового историка Снорре Стурлуссона, в которых говорится, что свыше 2 000 лет назад с Кавказа двинулся на Север могучий вождь Огден со своими воинами-асами. Это сразу вызывает в памяти имя Одина, верховного бога скандинавов и предводителя героического племени асов. «Если Огден и Один – одно и то же лицо, то не от названия ли народа асов происходят названия города Азов и Азовского моря?» – задавался вопросом учёный, начиная археологические раскопки посреди городских кварталов Азова, и пояснял журналистам «Мне не обязательно доказывать, что я прав, что Снорре описал реальные события. Просто хочется узнать правду о том, каким был мир тысячи лет назад, откуда и куда двигались народы».

Хейердал являлся активистом зелёной политики. Мировая известность Хейердала послужила причиной его встреч с известными политиками. Он даже выступил с докладом о значении охраны окружающей среды перед последним главой СССР Михаилом Горбачёвым. Хейердал ежегодно участвовал в присуждении Альтернативной Нобелевской премии в качестве члена жюри. В 1994 году Хейердал и актриса Лив Ульман были выбраны норвежцами для выполнения почётной обязанности открытия зимней Олимпиады в Лиллехаммере и предстали перед телевизионной аудиторией, насчитывавшей больше миллиарда человек. В 1999 году соотечественники признали Тура Хейердала самым знаменитым норвежцем XX века . Он был награждён многочисленными медалями и премиями, а также удостоен 11 почётных степеней университетов Америки и Европы.

Хейердал умер в возрасте 87 лет от опухоли головного мозга в имении Колла-Микери в итальянском городке Алассио , в окружении своей семьи. На родине ему ещё при жизни был установлен памятник, а в его доме открыт музей.

Биография и эпизоды жизни Тура Хейердала . Когда родился и умер Хейердал, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты путешественника, фото и видео .

Годы жизни Тура Хейердала:

родился 6 октября 1941, умер 18 апреля 2002

Эпитафия

Ум, честь и красота,
Величие души и сердца,
Доброта и смелость -
Все в образе твоем.

Биография

В детстве он страшно боялся воды. Скажи ему кто тогда, что однажды он будет плавать в Тихом океане на деревянном плоту, Тур бы сильно удивился. Тем не менее так оно и произошло. Биография Тура Хейердала - история путешественника, ученого, писателя и, наконец, человека, никогда не отступавшего от своих высоких принципов. «Я не ищу приключений ради самих приключений, - как-то сказал Хейердал. - Полнота жизни не обязательно связана с преодолением стихий - работа мысли, достижение гуманной цели украшают ее сильней. Я органически не способен считать людей, живших тысячелетия до нас, ниже себя, и мне претит, когда я сталкиваюсь с таким часто даже подсознательным пренебрежением к тем, кто жил до нас и не владел нашей техникой». Он дал клятву верности своим целям и не отказывался от нее на протяжении всей жизни.

Тур Хейердал родился в Норвегии. Мальчик с детства зачитывался книгами по антропологии - его мама работала в антропологическом музее. После школы юноша окончил естественно-географический факультет университета Осло и вместе с молодой женой отправился в свое первое путешествие - на Маркизские острова, где супруги решили попробовать прожить в условиях девственной природы. Но спустя время им понадобилась медицинская помощь, и острова пришлось покинуть. Тем не менее именно тогда Тур понял, чем он будет заниматься свою дальнейшую жизнь, и это предопределило будущую биографию Хейердала как смелого путешественника, ученого, писателя, антрополога и гуманиста.

После войны он снова продолжил свою научно-исследовательскую деятельность и отправился в экспедицию, прославившую его во всем мире, - «Кон-Тики». Целью экспедиции «Кон-Тики» Хейердала было доказать, что южноамериканские индейцы могли бы добраться по морю до Полинезии. По возвращении Хейердал выпустил книгу «Путешествие на «Кон-Тики», которая была переведена на 67 языков, а документальный фильм о путешествии Тура Хейердала, снятый им в экспедиции, получил премию «Оскар». После такого успеха Хейердала было не остановить - он снаряжал одну экспедицию за другой: на Галапагосские острова, на остров Пасхи, Мальдивские острова и мн. др. Все это время Тур создавал научные работы, выпускал книги о своих гипотезах и экспедициях. А в 2001 году путешественник Хейердал прибыл в Россию, чтобы подтвердить очередное свое предположение о том, что норвежцы были выходцами с Азовского моря. О первом этапе экспедиции была написана книга «В поиска Одина», но второму этапу, увы, не было суждено случиться из-за смерти Хейердала.

Смерть Тура Хейердала наступила 18 апреля 2002 года. Восемь дней спустя состоялись похороны Хейердала. Путешественник скончался в своем имении, там же находится и могила Тура Хейердала. Причиной смерти Хейердала стала опухоль головного мозга. Еще при жизни путешественника на его родине был установлен памятник Хейердалу. Памяти Хейердала был назван фрегат «Thor Heyerdahl», вошедший 18 января 2011 года в состав ВМС Норвегии. В доме Хейердала сегодня находится его музей, в котором собраны суда и предметы, использовавшиеся путешественником во время экспедиций - в том числе и плот «Кон-Тики», лодки Хейердала «Ра» и «Ра II» и другие.

Линия жизни

6 октября 1914 г. Дата рождения Тура Хейердала.
1933 г. Поступление в университет Осло на естественно-географический факультет.
декабрь 1936 г. Женитьба на Лив Кушерон-Торп.
1937 г. Поездка на остров Фату-Хива, где Тур Хейердал вместе с женой провел год в отрыве от цивилизации.
1947 г. Экспедиция «Кон-Тики» через Тихий океан.
1949 г. Развод с Лив, женитьба на Ивонне Дедекам-Симонсен.
1951 г. Получение премии «Оскар» за документальный фильм об экспедиции «Кон-Тики».
1955-1956 гг. Экспедиция на остров Пасхи.
1958 г. Выход книги «Аку-аку» об экспедиции на остров Пасхи.
1969-1970 гг. Путешествия на лодках «Ра» и «Ра-II».
1977 г. Экспедиция на лодке «Тигрис».
1983-1984 гг. Исследования на Мальдивских островах.
1989 г. Выход книги «Остров Пасхи: разгаданная тайна».
1991 г. Исследования пирамид Гуимар на острове Тенерифе, вступление в третий брак - с Жаклин Бир.
1994 г. Открытие Туром Хейердалом зимней Олимпиады в Лиллехаммере.
18 апреля 2002 г. Дата смерти Тура Хейердала.
26 апреля 2002 г. Похороны Тура Хейердала.

Памятные места

1. Город Ларвик в Норвегии, где родился Тур Хейердал.
2. Университет Осло, где учился Тур Хейердал.
3. Дом Хейердала (имение Колла Микери) в Италии, где он скончался и где похоронен Тур Хейердал.
4. Памятник Хейердалу в Норвегии.
5. Музей Кон-Тики в Норвегии, посвященный деятельности Тура Хейердала.

Эпизоды жизни

Хейердал специально подбирал такой экипаж для экспедиций, чтобы в нем были собраны представители разных национальностей, рас, религиозных и политических убеждений. Таким образом Тур хотел показать, что на маленьком плавучем судне могут плодотворно жить и сотрудничать в мире самые разные люди.

Тур Хейердал ненавидел любые формы проявления насилия, он был самым настоящим гуманистом. Такое отношение к людям вызывало симпатию у любого, кто был с ним знаком, - от кубинского команданте до короля Норвегии. В 1954 году Тур побывал на острове Пасхи, местные жители которого отличаются очень настороженным отношением к чужеземцам. Они так полюбили Тура, что даже показали ему свои родовые пещеры и разрешили ему взять оттуда на память то, что он пожелает. Экспонаты с острова Пасхи, подаренные жителями острова Туру, сегодня хранятся в музее Хейердала.

Заветы

«Я не боюсь смерти. Но я ненавижу терять мою жизнь».

«Человек - раб маленького механизма, который отмеряет время и твердит: пора делать то-то и то-то, торопись, не мешкай».


Документальный фильм об экспедиции Тура Хейердала в 1947 году

Соболезнования

«Выражаю самые искренние соболезнования в связи с кончиной великого сына Норвегии, гуманиста, большого друга нашей страны Тура Хейердала. Его выдающиеся исследования морской среды, новаторские работы в области этнографии и археологии по праву вошли в золотой фонд мировой науки».
Владимир Путин, президент РФ

«С уходом из жизни всемирно известного этнографа и археолога Тура Хейердала Норвегия потеряла самобытного и выдающегося исследователя».
Хьель Магне Бундевик, бывший премьер-министр Норвегии

«Тур Хейердал и его деятельность являются вдохновляющим примером для молодых людей, которые хотят найти свою дорогу к знаниям и пониманию».
Йенс Столтенберг, член норвежского парламента, бывший премьер-министр Норвегии