Большая Ступа в Санчи — мандала, несущая память о космическом порядке. Великая Ступа в Санчи

Сегодня, глядя на Санчи, трудно представить, что когда-то это был огромный, цветущий город. Он находился на пути караванов, а при помощи влиятельных индийцев стал одним из главных регионов страны. Многие летописи доказывают уникальное богатство города.

К закату буддизма, Санчи тоже стал затухать, превратившись в обыкновенное воспоминание, утонувшее в песках и зелени.

Обнаружил эту достопримечательность совершенно случайно английский военачальник Тейлор в начале 19 века.

При посещении этого место, в голове всплывает призыв к Электрофикации страны (навязчивые мысли).

Находится Санчи в штате Мадхья-Прадеш, около Бхопола. Свою известность у туристов она получила благодаря сохранившимся храмам и ступам.

История ступы в Санчи

Ступа - это самое первое буддийское сооружение, которое издревле считалось олицетворением горы Меру. При восхождении на трон Ашока в 3 веке, буддизм стал ведущей религией в государстве. Отсюда позднее сын правителя начал распространять учение Будды.

В период правления Ашока были возведены более 8000 монастырей и ступ. Самой первой признана Великая ступа. Ее стены расписаны изображениями индийцев и людей греческого происхождения в национальных одеждах. Изначально строительство сооружения задумывалось как иллюстрация к учению, пропагандирующему отказ от перерождений.

С самого начала ступа строилась в виде полусферы из кирпича. Сооружение окружалось высокой стеной из дерева. Позже ступу расширили и достроили хранительницу даров со шпилем и хармиками - своеобразными зонтиками, олицетворяющими приход человека на небо.

В период властвования Сатаваханов, деревянную стену снесли, и на ее месте построили каменные ворота.

Как выглядит ступа сегодня

Ступа полностью украшена изображениями основателя буддизма и историей возникновения учения. Также на ней можно увидеть изображения людей и животных. На ступе Будда показан в человеческом образе, но видно и немало предметов, символизирующих его: рука, лотос, следы.

Необычная округлая форма святыни имеет свое значение. Ее основание возводилось из кирпича и песчаника. Внутри никаких залов нет, но в кирпичной кладке спрятаны останки великого учителя.

Окружает ступу ограждение, построенное из камня, а по сторонам света располагаются ворота, представляющие собой две гигантские колонны с изображениями животных. Они оформлены резьбой и орнаментами. Все рисунки на воротах изображают жизнь Будды во всех ее проявлениях. В таком оформлении переплетены индийская мифология и учение Будды. Через ворота всегда совершались религиозные церемонии, представляющие собой обход вокруг святыни.

Другие ступы

Помимо огромной Великой ступы, на территории Санчи расположено несколько маленький сооружений. Вторая ступа была возведена на западном склоне, недалеко от Большой. Стен нет, ограждают святыню лишь медальоны из камня с вырезанными на них людьми, животными из индийской мифологии.

На сегодняшний день весь комплекс признан исторической ценностью и внесен в список ЮНЕСКО.

Третья располагается на восточном склоне. Она представляет собой уменьшенную копию Великой ступы. Ее также окружают ворота необыкновенной красоты.

Здесь давно находились останки двух последователей Будды - Сари Путгхи и Махи Моггалана. После археологических раскопок их отвезли в Англию, но через столетие они вернулись на Родину.

Четвертая ступа сохранилась в разрушенном состоянии. Туристы могут видеть только большое основание.

Как добраться до Санчи

Все местные достопримечательности располагаются в шаговой доступности, но если вы едете с города, то можно воспользоваться следующими способами передвижения:

  1. Аренда автомобиля или такси. Это самый удобный способ передвижения. Стоит услуга будет недорого, да и доедете вы быстрее.
  2. Поезд. Если ехать на поезде из Бхапола до Санчи, дорога займет менее часа. Главное, прийти на станцию немного пораньше и купить билет стоимостью до 20 рупий. Ежедневно ходит 4 поезда в двух направлениях. Еще один поезд идет из Мумбаи, но придется совершить пересадку.
  3. Рейсовый автобус. Из Бхапола ежедневно ходит автобус. Цена билета составляет 25 рупий.
  4. Экскурсии. До ступового комплекса можно добраться в составле экскурсии. Гид расскажет не только о ступах, но и поведает о традициях и культуре Индии.

Стоимость билета

Для индийцев входной билет будет стоить 10 рупий, а вот для иностранцев стоимость составляет 250 рупий.

Сам билет похож на открытку, на которой изображены местные достопримечательности.

Приобрести билет можно прямо на вокзале в специальной кассе. Оттуда к ступе ведет тропинка со ступеньками.

Северные ворота ступы в Санчи

(III век до н. э.)

Санчи - современная деревня неподалеку от города Бхильсы в штате Мадхья Прадеш в Центральной Индии. Здесь в III веке до нашей эры располагалась древняя Видиша - столица государства Восточная Мальва, бывшая местным центром буддизма.

Поблизости на холме сохранились остатки комплекса буддийских построек, преимущественно храмов и ступ. Большая ступа в Санчи получила всемирную известность благодаря «торанам» - четырем воротам в окружающей ее ограде. Обильно украшенные рельефами и круглой скульптурой, они являют пример синтеза пластики и архитектурных форм, столь характерного для индийского искусства на протяжении тысячелетий.

Своеобразная полусферическая форма ступы является символом одного из важнейших понятий буддизма - нирваны - состояния, в котором достигнуто освобождение от кармы. Поскольку Будда считался первым человеком, достигшим нирваны и указавшим путь к ней, то ступа стала символом и самого Будды. В буддийском монастыре ступа - самый священный объект поклонения.

Ступа в Санчи была воздвигнута по велению индийского правителя Ашоки Маурия в III веке до нашей эры на том месте, откуда, по преданию, его сын отправился на остров Ланку (ныне Шри-Ланка) для распространения там буддизма. Во II веке до нашей эры ступа была окружена массивной оградой-ведикой и увеличена в объеме. Во второй половине I века до нашей эры были построены четверо ворот, ориентированных на страны света. Сначала были построены южные ворота, позднее северные, восточные и последними - западные. Они создавались с промежутками около десятилетия.

В оградах буддийских ступ ворота строились из камня, с богатым скульптурным оформлением. Их название - торана - происходит от санскритского слова «тор» - «проход».

При сооружении ворот Большой ступы в Санчи мастера невольно продолжали традиции распространенного в Древней Индии деревянного зодчества. Поэтому верхняя половина ворот тяжеловата для каменной конструкции. Она создает впечатление неустойчивости. Тем не менее они смогли простоять два тысячелетия, не будучи даже прикрепленными к мощной ограде.

Ворота сплошь покрыты рельефами, которые вместе с украшающей их круглой скульптурой, вместе с изобильным пластическим убранством этой простой в основе конструкции превращают ее в торжественный портал. Однако пластическое оформление торан не производит впечатления перегруженности, а сами сюжеты рельефов точно соответствуют преданиям, легендам.

В целом скульптурное оформление ворот можно подразделить на три основные группы. Первая - скульптура, являющаяся частью конструкции ворот. Это так называемые слоновые капители и рядом с ними - консоли в виде женских фигур. Вторая - круглая скульптура, венчающая ворота: символические фигуры, а также фигуры львов, всадников. И, наконец, третья - более крупные рельефы, хорошо видные с земли, расположенные на столбах и в местах пересечения столбов и архитравов, а также миниатюрные рельефы, сплошной массой покрывающие балки архитравов.

Как пишет исследователь индийской культуры С. И. Тюляев: «Наблюдаемое при этом разнообразие приемов сочетания скульптуры и архитектуры в высшей степени характерно для индийского искусства.

Каждый столб перекрыт низенькой квадратной плитой - абакой, между нею и краем нижней балки из массива столба выступают четыре полуфигуры слонов с восседающими на них фигурками мужчин и Женщин. Эти прекрасные скульптурные группы, так называемые слоновые капители, создают переход от нижней к верхней части ворот и ко всей остальной, более мелкой скульптуре.

Композиционное значение слоновых капителей в архитектонике тораны усилено крупными фигурами врикшак, занимающими на северных и восточных воротах наружный прямой угол между столбами и выступающими концами нижних балок.

Мелкая круглая скульптура на архитравах играет декоративную роль. Сюда относятся фигуры львов, восседающих на волютах, и всадники, помещенные в тесных пространствах между вертикальными перемычками, соединяющими горизонтальные балки».

Надо отметить доминирующее положение ряда фигур, возвышающихся на верхней балке. Зрительным и тематическим центром здесь является Колесо Будды, утвержденное на слонах, - это зрительная и смысловая доминанта ворот, посвященных Будде. По бокам Колеса Будды стоят Стражи стран света в виде мужских фигур с опахалами на плече и буддийские символы на лотосе. Здесь же фигурки якщей - низших божеств, олицетворяющих силы природы, - и крылатых львов. Все они завершают убранство ворот как декоративного целого.

Как отмечает С. И. Тюляев: «В целом скульптуры и рельефы четырех торан в Санчи отражают целый мир, одновременно и реальный и фантастический. Здесь представлены народ Индии и ее природа, архитектура, быт разных слоев населения, образы поэтического мифотворчества народа в виде духов природы и фантастических существ, а также предания и легенды, повествующие о Будде, в частности „джатаки“ - легендарные истории о прежних жизнях Будды на земле, когда он именовался Бодхисаттвой.

Рельефы в основном посвящены изображению прежних воплощений Будды в виде змеи, птицы, животного и человека, постоянно жертвующих собой для других. Джатаки обычно носят буддийский дидактический характер, но в них много и народной мудрости. Они были очень популярны в Древней Индии и дали обильный материал изобразительному искусству.

Тораны в Санчи можно назвать буддийскими лишь формально, поскольку они связаны с объектом буддийского культа, ступой, а сюжеты рельефов описывают события из жизни Будды. Но встречаются изображения низших божеств и добуддийского происхождения, широко распространенных в древнейших народных верованиях. Сюда относятся разного рода духи природы: якши, врикшаки и другие, не имеющие прямого отношения к буддизму как к религии и этической системе.

Изображение флоры и фауны занимает в индийском искусстве важное место, пример тому - скульптурный декор торан».

В искусстве животные предстают в опоэтизированном виде. На воротах можно увидеть различных животных, в том числе таких экзотических как многоглавого змея. Изобилие фигур и предметов, не оставляющее свободного пространства, образует декоративную композицию, объединенную единым ритмом и зрительным равновесием частей. Однако ещё больше, чем внешняя декоративная цельность рельефов, привлекает ощущение радости бытия всей природы, полноты жизни. На первом месте здесь - человек и деяние добра как выражение естественного народного чувства. Специфически религиозные мотивы заметны лишь в таких сценах, как «поклонение слонов ступе» или «чудеса Будды».

В Древней Индии все скульпторы - и рядовые, и выдающиеся мастера, работавшие для богатых заказчиков, - одинаково считались ремесленниками. Хотя их творчество обычно анонимно, но отнюдь не обезличено.

За их работой наблюдала могущественная и ученая каста жрецов-брахманов. Они заботились о неукоснительном соблюдении соответствующих признаков божеств и их правильной иконографии. Так что народные мастера работали в пределах жреческих религиозных канонов. Но в изображении животного и растительного мира ремесленники были свободны от прямого вмешательства жречества.

Декор северных ворот дает наиболее яркое представление о богатстве изобразительных мотивов всех ворот, которые, по существу, следует рассматривать в совокупности.

На рельефе верхнего архитрава северных ворот (с внешней стороны) изображены семеро последних будд. Здесь их символами служат пять ступ и два дерева, с троном перед каждым, означающим место размышления. Дерево почиталось в Индии с древнейших времен.

На столбах вверху в более высоком рельефе изображены фантастические животные: слева - пара крылатых лошадей, а справа - крылатая антилопа. Эти рельефы искусно разнообразят всю декорацию, усиливают динамику композиции ступ и ритм их чередования.

На среднем архитраве главным мотивом служат семь пород деревьев, связанных с семью буддами. На правом конце нижней балки изображена сцена из Аламбуша-джатаки. В одном из своих воплощений Бодхисаттва был аскетом, и в него влюбилась самка оленя. У нее появился мальчик, у которого на лбу был рог, отсюда ребенка прозвали Однорог. Со временем мальчик сделался, как и его отец, аскетом. Его великие добродетели в какой-то момент стали угрожать высокому положению самого царя богов Шакры. Тогда Шакра подослал к нему искусительницу в виде небесной танцовщицы-апсары по имени Аламбуша. Аламбуше удалось соблазнить аскета, и они жили вместе три года. Позднее она во всем открылась ему, но, тем не менее, была прощена и возвратилась на небо. На рельефе изображен момент, когда новорожденный мальчик с одним рогом совершает свое первое омовение среди лотосов, а позади стоит его мать олениха. В середине сцены подросший мальчик слушает наставление отца, предостерегающего его против коварства красивых женщин.

Сцены Вессантара-джатаки начинаются на средней части нижнего архитрава фасада. Они повествуют о предпоследнем воплощении Бодхисаттвы, когда он был принцем Вессантарой и, проявляя высшее милосердие, отдавал просящим все.

На рельефе обратной стороны нижнего архитрава вся семья изображена в джунглях, на пути к месту изгнания. В средней части показаны сцены из жизни семьи в изгнании.

Каждое животное, птица, растение или цветок исполнены с совершенством и законченностью. Вот, к примеру, пара оленей стоит под деревом пизанг. Они словно беседуют между собой. Третий олень, запрокинув голову, наблюдает за обезьянкой в ветвях. На переднем плане слон наслаждается купаньем в водоеме. Животное лежит среди лотосов. Глаза слона закрыты от удовольствия, хоботом он лениво держит побег. Рядом на растениях можно увидеть пару гусей.

На среднем архитраве развернут сюжет искушения Будды демоном Марой. Это брахманское божество любовной страсти было превращено в демона-искусителя, поскольку в ортодоксальном буддизме сексуальная чувственность считалась величайшим препятствием на пути к освобождению. Для достижения просветления - нирваны - нужно было победить Мару и его воинство.

Всю правую половину архитрава занимает сплошная толпа страшных демонов с Марой во главе. Сонм демонов свирепо гримасничает, пытаясь навести ужас. Он представляет отвратительную, но вместе с тем довольно юмористическую картину. В рельефах верхнего архитрава показан один эпизод из Чхадданта-джатаки - повести о слоне с шестью бивнями, одном из воплощений Бодхисаттвы. Слон был убит охотником, посланным из ревности бывшей женой Чхадданты.

Символы трех из четырех главнейших событий в жизни Будды - рождения, поворота Колеса Закона и смерти - показаны на тех частях столбов, которые находятся между архитравами.

Столь богатая нравоучительным смыслом скульптурная декорация ворот распространяется ниже капителей, на основную часть столбов. На правом, с фасадной стороны, рельефы образуют три панели, одна над другой. На верхней можно увидеть сцену нисхождения Будды с неба на землю. По центральной оси спускается лестница, рядом находится древо познания и трон под ним. Брахма и Индра сопутствуют нисходящему Будде, который незрим. По сторонам дерева видны поклоняющиеся ему: наверху - божества, внизу - люди.

На нижней панели частично показаны сцены обращения Шакиев в буддизм и чудо в Капилавасту, столице племени Шакиев: в более полном виде этот сюжет показан на другой стороне столба.

Большинство сцен на фасадной стороне левого столба посвящено событиям в городе Шравасти. Внутренняя боковая сторона столба посвящена преимущественно событиям, связанным с Раджагрихой - столицей Магадхи во времена Будды.

На этом рельефы не кончаются, они покрывают и наружные боковые стороны столбов, а на обратной их стороне, там, где они возвышаются над примыкающей к ним оградой, тоже помещено по одному небольшому рельефу. Темы из джатак продолжаются и иногда повторяются на разных воротах.

Как по своей древности, так и по художественным достоинствам тораны Большой ступы в Санчи - замечательное явление в искусстве Индии. От периода, к которому относится их сооружение, почти не сохранилось памятников, столь же богато украшенных скульптурой и к тому же имеющих интересные надписи. Ступа в Санчи, очевидно, очень почиталась. Ее ворота нередко изображались в рельефах различных памятников.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Из книги Путешественники автора Дорожкин Николай

Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги Амстердам. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Северные пути Фритьофа Нансена Фритьоф Нансен (1861–1930), норвежский исследователь Арктики, почётный член Петербургской академии наук, первым пересёк Гренландию на лыжах. Руководил экспедицией на «Фраме». В годы первой мировой войны – верховный комиссар Лиги Наций по

Из книги Собрание сочинений в пяти томах (шести книгах). Т.5. (кн. 1) Переводы зарубежной прозы. автора Малапарте Курцио

Буддийские ступы Ступой называется буддийский мемориальный и погребальный памятник, служивший также и местом хранения буддийских реликвий. В центральной части Индии, в Санчи, сохранилась Большая ступа № 1, построенная при Ашоке и значительно расширенная во II в. до

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Эдинбург автора Воронихина Людмила Николаевна

**Северные каналы В XVII веке, начиная с севера на юг, развернулись строительные работы по постепенному расширению маленького центра города. Один смекалистый плотник придумал проложить пояс каналов, который решал сразу две проблемы: во-первых, вдоль каналов появлялось

Из книги Новая энциклопедия садовода и огородника [издание дополненное и переработанное] автора Ганичкин Александр Владимирович

Часть V СЕВЕРНЫЕ ОЛЕНИ

Из книги Учебник по выживанию в экстремальных ситуациях автора Молодан Игорь

Из книги автора

Северные кварталы Эдинбурга „Второй Новый город“ На плане Эдинбурга четко выделяется Новый город Крейга – прямоугольник, окаймленный садами Принсес-стрит с юга и широкой полосой зелени с севера, за Куин-стрит. За этим зеленым пространством находится уже другой

Из книги автора

Морозостойкие (северные) сорта Несмотря на то, что речь идет о северных вариантах южной культуры, плоды у большинства сортов крупные, до 30–45 г (Орловчанин, Мичуринец, Триумф северный) или средние до 18–23 г (Алеша, Айсберг, Монастырский, Успех). У всех сортов плоды очень

Из книги автора

Северные широты Суточная норма воды в зимний период составляет 2–3 л воды при работе средней тяжести и 1–1,5 л при легкой физической нагрузке. Для уменьшения потери воды организмом необходимо подогревать вдыхаемый холодный воздух с помощью закрывающего рот шарфа,

Краткие сведения о культуре Древней Индии

И́ндия- государство в Южной Азии. Религии - индуизм, буддизм, брахманизм, сикхизм и джайнизм. Самая ранняя религия - ведическая (культ природы). Культура буддизма повлияла на архитектуру Древней Индии. VI в. до н. э. - регулярная планировочная схема городов, дома из обожженного кирпича, с широкими замощенными улицами, канализацией.

Строительные материалы Древней Индии

Дерево - активно использовалось. Бамбук - сооружение типичных для индийской архитектуры круглых построек. Глина - раствор для кирпича, изготовление кирпича-сырца, обожженного кирпича. Камень – сооружение ступ, стамбх, пагод, ограждения. Формы, созданные в дереве перенесены в каменные строения. Ценные породы камня - облицовка культовых и дворцовых сооружений. Штукатурка – применялась для украшения и укрепления кирпича.

Основные виды конструкций в Древней Индии

Стены: освоена техника возведения стен разными видами кирпичной кладки.

Арочные фермы:

Вход в грот Карли. (IIв. до н.э.)

дугообразные фермы, высеченные из камня или подвешенные к сводам пещерных храмов, бывают двух видов:

· составленные из нескольких одинаковых закрепленных дуг;

· подражание дощатым кружальным ребрам;

Для прочности использовали несколько ферм, соединяя между собой почти вертикальными перекладинами.

Своды:

Фальшивые своды

кладка ведется горизонтальными рядами, постепенно свешивающимися внутрь конструкцией, не требующей применения кружал и не развивающей бокового распора, возможной лишь при небольших пролетах.

Типы буддийских культовых сооружений в Древней Индии

Чайтья: продолговатый пещерный зал с двумя рядами колонн и ступой, помещенной в закругленном конце зала напротив входа (полусферическое погребальное, а затем мемориальное сооружение). Часто выход оформлен как “портик” с килевидным завершением.

Ступа: монументальное сооружение для хранения реликвий. Встречаются ступы полусферические, квадратные ступенчатые, башнеобразные, колоколообразные, бутылеобразные. Техника сооружения ступы - облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой и т. п.; в декоре - применяются раскраска и позолота.



Стамбха: монолитный каменный столб, обычно завершенный капителью и увенчанный скульптурой (цветы лотоса, фигуры животных). На столбе высекались эдикты царя Ашоки и буддийские религиозно-моральные предписания.

Чайтья в Карли

Краткие исторические сведения

Чайтья в Карли – пещерный буддийский монастырь в Индии, высеченный в скале во втором веке до н.э.

Архитектурный анализ чайтьи в Карли

Представляет огромный внутренний зал (З,8 х 14 м) имеет апсидный план, высота храма – 15,7м. Стены храма тщательно отполированы. Три нефа, два ряда колонн, стволы колонн – шестнадцатигранные, капители - соединение мотивов колокола и цветка лотоса со скульптурным завершением из группы мужских и женских фигур, базы колонн – горшковидные. В апсиде колоннада описывает полукруг вокруг ступы. В пещеру ведут три входа, дающие начало коридорам.

Фасад храма : отмечен огромным подковообразным окном (главный источник света в храме) и украшен скульптурными рельефами(мужские и женские фигуры).

Ступа в Санчи

Краткие исторические сведения о ступе в Санчи

Воздвигнута по велению индийского правителя Ашоки Маурия в II в. до н. э. Во второй половине I в. до н.э. были построены четверо ворот по четырем сторонам, соответствующим сторонам света. Во II веке до нашей эры ступа была расширена вдвое против первоначального размера и окружена массивной каменной оградой.

Архитектурный анализ ступы в Санчи

Ступа в Санчи - сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего помещения. Общая высота ступы в Санчи 16,5 м (без стержня), а вместе со стержнем 23,6 м. Ступа сложена из крупного кирпича и камня, стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой. С южной стороны на террасу ведут лестницы. На вершине купола находится хармика – надстройка с квадратным основанием в форме балкончика. Над хармикой возвышается стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Каменная ограда вокруг ступы, имела четверо традиционных ворот – торана, ориентированных по четырем направлениям света.

Санчи - деревня в индийском штате Мадхья-Прадеш, где буддийское искусство сохранилось в выдающихся памятниках архитектуры - храмах, ступах, монастырях.

Санчи (ступа Санчи) и буддийское искусство

Санчи – деревня в индийском штате Мадхья-Прадеш, где что ни объект, то памятник раннебуддийской архитектуры. Но главной достопримечательностью является ступа Санчи , одна из самых ранних в истории – ее я обязательно включаю в . Ее возвели по приказу императора Ашоки в III в. до н. э. – как символ Колеса дхармы (учения об освобождении от перерождений). И с тех пор все последующие ступы стали «срисовывать» с нее.

Вообще, с XII по XIX век эта деревня представляла собой удручающее зрелище: утопала в песках и заросла кустарником. А ведь когда-то здесь располагался видный центр торговли – он стоял на караванном пути! Упоминания о «золотом веке» Санчи встречаются в летописях. Но с закатом буддизма пришла в запустение и эта местность.

Ее случайно обнаружил английский генерал Тейлор в 1818 году. Через 101 год достопримечательности Санчи внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.



Оттенки буддийского искусства

Современная культура – это многовековой симбиоз различных религий, культурных направлений и влияний со стороны союзных государств. Поэтому однозначно выделить какую-либо основополагающую часть её культуры довольно сложно. Они тесно переплелись и дополнили друг друга. Это касается и непосредственно искусства, которое развивалось и видоизменялось на протяжении всего периода существования . Этот процесс непрерывен и сейчас, в современном мире.

Искусство Индии тесно переплетается с её религиями, и в частности с буддизмом. В своё время именно буддизм сыграл главенствующую роль в становлении индийской культуры, а также различных сфер человеческой жизни. Поэтому эту религию можно считать одним из оснований, на которой возвышается искусство Индии.



Буддийская ступа Санчи, Индия

Буддийское искусство очень говорящее: нужно только уметь его «читать». В основе буддийского искусства Индии лежит тонкое сочетание природы и человека. Это просматривается в любой сфере искусства.



Особенно это хорошо заметно в архитектуре, где классические индийские постройки были похожи на природные сооружения. При этом природные формы индийских построек, заметно отличались от европейских, для которых были характерны прямолинейность и угловатость. Плавность форм, обилие красок и разнообразие исполнений – вот основные компоненты искусства Индии, которое было сформировано на протяжении многих веков под воздействием буддизма.



Буддийское искусство ступа Санчи, Индия

Неотъемлемой частью буддийского искусства Индии было изображение Будды. При этом особое внимание художниками и скульпторами уделялось расположению отдельных элементов той или иной композиции. Именно такой подход к созданию изображений позволял передать основной его смысл. Такая закодированная передача смысла изображения и являлась одной из отличительных особенностей буддийского искусства Индии.



Буддийская ступа и будда

Так, например, изображение Будды могло иметь несколько рук, либо определённый узор драгоценностей, которые позволяли посвящённым людям понять тот смысл, который вкладывал в него создатель. При этом, несмотря на обилие различной атрибутики на индийских изображениях, каждый элемент играл строго определённую роль и имел, как правило, двойной смысл. Такая двоякость позволяла одновременно создавать эстетически привлекательные произведения, которые были наполнены религиозным смыслом. Ведь именно религия является пронизывающей нитью каждого произведения индийского искусства.

Важные факты о Санчи

Во II веке строению изрядно досталось – ее практически стерли с лица земли гонители буддизма из династии Шунга. Но затем ступу восстановили, сделав вдвое больше, чем до этого – пристроили дарохранительницу с примечательными хармиками («зонтиками»), символами восхождения человека к небесам.



На исходе II века до н.э. индо-греческий посол Гелиодор возвел колонну в пяти милях от ступы Санчи. Ещё через несколько десятилетий появилось четверо каменных ворот, украшенных изысканной резьбой. Символы буддизма – колесо, дерево, лотос, – скульптуры якшинь (духов природы), слонов, птиц – удивительные изображения можно увидеть здесь! А львы, стоящие спиной друг к другу на южных воротах, и вовсе перекочевали на государственный герб Индии – его можно увидеть на рупийной купюре любого достоинства.



Буддийская ступа Санчи, Индия

Помимо Великой ступы в Санчи есть еще три сохранившихся и одна, от которой осталось лишь основание.



Буддийское искусство, ворота к ступе


Буддийская ступа Санчи, Индия

Интересны в своём исполнении ступы, которые представляли собой своеобразные колонны, имеющие специальные углубления для размещения в них статуй божеств. Украшались такие ступы, как художественными, так и архитектурными элементами.



Буддийское искусство Санчи, Индия


Парк вокруг ступы

Что же касается современного искусства Индии, то оно представлено большим разнообразием направлений, среди которых всё также актуальным остаётся и буддийское искусство. Однако всё сильнее заметно влияние западных культур, которые диктуют свои правила и нормы. Поэтому современное индийское искусство сочетает в себе всё больше западных мотивов, а не сугубо индийский. Тем не менее, на сегодняшний день остаётся ни мало людей искусства, которые продолжают старые традиции, для которых только буддийское искусство является истинным. Ведь именно оно лежало у истоков индийской культуры.

Б ольшая Ступа в Санчи (Махаступа) была построена гораздо южнее тех мест, где жил и проповедовал Будда, и не соотносится напрямую с его деятельностью. Пришедший к власти в третьем веке до н.э царь Ашока стал возрождать уже начавший угасать к тому времени буддизм, сделав его практически основной религией государства. Он идентифицировал по остаткам сооружений многие места, связанные с деятельностью Будды и по всей стране возвёл множество культовых буддийских сооружений, в общей сложности более восьмидесяти тысяч.

К этому времени относится строительство множества ступ. В отличие от других типов буддийских построек, жилых помещений – вихар, и молитвенных залов – чаитий, которые имели внутренние помещения, ступа была монолитной.

Большая Ступа в Санчи – первая из построек подобного рода, послужила прообразом для всех остальных.

Именно эта ступа считается старейшей из всех буддийских ступ, сохранившихся до наших дней.

Внутрь ступы в Санчи, в самый её центр, заложена кубическая урна с останками Будды. По легенде, Будда, когда его спросили о форме его будущей гробницы, будто бы вместо ответа сложил в несколько раз свой плащ, на который водрузил, перевернув вверх дном, свою круглую чашу для сбора подаяний и увенчал всё это своим посохом. В такой форме и построено большинство ступ в Индии. Первоначально ступы служили именно для хранения реликвий или останков, позднее же стали интерпретироваться как символическое воплощение космоса.

В довольно сложной конструкции ступ ― а со временем они стали гораздо более замысловатыми, чем первые чашеобразные формы, ― нет ни одного элемента, начиная от ступеней основания и заканчивая положением рук скульптурных изображений Будд или украшениями на их одеждах, которые не имели бы своего определённого значения.

Цоколь ступы в Санчи, с террасой, служившей для проведения церемоний, обозначает Землю, со всеми присущими ей страстями и искушениями. Сама ступа построена в форме идеальной полусферы, символизирующей небесный свод и, соответствующий ему, мир богов. Через весь купол проходит начинающийся от основания стержень, символически обозначающий Мировую Ось, Мировое Древо, гору Меру. На вершине купола столб окружает хармика ― миниатюрная копия основной ограды, скрывающая «ось мира» от нескромных взоров.

Сокрытие центрального столпа обусловлено древним индийским обычаем огораживать сакральные объекты, такие как священное дерево или храм. Центральный столб наверху украшен тремя зонтами: атрибутами, в буддизме означающими высший уровень вселенной, доступный лишь существам, достигшим просветления, трёх верхних небес. Кроме того, три зонтика символизируют три драгоценности: Будду, Дхарму и монашескую общину, или Сангху.

Во II веке до нашей эры ступа была расширена вдвое против первоначального размера и окружена массивной каменной оградой ― ведикой (символ охраны святыни), лишённой всяких украшений.

При династии Сатаваханов (I в. до н. э.) вокруг большой ступы были выстроены мощные квадратные ворота (торана), ориентированные по сторонам света «выходы во вселенную». Каждые из ворот ― это филигранное произведение искусства, они создавались с разрывом в десятилетия. Сначала были построены южные ворота, позднее северные, восточные и последними - западные.

Капители колонн выполнены в виде фигур четырех слонов, львов или карликов-якш, поддерживающих поперечные балки. Многочисленные изображения на воротах, покрытых обильной резьбой, рассказывают о жизни Будды Шакьямуни, воспроизводят сюжеты джатак, то есть рассказов о его предыдущих рождениях. Сам Будда в многочисленных сюжетах не всегда предстаёт в человеческом облике, часто его присутствие передаётся через символы ― лотос, колесо, дерево. Лотос означал его рождение, Дерево Бодхи ― просветление, колесо ― его учение, а отпечатки ног и трон ― его присутствие. Например, сцена просветления изображает лишь пустой трон. Другое изображение показывает обезьяну, предлагающую Будде (представленному как Дерево Бодхи) чашу с мёдом. Такой подход был характерен для раннего буддизма. Можно часами ходить вокруг ступы, изучая причудливые барельефы, сюжеты которых рассказывают о способах избавления от страдания, связанных с круговоротом в сансаре.

Проход через такие ворота к ступе уже сам по себя можно считать священнодействием. Но у посетителей есть возможность совершить и полную парикарму, обойти ступу и даже подняться на второй круг.

Вокруг большой ступы в Санчи имеется два круговых обхода: первый ― на уровне земли между ступой и оградой, а второй ― на верхней террасе платформы вокруг купола ступы. Верхний обход огорожен невысокой оградой, подобной внешнему ограждению и имитирующей стиль деревянных ограждений древности. Несмотря на то, что во внешней ограде имеется четверо ворот, ведущих к нижнему круговому обходу, попасть на верхний уровень можно только через единственный вход с двумя лестницами, устроенный с южной стороны ступы. Отсюда, со «второго этажа», уже легче мысленно перенестись, на площадку, находящуюся на куполе под тремя зонтами, то есть на символическом уровне совершить восхождение от нашего земного мира, полного страстей, в мир, в котором обитают просветлённые существа.

Архитектурный план ступы полностью отражает свастику в движении. На плане контуры входов и географические оси образуют символическую фигуру ― мандалу в форме свастики ― солярный символ, столь важный для древних народов. Линии, соединяющие стороны света, символизируют пространство, а входы, изогнутые входы, повторяющие направление движения звезд, ― время. Совершающий парикарму монах или паломник, входя в мандалу, становится частью мирового порядка. Его энергия вписывается в космический вихрь, вращающейся вокруг мирового центра, центра мандалы.

Со временем в Санчи был сооружён целый комплекс из семи ступ, из которых до нашего времени сохранились ещё две, остальные же были практически разрушены.

Вторая ступа, построенная в сотом году до нашей эры, находится на середине западного склона. Она имеет изогнутые входы их Г-образная форма в плане также складывается в изображении правильной свастики, закрученной по часовой стрелке и являющейся геометрическим выражением гармонии, созидания, порядка.

Поскольку идеальная форма ступы не допускает никаких украшений, то у ранних ступ декорироваться могла только ограда - геометрическим или растительным орнаментом, изображениями мифологических животных, сценами из священных текстов. Археологи предполагают, что это место использовали учителя общины дабы уединятся от суеты, именно поэтому ступа поставлена в полукилометре от основного комплекса.

Третья ступа находится северо-восточнее и по оформлению во многом копирует Большую Ступу, но по размеру она значительно меньше. Путь к ней обозначается единственными резными воротами. Эта ступа содержала останки двух главных учеников Будды: Шарипутры и Маудгальяяны. В 1853 году их перевезли в Лондон, но позднее вновь вернули в Индию. Сейчас они покоятся в специально построенной для этого на территории парка вихаре (буквально слово «вихара» переводится как «гробница»).

Ступы были окружены деревянными монастырскими строениями, но до нашего времени они не сохранились. Самые первые монастыри строили из дерева, и они давно разрушились. Обычно они состояли из центрального дворика, окружённого монашескими кельями. До сегодняшнего дня сохранились только дворики и каменные фундаменты.

Комплекс Санчи включает в себя и другие старинные архитектурные достопримечательности ― есть тут и так называемая Колонна Ашоки, и многовековые храмы, а также археологический музей с коллекцией древностей. Интересны крохотные пещерные храмы, высеченные в очень твёрдых каменных породах.

Во времена Ашоки комплекс Санчи был крупным религиозным центром. Ступы были оштукатурены и покрашены, а во время праздников их щедро украшали цветами и прочими ритуальными подношениями. Сюда стекались многолюдные процессии, состоявшие не только из монахов, но и из мирян.

Рельеф на северных воротах Махаступы изображает большую торжественную процессию с дарами и музыкальными инструментами, направляющуюся к святыне. Во главе процессии идут слоны. На этом рельефе мы можем увидеть, как выглядела ступа, украшенная гирляндами и цветами. В древнем Санчи кипела религиозная жизнь, а монахи постоянно общались со своими светскими покровителями.

Во втором и первом веках до нашей эры Санчи оставался важным религиозным центром, однако, после был заброшен. Всё здесь заросло джунглями. Главным буддийским центром северной Индии Санчи стал уже при династии Гуптов, в 5 веке нашей эры. В этом время ремонтируются ступы, воздвигаются новые храмы. На рубеже тысячелетий буддизм в Индии начал угасать, поглощаясь индуизмом. Археологические находки 13-го века носят уже совершенно индуистский характер. В 14-м веке это место окончательно запустевает.

В 1818 году эти постройки были открыты и описаны англичанами. Позднее, в 1851 г., полковником английской армии Александром Каннингемом на холме Санчи были обнаружены останки двух наиболее известных проповедников буддизма - Шарипутры и Маудгальяяны. Весь комплекс существенно пострадал в результате непрофессиональных попыток вскрыть ступы. В 1822 г. капитан Джонсон взломал «Махаступу», пробив брешь в одной из её сторон, что привело к значительному разрушению памятника. Монолитная колонна Ашоки, расколотая на части местными вандалами, использовалась в качестве пресса для сахарного тростника.

С 1881 по 1884 г. под руководством майора Коула был проведён ряд восстановительных работ. Была заделана брешь в стене «Великой ступы», заново установлены и отреставрированы разрушенные ворота. В двадцатых годах двадцатого века ступам был придан их нынешний вид. Сейчас на этом месте открыт музей, а комплекс Большой Ступы в Санчи считается одним из выдающихся историко-культурных памятников страны.

Согласно плану Ашоки, комплекс задумывался как место медитации и самосозерцания. Он должен был расположиться вне суеты крупных городов и поселений монахов, но одновременно в пределах досягаемости для всех желающих. Деревня Санчи идеально подходила для реализации этого проекта. Расположенная изолированно и в то же время недалеко от города Видишья, она стала идеальным местом для практики на многие века.

Здесь даже тот, кто не является приверженцем буддизма, чувствует удивительную энергию и не может не восхищаться прошедшими сквозь тысячелетия древними строениями, несущими память о мировой гармонии, о великом космическом порядке. Уже ради этих ощущений, ради вида каменных громад, несущих в себе энергию практики многих поколений, стоит ехать в Индию – загадочную страну, сберёгшую для нас столько ценного.