Храм тесея. Храм гефеста - один из самых величественных памятников древней греции

– чудом инженерии и архитектуры. Почему храм превратился в место погребения? И что сейчас происходит с главной достопримечательностью агоры?

Археологические исследования на агоре начали проводить в 1931г., после переселения отсюда жителей. Обнаруженные в результате раскопок фундаменты храмов, галерей и общественных зданий были изучены, отреставрированы и укреплены. Агора стала музеем под открытым небом. Основной памятник агоры - храм Гефеста.

Храм Гефеста стоит на границе района, где жили кузнецы и гончары. Это современник Парфенона и расцвета афинской цивилизации, лучший по сохранности древнегреческий храм в мире. Храм посвящен Гефесту и Афине – покровителям ремесел. Гефест - греческий бог огня, вулканов и металлообработки, был единственным Олимпийским богом, физически несовершенным. Он был хромым и был единственным, кто был вынужден заниматься физическим трудом. Гефест работал кузнецом и отвечал за починку изношенных и пробитых броней Ахиллеса в Илиаде. Так же храм посвящен богине Афине, как покровительнице города, ответственной за гончарное и другие ремесла.

Народное название, храма Тесейон (в современном произношении – Тиссион), возникло, очевидно, из-за того, что в скульптурном украшении храма активно использовались сюжеты из жизни легендарного афинского царя Тесея. В V веке храм был превращен в церковь, которая оставалась действующей до XIX века, благодаря этому он и сохранился. Торжественным богослужением в Тесейоне, который тогда был церковью Святого Георгия, встречали прибывшего в Афины первого короля Греции Оттона. Эта служба стала последней – любитель античности, Оттон запретил служить здесь и превратил храм в музей.

По Панафинейской дороге проходил священный бег с факелами - лампадодромия. Он являлся общеафинским состязанием фил (городских районов) в честь Прометея. Новый огонь, принесенный с наибольшей скоростью, считался самым чистым, и от него зажигался огонь на алтаре Гефеста.

Строительство Храма Гефеста и Афины было начато в 449 до н.э., всего за два года до Парфенона. Проект был организован афинским политиком Периклом. Это был первый в Афинах храм сделанный из мрамора. Гефестион, построенный в V веке до н.э., являл собой классический образец здания дорического ордера. Имя архитектора неизвестно, но это тот же зодчий, который построил храм на мысе Сунион и храм Ареса на агоре.

Храм Гефеста - один из наиболее хорошо сохранившихся древнегреческих храмов в мире. Все его колонны, фронтоны и даже большая часть крыши остались нетронутыми. Однако, гравюры и другие его украшения неизбежно страдали от расхищения и мародерства в течение столетий. Своему выживанию он обязан Христианской церкви, Церкви Св. Георгия, пришедшей в седьмом веке нашей эры, которая удалила древний интерьер, заменив его убранством христианской церкви.

Монументальный дорический периптер, построенный из пентелийского мрамора (длина – 31,77м, ширина – 13,72м, высота колонн – 5,88м). На восточном фронтоне изображался апофеоз Геракла , на метопах – подвиги Геракла и Тесея. Внутри храм разделен дорическими колоннами на три нефа, в глубине стояли бронзовые статуи Гефеста и Афины Эрганы (Работницы) (421–415 до н.э.).

Скульптурное убранство фасадов Гефестиона было призвано увековечить память героев Марафонской битвы, в которой афиняне одержали свою знаменитую победу над персами. Рельефы Гефестиона и украшающие его скульптурные метопы посвящены прославлению богов, сражавшихся при Марафоне вместе с афинянами, - Афины , Геракла и Тесея.

На метопах под восточным фронтоном изображены девять подвигов Геракла : от первого подвига (схватки со страшным немейским львом, порождением стоголового Тифона), совершенного 16-летним Гераклом , до последнего (у северо-восточного угла), где был изображен Геракл , получающий яблоки в саду Гесперид. Сильно поврежденные временем скульптуры сохранились плохо. На многих метопах Геракл представлен в момент наивысшего напряжения.

В сцене борьбы с немейским львом Геракл , отбросив в сторону и лук и меч, вступил в единоборство со зверем, вставшим на дыбы. Левая рука героя обхватила шею напрягшегося зверя с такой силой, что пальцы глубоко вдавились в шкуру животного. Жилы на ноге напряжены, голова резко наклонена к голове зверя, так что зритель видит лишь коротко остриженные волосы Геракла . Лев начинает задыхаться; его правая задняя лапа уперлась в ногу Геракла выше колена.

У стен Гефестиона устраивались пытки рабов, допускавшиеся афинским судом. Вблизи храма, у алтаря героя Еврисака, сына Аякса, всегда толпились бедняки, нанимавшиеся на поденную или временную работу. Здесь же заключались частные контракты, освященные присутствием Гефеста.

Не менее драматично представлена сцена борьбы Геракла со стоголовым Тифоном, у которого вместо каждой отрубленной головы немедленно вырастало две новых. Только прижиганием отрубленных мест можно было победить эту страшную огромную змею. На метопе возничий Геракла Иолай уже пришел на помощь Гераклу с горящей головней в руках. Но Тифон еще очень силен: его мощные щупальца обвили ногу Геракла . Несохранившиеся головы Тифона были бронзовыми, а тело, начинавшееся от самой кромки метопы, заполняло все ее пространство.

Подвигам Геракла были посвящены и скульптуры восточного фронтона Гефестиона. Они завершают развитие сюжета, представленного на метопах восточного фасада, которые заканчиваются изображением Геракла , стоящего в ожидании третьего яблока из сада Гесперид. Продолжение подвигов Геракла показано на фронтоне: получив последнее яблоко, герой поднимается на Олимп , где и происходит его обожествление. В центре композиции - Зевс , сидящий на троне. По обе стороны сидящего бога стоят Геракл и Афина, сопровождающая Геракла на Олимп . За ними конные группы с колесницами и возничими: Никой - у Афины , Иолаем - у Геракла . Колесницы означают, что Афина и Геракл только что прибыли на Олимп . Зевс повернулся в сторону Геракла , приветствуя подходящего к нему героя.

На восьми метопах северной и южной сторон храма изображены подвиги Тесея. И здесь выбраны наиболее драматические сцены. Так, например, борьба с разбойником Синисом представлена в тот момент, когда Синис уже пригнул к ноге вершину сосны, собираясь привязать к ней Тесея, но последний, перехватывая вершину дерева и наступив ногой на ногу Синиса, хватает врага за волосы, притягивая к себе. Синис резко упирается. Мускулатура его тела так напряжена, что видно - силач еще может продолжать борьбу.

На другой метопе марафонский бык остановлен Тесеем в момент мощного прыжка. Тесей, схватив быка одной рукой за рог, другой за морду, резким движением поворачивает его голову к себе.На следующей метопе представлена борьба Тесея с аркадским исполином Керкионом, обитавшим в районе Элевсина. Эта скульптура сохранилась лучше других. С восточной и западной сторон стены храма украшал фриз, плиты которого, хоть и поврежденные, в основном уцелели. На фризе главного, восточного, фасада изображены олимпийские боги, наблюдающие за сражением афинян с Паллантидами - врагами Тесея, на западном - борьба лапифов с кентаврами.

Полюбовавшись скульптурным убранством Гефестиона, посетитель входил в храм и застывал в немом почтении: прямо перед входом, в глубине зала, возвышался пьедестал, облицованный темным элевсинским мрамором. На нем возвышались две бронзовые статуи: Гефеста (высотой около 2,45 м) и Афины Эрганы (2,35 м), изваянные учеником Фидия Алкменом. Но как изобразить хромого бога, не «снизив» при этом его образ, не нарушив грань между карикатурой и величием? Алкмен сделал это настолько искусно и ненавязчиво, что его работа вызывала искреннее восхищение и столетия спустя. Римский оратор и философ Цицерон , вероятно, видевший статую Гефеста (Вулкана) в Гефестионе, лаконично написал: «Мы хвалим Вулкана в Афинах работы Алкмена, где бог представлен стоящим и одетым; хромота его показана слегка и не бросается в глаза».

В седьмом веке нашей эры, храм был преобразован в Церковь Св. Георгия Акамас. В начале девятнадцатого века, этот храм, стал местом погребения многих протестантов, и тех, кто умер в греческой войне за независимость в 1821 году.Храм Гефеста использовался церковью до 1834 года, затем, превратился в музей (до 1930 года). После обретения Грецией независимости в храме размещался Национальный Археологический Музей.

[

Всем знакома Древняя Греция по учебнику истории с картинками античных памятников. И поразительное дело, что многие из них сохранились и до наших дней. Правда, чаще всего перед зрителями предстают труды реконструкторов, но это нисколько не умоляет у осматривающих древние руины туристов чувства причастности к чему-то очень великому. И одна из таких античных ценностей – Храм Гефеста в Афинах. Сооружение, возведенное на знаменитой Агоре в V в. до н.э., и по сей день радует своим видом столичных жителей, а также многочисленных туристов. Предлагаем узнать подробнее об особенностях и истории этой легендарной достопримечательности.

История храма Гефеста

Греко-персидские войны длились почти полвека, принося Афинам то богатства и славу, то наоборот, разрушения и упадок. Так что эллины настолько устали восстанавливать храмы, что решили вовсе их не возводить. И так бы оно может и было, если бы не волевое решение правителя Перикла: он решил сделать Афины главным греческим государством, поэтому не скупился в средствах и развернул масштабное строительство. Именно при нем Акрополь получил такие святыни, как Парфенон, Эрехтейон , Храм Ники Аптерос и т.д.

Он же повелел и возвести святилище Гефесту – богу огня и вулканов, а также знаменитому кузнецу, ковавшему мечи и доспехи. Правда Храм Гефеста разместили в Афинах не на Акрополе, а на соседней Агоре, где в 449 году до н.э. и стартовала масштабная стройка.


Строительство храма, посвященного Гефесту

Поначалу возведение святыни, которую позже нарекут Гефестейоном, шло ударными темпами. Но 2 года спустя Перикл решил застраивать Акрополь и начал строительство Парфенона . Главный храм Афинского Акрополя хотели возвести как можно быстрее, и на него была брошена вся рабочая сила. Поэтому город повременил с Храмом Гефеста, и в итоге строительство святыни на Агоре растянулось на десятки лет. Так, исследователи выделяют несколько этапов строительства Гефестейона:

  1. 440-449 гг. до н.э. – возведение западного фриза.
  2. 430 г. до н.э. – окончание строительства восточного фриза.
  3. 415 г. до н.э. – завершение всех работ и официальное открытие храма.

Таким образом, строительство святыни Гефеста продолжалось почти 35 лет.

По планировке Гефестейон представляет собой классический периптер дорического ордера с 6 колонами по бокам и 13 на длинных сторонах. При этом высота каждой колоны чуть меньше 6 метров. Общая площадь сооружения насчитывает почти 14 метров в ширину и 32 метра в длину. Кстати именно храм Гефеста стал первым греческим сооружением из мрамора, ведь Акропольские святыни по времени начали возводить немного позже.

Внутренний интерьер здания был поделен на три части: пронаос (прихожая), главный внутренний зал и опистодом (задние комнаты с отдельным входом). В главной зале помимо бронзовой статуи Гефеста, которому посвящен храм, возвышалась и бронзовая статуя Афины, покровительницы города. К сожалению, обе они, как и многочисленные фрески и мозаики, были утрачены еще много веков назад. Хотя ранее убранство святыни Гефеста было чрезвычайно пышным и роскошным даже для эпохи «золотого века» Греции.

Как уже отметили выше, главными в храме считались статуи Бога Огня и Афины, которые не сохранились до наших дней. Помимо них мастерство скульпторов выражали фриз и метопы святыни, на которые древние мастера наносили сюжеты и персонажей греческой мифологии. На фризах, к слову выполненных в ионическом стиле, изображены сцены из битвы кентавров и торжества победы Тесея с Олимпийскими Богами.

Метопы восточной стороны выражали 9 подвигов Геракла, причем многие сцены были представлены не просто рельефами, а отдельными скульптурами. С юга и севера храм украшали рельефы и скульптуры о подвигах Тесея, в связи с чем храм Гефеста в Афинах называли Тессеоном (иногда Тиссионом). Некоторые афиняне даже считали, что храм посвящен Тесею, и здесь находится его захоронение. Но проведенные недавно раскопки и исследования доказали полную несостоятельность этой версии.

Западный фронтон был оформлен скульптурами кентавров, а восточный – сценами с вознесением Геракла и Рождением Афины. Большинство скульптур не сохранилось, а найденные фрагменты некоторых фигур хранятся в Музее Агоры.

По окончанию строительства судьба храма Гефеста складывалась довольно удачно. Святыне приносили щедрые дары, и вокруг здания цвел пышный сад. А когда на смену язычеству пришло христианство, Гефестейон стал Церковью Святого Георгия. Православными священнослужителями храм поддерживался вплоть до 1834 года. Во времена правления короля Оттона священников изгнали из Гефестейона, и открыли в нем археологический музей, который просуществовал ровно 1 век. Позднее все экспонаты вывезли, а внутренние залы полностью закрыли для посещения. А в 1970-ых годах была проведена масштабная реконструкция кровли здания.

Стоял на том же месте, на котором стоят современные Афины. Древние Афины стоялив пяти километрах от моря, в 7-8 километрах от Пирейской гавани, на северном берегу Илисса, речки, обыкновенно пересыхающей летом. Невдалеке от северного края древних Афин течет на плодородной равнине другая речка, Кефисс. У самого края города на севере подымалась уступами гора Ликабет. Окружность древнего города Афин вместе с Пиреем, который соединен был с городом стенами, составляла около 25 километров. Восточная и северная части древних Афин, составлявшие большую их половину, лежали на равнине; юго‑западная часть была построена на двух грядах холмов, разделенных небольшою ложбиною; передняя гряда идет с севера на юг, задняя, находящаяся к юго‑западу от неё, имеет направление, одинаковое с Ликабетом, с северо‑востока на юго-запад. Передняя гряда состоит, главным образом, из двух скалистых холмов. Восточный холм её – самое высокое место в целом городе. С трех сторон он подымается над равниной крутыми утесами; только с западной стороны можно на него всходить. На его довольно обширной верхней площади стояла цитадель древних Афин – Акрополь. На запад от Акрополя поднимается скалистый холм Ареопага; на восточной окраине этой скалы собирался, по древнему обычаю под открытым небом, афинский трибунал, именем которого называлась она, а под обрывом её восточной окраины, в скалистой ложбине между холмом Ареопага и Акрополем, стоял очень древний и пользовавшейся в Афинах большим уважением храм Эвменид. На северо‑западе от холма Ареопага подымается плосковершинный холм, который ученые называют теперь Тесеевым холмом (Theseion), потому что на северо‑восточной окраине его стоял храм Тесея. Самый значительный из холмов задней гряды находится на южном конце; это холм Муз (Музей, Museion), западный склон которого имеет почти четверть часа пути в длину. (На вершине его впоследствии стоял памятник родственника сирийских царей Филопаппа; этот памятник был виден с очень большего расстояния). На северо‑запад от холма Муз, отделяясь от него лишь узким ущельем, подымается плоскою террасою холм Пникса; на восточном склоне его находится искусственно выровненная терраса, окраину которой поддерживает громадная стена; археологи прежде полагали, что эта терраса была в древнем городе Афинах местом народных собраний, потому назвали ее Пниксом, как называлось у афинян место, где происходили народные собрания. На северо‑западе от холма Пникса, отделяясь от него лишь небольшою ложбиною, стоит скала, которую археологи называют холмом Нимф (потому что на скале есть надпись, посвящающая ее нимфам). Этот холм лежит почти прямо на запад от афинского Ареопага, а холм, примыкающий в нему с севера, прилегает к западной стороне Тесеева холма. Обе гряды составляли сплошную линию высот, служившую естественною защитой древних Афин со стороны гавани. Служивший с давних времен жилищем для эвпатридов, Акрополь вместе с прилегающими к нему с запада и с юга улицами и холмом Ареопага составлял в Афинах древнейший город. Вероятно, очень издавна принадлежала к нему также местность между Акрополем и Илиссом, называвшаяся Лимнами (Limna, «болота»). После персидских войн древний город Афины стал увеличиваться; в особенности разрастался он на север и северо‑запад; в его состав вошли соседние сельские общины: на севере, Ближний Керамик и Дальний Керамик, ставший северным предместьем; на западе Колон Агорский и Коллит, лежавший, вероятно, на восток от Колона. Дипилонские ворота (Dipylon) вели из древних Афин на северо‑восток в ту местность, где находилась Академия, сад с постройками, украшенный фонтанами; из других ворот города назовем Пирейские, Итонские, Диомейские, Ахарнские.

Памятники древних Афин – храм Тесея

Из развалин зданий древнего города Афин самый значительные:

В храме стояла статуя Афины, сделанная из слоновой кости, в золотой одежде; это было превосходное произведение Фидия. «Величественность форм здания, – говорит Прокеш, – блеск мрамора, безукоризненная гармония пропорций наполняли светлым спокойствием душу смотревшего на этот храм. Парфенон – диво совершенства. Самые незначительные, самые закрытые от взгляда части его отделаны с такою же заботливостью, как и самые важные, наиболее бросающиеся в глаза. Работники трудились с благоговейной добросовестностью» – В 1687 году, при осаде Афин венецианцами, Парфенон сильно пострадал. Лорд Эльджин в 1801 и 1803 годах снял те статуи, какие еще уцелели на фронтонах, снял части фриза, уцелевшие на северной и на южной сторонах, собрал изваяния, лежавшие на земле, и перевез в Лондон. Теперь все эти фрагменты искусства древнего города Афин находятся в Британском музее, и составляют драгоценнейшую часть его коллекций. Байрон строго порицал лорда Эльджина, и многие повторяли это порицание; но оно несправедливо: правда, Парфенон лишился дивных изваяний, увезенных лордом Эльджином; но они спасены от разрушения тем, что были увезены из местности, находившейся под варварским владычеством турок. – На севере от Парфенона стоит храм Эрехтея (Эрехтейон), одно из превосходнейших зданий древних Афин и всей греческой архитектуры. Это собственно не один храм, а два, составляющее одно здание: храм Афины Полиады (Афины покровительницы города) и храм, называвшийся Пандрозием, в котором была гробница Эрехтея. По давнему преданию в этом здании находились: священное масличное дерево Афины, соляной источник Посейдона, и там была тайная пещера, в которой, жила священная змея, охранительница Акрополя. Там сохранялось и древнейшее изображение Афины, вырезанное из дерева, черное, похожее видом на мумию. Прежде тут был храм, построенный в первобытные времена. Новое здание, построенное на его месте, осталось во мнении афинян тем храмом, о котором говорили древнейшие и священнейшие их предания, и в нем продолжали совершаться обряды первобытных времен.

Эрехтейон (афинский Акрополь). Рисунок Э. Додвелла, 1821

Весь афинский Акрополь был наполнен статуями: в храмах, в колоннадах, на дворах, на улицах его – повсюду стояли изображения богов, героев и знаменитых людей. Все в нем блестело мрамором, бронзой, золотом. – Между храмом Эрехтея и Пропилеями стояла на высоком подножии колоссальная бронзовая статуя Афины Защитницы (Promachos). Возвращаясь на родину, афинский моряк еще с моря, между Афинами и Сунием, видел конец поднятого копья Афины Защитницы. Под Акрополем, в пещере, из которой вытекал ручей, было святилище Пана и Аполлона. Театр Диониса, развалины которого открыты прусскою ученою экспедициею 1861–1862 годов, стоял на юго‑восточном конце Акрополя, а на юго‑западном в позднейшие времена Ирод Аттический построил великолепный театр, Одеон, и назвал его Одеоном Региллы, в память о своей покойной жене.

Афинский Акрополь в древности. Реконструкция

На праздник великих Панафиней торжественная процессия приносила Афине новую одежду, пеплос, украшенный шитыми узорами. В этом шествии участвовали все уважаемые люди, все красивые девушки древнего города Афин. Процессия шла из Дальнего Керамика через Ближний Керамик, потом по улице Гермов, вдоль северной стороны Акропольского холма к Илиссу, к Элевсинию, потом мимо Пифийского храма, мимо Пеласгика, восходила через Пропилеи к Парфенону, и позолоченные двери храма, звеня, растворялись перед нею.

Афинские гавани

На юго‑западе от Афин вдается далеко в море скалистый полуостров Акте; северо-западная сторона его и общая линия берега образуют большой залив, северо-восточная сторона замыкает собою менее обширную бухту, имеющую лишь узкий вход. Северо‑западный залив, у которого лежало местечко Пирей, имеет тоже узкий вход, так что эта гавань легко может быть защищаема от неприятельских флотов, а она просторна, могла вмещать все многочисленные корабли, привозившие товары для древнего города Афин. В юго‑восточном углу обширной торговой гавани есть бухта, Кантар; она была военною гаванью древних Афин; по берегу этой бухты были расположены верфи для постройки военных кораблей, арсеналы; таким образом, военный флот не мешал торговому движению в Пирейской гавани. На востоке от древних Афин была маленькая бухта Зеа; еще дальше на восток, у Мунихии, была под высоким берегом другая маленькая бухта; обе они были исключительно военными гаванями; в Зейской гавани было построено до 200 сараев для хранения кораблей; в Мунихийской, которая меньше Зейской, до 100 таких сараев (остатки их видны). Всю эта часть прибрежья древние афиняне во время персидских войн по предложению Фемистокла обвели укреплениями колоссального размера. Стена, сложенная из тесаного камня, огибала все эти три бухты древних Афин; начинаясь от Этионейского мыса, она доходила на северо‑востоке до Мунихии; длина её составляла полторы географические мили; в толщину она имела 11 футов, так что по ней могли ехать рядом две телеги с грузом. Камни были скреплены между собою не известью, а железными скобами. На каждых ста футах была башня. Входы в гавани были узки от природы; но поперек их были построены каменные плотины, чтобы сделать их еще более узкими, и их можно было запирать цепями. Особенно сильно был защищен плотинами вход в Пирейскую гавань. По окончании персидских войн были построены две «Длинные стены», соединявшие древний город Афины с Пиреем; они шли в расстоянии стадия (около 180 метров) одна от другой; эта дорога между афинских Длинных стен стала улицею, застроенной домами.

Утраченные миры: Афины - древний город, видео

(греч. Ναός Ηφαίστου; англ. Temple of Hephaestus)

Часы работы: ежедневно 8.00 - 18.00

Где находится: храм находится по адресу 24 Andrianou Street . Ближайшая станция метро Thissio (Θησείο) . Можно, также, сесть на трамвай у станции метро Monastiráki и доехать до храма.

Храм Гефеста или Гефестейо́н располагается на северо-западной стороне Афинской Агоры. Этот храм – современник Парфенона и расцвета афинской цивилизации, это лучший, по сохранности, древнегреческий храм в мире. Все его колонны, фронтоны и, даже, большая часть крыши остались нетронутыми. Вот только, гравюры и другие его украшения неизбежно страдали от расхищения и мародёрства в течение многих столетий.

Храм был построен в честь бога Гефеста на границе района, где жили кузнецы и гончары. Гефест – греческий бог огня, вулканов и металлообработки, он был единственным Олимпийским богом, физически не совершенным, и был вынужден заниматься физическим трудом. Гефест работал в кузнице и занимался починкой оружия и брони для древнегреческого героя Ахиллеса.

Часто храм Гефеста в народе называют храмом Тесейон, вероятно, из-за того, что в скульптурном украшении храма активно использовались сюжеты из жизни легендарного афинского царя Тесея.

Строительство храма Гефеста было начато в 449 году до нашей эры, всего за 11 лет до строительства Парфенона. Организовал строительство храма афинский оратор, государственный деятель и полководец Перикл. Во времена его правления, Афины достигли своего наивысшего культурного и экономического развития, это время в истории называют «Периклов век».

Постройка храма Гефеста растянулась больше чем на 30 лет, потому что часть строителей была переброшена на возведение Парфенона в Афинском Акрополе. Архитектор, который проектировал храм Гефеста неизвестен, но, по всей видимости, это тот же зодчий, который построил храм на мысе Сунион и храм Ареса на Агоре.


Храм Гефеста был первым в Афинах храмом сделанным из мрамора. Он представляет собой дорический периптер, длиной – 31,77 м, шириной – 13,72 м, с высотой колонн – 5,88 м. В III веке до нашей эры, вокруг храма был разбит сад, были посажены деревья и кустарники лавра, мирта и граната.

Скульптурное убранство фасадов храма было призвано увековечить память героев Марафонской битвы, в которой афиняне одержали свою знаменитую победу над персами. Рельефы Гефестиона и украшающие его скульптурные метопы посвящены прославлению богов – Афины, Геракла и Тесея, сражавшихся при Марафоне вместе с афинянами.


На метопах под восточным фронтоном изображены девять подвигов Геракла: от первого подвига (схватки со страшным немейским львом, порождением стоголового Тифона), совершённого 16-летним Гераклом, до последнего (у северо-восточного угла), где был изображён Геракл, получающий яблоки в саду Гесперид. Получив последнее яблоко, Геракл поднимается на Олимп, где и происходит его обожествление. А на восьми метопах северной и южной сторон храма изображены подвиги Тесея.

Ранее, в храме, в глубине зала, возвышался пьедестал, облицованный тёмным элевсинским мрамором, на котором возвышались две бронзовые статуи: Гефеста (высотой около 2,45 м) и Афины (2,35 м). Есть версии, что автором этих скульптур был древнегреческий мастер Алкмен, но точных доказательств этому нет.

В Древней Греции, по Панафинейской дороге проходили священные бега с факелами – лампадодромии. Они являлись общеафинскими состязаниями городских районов, в честь Прометея. Новый огонь, принесённый с наибольшей скоростью, считался самым чистым, и именно от него зажигался огонь на алтаре Гефеста.


У стен храма Гефеста проходило много публичных городских мероприятий – например, здесь устраивались пытки рабов, допускавшиеся афинским судом. Здесь же заключались частные контракты, освящённые присутствием Гефеста. А вблизи храма, у алтаря героя Еврисака, сына Аякса, всегда толпились бедняки, нанимавшиеся на подённую или временную работу.

То, что храм Гефеста сохранился до наших дней в таком великолепном состоянии, вероятно, заслуга Христианской церкви. С VII века и до 1834 года храм Гефеста использовался как православная церковь Святого Георгия. Именно церковь удалила древний интерьер храма, заменив его убранством христианской церкви, чем, пожалуй, спасла храм от неименуемой гибели и разорения.

В начале XIX века храм стал местом погребения многих протестантов, и тех, кто умер в греческой войне за независимость в 1821 году. Так продолжалось до тех пор, пока в 1834 году храм Гефеста не превратился в музей. После обретения Грецией независимости король Оттон повелел разместить в храме экспозицию центрального археологического музея. Музей выехал из храма лишь 1874 году.

Храм Гефеста, также известный как Гефестийон или ещё ранее как Тесейон, один из наиболее сохранившихся храмов эпохи Классической Греции. Этот храм в дорическом стиле, окруженный колоннами, находится на северо-западной стороне Афинской агоры.

Храм был построен в 449-415 годах до н.э. в честь бога Гефеста (в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец). Инициировал строительство афинский государственный деятель, оратор и полководец Перикл. При его правлении Афины достигли наивысшей степени экономического и культурного развития, этот период ещё называют «Периклов век». Строительство храма растянулось более чем на 30 лет, так как часть работников была переброшена на возведение Парфенона (447 г. до н.э.). Архитектор этого шедевра так и остался неизвестен.

Храм Гефеста построен из пентеликонского и парийского мрамора. Сооружение имеет длину 31,776 м, ширину 13,708 м и опирается на 34 колонны в дорическом стиле, хотя фризы выполнены в ионическом стиле. 18 из 68 метоп храма были скульптурные, остальные, вероятнее всего, были раскрашены. На восточной стороне храма 10 метоп имели скульптурные изображения подвигов Геракла. Ещё по 4 метопы на прилегающих боковых фронтонах были украшены сценами из жизни Тесея.

По свидетельству древнегреческого географа и писателя Павсания в храме размещались бронзовые статуи Афины и Гефеста. Предположительно автором этих статуй был древнегреческий скульптор Алкамен, правда, убедительных доказательств этому нет.

В 3 веке до н.э. вокруг храма были высажены деревья и кустарники (лавр, мирт, гранат), тем самым образовав небольшой сад.

С 7 века и до 1834 года в храме была расположена греческая православная церковь Святого Георгия.

Храм Гефеста является археологическим памятником и находится под охраной Министерства культуры Греции.