Буряты, национальная одежда. Буряты: национальный костюм мужской и женский, фото Бурятский мужской национальный костюм

Национальная одежда бурят проводит четкую границу между мужской и женской одеждой и изготавливается из меха, шерсти, кожи, шелка, бумажных тканей.

Верхняя одежда

Национальная одежда состоит из дэгэла - род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным. Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье летом часто использовались халаты , у бедных - бумажные, а у богатых - шелковые. В ненастное время сверх дэгэла в Забайкалье надевалась саба , род шинели с длинным крагеном. В холодное время года, в особенности в дороге - даха , род широкого халата , сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу.

Дэгэл (дэгиль) стягивается в талии ременным кушаком, на который подвешивали нож и принадлежности курения: огниво, ганза (маленькая медная трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком.

Нижняя одежда

Узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка , обыкновенно из синей ткани - дабы .

Обувь

Обувь - зимой унты из кожи ног жеребят, или сапоги с заостренным вверх носком . Летом носили обувь, вязанную из конских волос, с кожаными подошвами.

Головные уборы

Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа ) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (залаа сэсэг ) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа . Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является - синий, который символизирует синее небо, вечное небо.

Женская одежда

Одежда женская отличалась от мужской украшениями и вышивкой. Дэгэл у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине - вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке.

Украшения

Девушки носили от 10 до 20 косичек, украшенных множеством монет. На шее женщины носили кораллы, серебряные и золотые монеты и т. д.; в ушах - огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей - «полты » (подвески); на руках серебряные или медные бугаки (род браслетов в виде обручей) и другие украшения.

Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета.

Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах - дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Верхняя одежда была прямоспинной. Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая окантовывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл имел покрытие из хлопчатобумажной ткани, а праздничный - из шелка, бархата.

В свою очередь дэгэлы имеют две полы - верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового. Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр). Характер оформления энгэр устойчив, хотя существовали в нем элементы территориальных и родовых различий.

Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Верхняя часть до пояса похожа на большой карман. В глубокой пазухе одежды люди держали пиалу в мягком футляре - таким способом они обеспечивали соблюдение личной гигиены. В любой момент и в любой юрте можно было воспользоваться собственной посудой для ароматного чая или наваристого бульона.

Национальная одежда монголов и бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длина дэгэла закрывает ноги и при ходьбе, и при верховой езде, что не дает ногам замерзнуть даже при сильном морозе. Одежда не только идеально подходит для верховой езды, но и может послужить экстренной постелью - на одну полу можно прилечь, а другой - укрыться. Насчитывается около 400 видов дэгэлов, 20 видов национальной обуви и 10 видов поясов.

Женская одежда (халат, безрукавка) имеет возрастные особенности, она строго соответствует возрасту женщин, меняется в соответствии с переходом из одного возраста в другой и с изменением положения в обществе, семье. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Повседневные кушаки делались из далембы, а нарядные - из шелка в полоску. В возрасте14-15 лет девушки меняют прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Выходя замуж, девушки заплетают две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собираются близкие родственники жениха, подруги невесты. Волосы расчесывают гребнем матери жениха, в отличие от обряда русских, где, наоборот, из двух девичьих кос заплетали одну женскую. Тип украшений бурятских женщин рассчитан на парную косу.

Женский свадебный наряд - дэгэлэй - надевается поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез.

Верхняя одежда замужних женщин отрезается по линии талии. Летние женские халаты чаще всего шьют из синей чесучи, линию шва закрывают только в передней части декоративной тесьмой.

Одежда женщин пожилого возраста отличается упрощенностью форм и украшений. Будничные халаты выполнены из тканей подешевле и темных оттенков, рукава отличаются легкостью по сравнению с другими нарядами. Дополняющая наряд безрукавка (Уужа) - обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен и родов.

Существует уужа двух видов - короткая и длиннополая. Короткая безрукавка (эсэгын уужа) заканчивается на линии талии, это связано с древним бурятским обычаем, когда женщина в присутствии мужчин, в особенности свекра, могла появляться только с покрытой головой и спиной, то есть в шапочке и безрукавке. Женщины использовали яркие ткани с глубокими проймами, узенькой спинкой, прямым разрезом впереди.

Длиннополые уужа носят предбайкальские буряты в Эхирит-Булагатском, Качугском, Ольхонском районах, тункинские, баргузинские и агинские буряты Забайкалья. В основном для изготовления такой безрукавки брался короткий вариант, к которому пришивали прибранную на талии длинную юбку с разрезом сзади. Такая уужа используется для езды и назвается морин уужа.

С безрукавками связано много интересных фактов. Так, во времена Чингисхана государство регламентировало одежду и ее цвета. При раскройке монголы использовали особую измерительную методику: по цвету и качеству ткани, из которой была сделана одежда, можно было определить, к какому сословию принадлежит человек.

Бурятский костюм - это часть традиционной культуры народа. В нем нашли отражение религиозно-магические, этические и эстетические представления, уровень духовной и материальной культуры, взаимосвязи и контакты с другими национальными культурами.

Традиционная мужская одежда бурят - халат без плечевого шва, зимний - дэгэл и летний на тонком подкладе - тэрлиг. Для забайкальских бурят, монголов характерна распашная одежда с запахом левой полы на правую с цельнокроеными рукавами. Глубокий запах обеспечивал тепло для нагрудной части тела, что было важным при длительной верховой езде. Зимнюю одежду шили из овчины. Края дэгэла обшивали плисом, бархатом или другими тканями. Иногда дэгэл покрывали тканью: для повседневной работы -хлопчатобумажной, нарядные дэгэлы - шелком, парчой, полупарчой, чесучой, бархатом, плисом. Эти же ткани использовались при шитье нарядного летнего тэрлига.

Наиболее престижными и красивыми считались ткани, затканные золотом или серебром - китайский шелк азаа магнал - узоры, изображения драконов были выполнены из золотых и серебряных нитей. Халат в большинстве случаев шили из тканей синего цвета, иногда цвет халата мог быть коричневым, темно-зеленым, бордовым. Воротник халата чаще всего делали в форме стойки, по краям его окаймляли парчовой тесьмой (летние тэрлиги), зимние - шкурами ягнят, выдры, соболя.

Основное украшение халата находилось на его грудной части верхней полы (энгэр). Для дэгэлов агинских бурят был характерен широкий ступенчатый энгэр, оформленный тремя рядами последовательно расположенных полос бархата. Если общий тон халата был синим, что символизировало цвет неба, которое охраняет, покровительствует человеку, то верхняя полоса имела зеленый цвет - цветущей земли, средняя полоса - черный бархат - плодородная почва, питающая все живое на земле, нижняя полоса - красная, символ огня, очищающего все скверное, грязное.

Цельнокроеные рукава как летних, так и зимних мужских халатов дополнялись манжетами - "туруун" (копыта). Они могли быть съемными или скроенными как продолжение рукава. В холодное время их спускали, заменяя рукавицы. В теплое время они подняты и служат украшением. Лицевая часть манжет шилась из бархата, меха, парчи. Манжеты символизировали скот - основное богатство кочевников. Оформление манжет в виде копыт означало "дух, душа, сила моего скота всегда со мной, при мне".

На вороте пришивали от одной до трех серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Пуговицы считались сакральными.

Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать. Во время молебнов, совершения обрядов расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело.

Средние пуговицы регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство.

Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка владельца

Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы.

Каноническая схема надевания и застегивания - снизу вверх - начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застегиваются снизу вверх, последней надевается шапка.

Раздевание - процесс обратный. Правая сторона тела, одежды является сакральной; с правой стороны вовнутрь входит в тело здоровье, богатство, благодать, выходит - с левой стороны. Правой рукой подается, берется все, левая рука - рука отдающая.

Своеобразные правила существовали при надевании рукава халата. Мужчины первым надевали левый рукав, затем - правый, женщины - наоборот, сначала надевают правый рукав, затем левый. Это объясняли тем, что мужчина, заходя в юрту, идет по левой стороне на правую (считать по отношению к входу), а женщина - по правой стороне на левую. Этот обычай строго соблюдали во время свадебных церемоний. Мужские халаты шились без карманов; подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие необходимые принадлежности.

Пояс выполнял роль своеобразного корсета, ибо при длительной езде верхом спина и стан получали дополнительную опору и были защищены от простудных заболеваний. Пояса могли быть вязаными, ткаными из овечьей шерсти темных цветов, по размерам были широкими и длинными. К началу 19 века такие пояса уже не делали, а использовались шелковые и полушелковые фабричные пояса, которые покупали у китайских торговцев. Самым дорогим, редким и поэтому престижным считался кушак из китайского шелка с радужным орнаментом.

Традиция, по которой пояс был обязателен для мужчин, восходит к древнему охотничьему быту. Кожаный пояс с зубом марала, когтями добытого зверя был призван помогать охотнику. Подобные пояса сохранились и встречаются у таежных эвенков.

Пояс, который носили дети поверх одежды, когда-то также был связан с древним обычаем и должен был, по представлениям бурят, охранять детей от злых духов. Жизнь детей у бурят с самого рождения была обставлена предохранительными мерами в виде магических церемоний, обрядов с целью сохранения их жизни, здоровья.

Пояс - это один из сакральных дополнений костюма, символ мужской чести и достоинства. У кочевников бытуют пословицы: "Хоть плохой, но мужчина, хоть тупой, но нож"; "Если будешь поднимать, поддерживать мужчину - он будет тебе опорой, если будешь его давить - станет тебе обузой". Важную роль играл пояс в обрядах. Он порой становился способом выражением своего отношения к человеку.

Старинный обычай обмена поясами был актом установления дружеского союза или побратимства, или как часть разработанного сценария с ритуальными действиями по случаю брачных союзов. Обменявшиеся поясами становились друзьями, побратимами или сватами. Нередко побратим становился выше родных. Часто при установлении побратимства обменивались не только одним поясом, а целым поясным набором, включающим нож в ножнах, табакерку, иногда седло и даже скакуна. Если учесть, что эти предметы изготовлялись или украшались драгоценными камнями и металлами, то их материальная ценность была велика. Потомки, соблюдая обычай, с почтением относились к побратимам своих отцов и проявляли к ним сыновнее почтение и уважение.

С поясами были связаны определенные запреты. Сняв с себя пояс, обязательно завязывают его посередине узлом и после этого вешают его высоко на гвоздь или крюк. Пояс нельзя бросать на землю, перешагивать через него, отрезать, отрывать.

Нож и огниво чаще всего в паре обязательно входили в экипировку мужчин. Нож вместе с ножнами мог быть подарен в благодарность за какую-либо услугу или выступать в качестве обмена дарами. Первичная утилитарная функция ножа - как орудия защиты, как предмета, необходимого при трапезах с мясными блюдами - дополнилась со временем новой функцией - декоративной: нож стал предметом украшения костюма.

У бурят издавна существовал обычай - при рождении сына отец заказывал для него нож, который тот передавал своему сыну, таким образом, он передавался из поколения в поколение. Если пояс считается символом мужской чести и достоинства, то нож является хранилищем его души, жизненной энергии. Нельзя было передавать нож другим лицам, особенно чужим.

Огниво - парный предмет к ножу - плоская кожаная сумочка, внизу к которой прикреплено стальное кресало. Лицевая сторона огнива украшалась серебряными накладными бляхами с чеканными узорами, среди которых преобладали зооморфные, растительные и геометрические. В кожаном кошельке хранились трут и кремневый камень, при помощи которых высекались искры и добывался огонь. Поэтому огниво как источник огня - один из сакральных предметов в мужской экипировке, носят его так же, как нож, на поясе, образуя триаду - пояс, нож и огниво.

И мужчины, и женщины старшего возраста употребляли табак. Пожилые мужчины и старики курили душистый табак, привозимый из Китая, женщины пользовались нюхательным табаком, который хранили в табакерках. Бурятские мужские трубки делались 2-х видов - с длинным чубуком из нефрита, "пестрой" древесины, которая также доставлялась из Китая, и короткими, которые делали местные мастера-чеканщики. Курительные трубки для бурят - это предмет, выполняющий не только утилитарную функцию, но и имеющий большое значение в различных ритуалах. Даже если мужчина не употреблял табак, он обязан был иметь при себе кисет с табаком и трубкой, которым мог угостить собеседника.

Головной убор, как мужчин, так и женщин был хорошо приспособлен к условиям жизни кочевников, и, кроме того, исполнял символические функции. Буряты носили разные головные уборы, в этом четко проявлялись региональные различия. Традиционные шапки шились вручную, наряду с ними носили также и покупные.

В Иркутской области наиболее распространенной была шапка в форме колпака из камусов, отороченного по нижнему краю мехом рыси. Там же носили шапки, сшитые из выдры. Круглый верх шили из бархата, нижнее цилиндрическое поле из шкур выдры. Мех выдры - дорогой, очень ноский, поэтому их иногда носят и сегодня. Эта шапка считалась нарядной, праздничной.

Женщины надевали шапки "бизга" или бортого малгай. Верх делали из куска ткани, заложенного в мягкие складки. В центре пришивали кружок картона, обшитый тканью, тулья обшивалась позументом. На свадебных шапках вместо позумента пришивали цветы, листья из бархата, шелка, парчи, окрашенные перья.

Были наиболее популярны несколько типов шапок.

Наиболее древний, цельнокроеный, одношовный головной убор с наушниками, и полукруглым выступом, закрывающим шею. Шили ее из черного или синего плотного сукна.

Традиционная у южных бурят "32-пальчатая шапка" с высокой конической тульей, отогнутыми полями. Использовались ткани преимущественно синего цвета. На верхушку тульи пришивали навершие виде шарика из кусочка кедра, обтянутого материей, или из толстых шнуров ткани завязывали узел "улзы". К навершию привязывали красную шелковую кисть из крученых шнуров или шелковых ниток. Оторочку зимней шапки делали из меха рыси, выдры, лисы. Число 32 соответствовало числу 32 божеств Сундуя. Есть еще одно объяснение числа строчек 32 - "32 поколения монголоязычных народов". Такие шапки с вертикальными строчками носили ламы, старушки и мальчики, если их собирались отдавать в дацан.

Головной убор хори-бурят прострачивался 11 горизонтальными строчками - по числу 11 родов хоринских бурят. На головном уборе агинских бурят строчек было 8 - по числу 8 агинских родов.

Цонгольская шапка отличается закругленным невысоким верхом тульи, сравнительно широким околышем, расширяющейся над серединой лба.

Головной убор для бурята, монгола - предмет, наделенный особой сакральностью.

Форма убора - полусферическая, повторяет форму небесного свода, поверхности юрты, очертания сопок и холмов, типичных для территории Бурятии и Монголии.

Конусообразная форма напоминает контуры гор - обиталищ духов, хозяев, божеств. Шапка наверху завершается серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части бусины вниз струятся красные шелковые кисти - символ животворных солнечных лучей. Кисти символизируют также жизненную энергию. Словесная формула, которой выражается полная символика верха головного убора звучит так: "Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца, пусть моя жизненная энергия не иссякает и развевается надо мной".

В головном уборе сосредоточены символы 5 стихий: огня, солнца, воздуха, воды и земли. По вертикали символы верхнего мира - солнце, среднего - горы, нижнего - земля. Поэтому головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через них, относиться к ним небрежно. Совершая различные обряды, связанные с подношением угощений духам местности, гор, рек, при встрече гостей или проведении свадебных обрядов буряты обязательно надевали головные уборы.

Детская одежда девочек и мальчиков была одинаковой, т.к. до периода зрелости на девочку смотрели как на чистое существо, каким считался мужчина, поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками. При достижении зрелости в 14-15 лет менялись покрой платья и прическа. Платье становилось отрезным по линии талии, декоративная тесьма закрывала линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Разнообразной была прическа, которая всегда служила признаком принадлежности человека к определенному возрастному периоду. Девочки носили одну косу на макушке, часть волос на затылке сбривалась. В 13-15 лет коса на макушке оставалась, остальные волосы отращивали и заплетали две косы на висках. На затылке из оставшихся волос заплетали 1-3 косы. Такая прическа означала переход девочки в следующую возрастную ступень и была первым знаком, отличавшим ее от мальчиков. В 14-16 лет на темени укрепляли металлическую пластину сердцевидной формы. К девушке с таким знаком можно было засылать сватов. На свадьбе девушке меняли прическу и заплетали две косы.

Женская одежда имела свои особенности. По костюму женщин прослеживается их принадлежность к роду. Женский свадебный наряд надевался поверх платья, оставляя перед открытым, подол сзади имел разрез. Шили наряд из сукна, парчи. Если в мужском халате возрастные периоды подчеркивались цветом ткани, а конструкция оставалась одинаковой для всех возрастов, то в женском все возрастные периоды четко выделялись кроем и конструкцией халата, прической. У бурят бытует пословица: "Красота женщины спереди, красота дома - сзади". Пословица эта появилась не случайно и связана с тем, что передняя часть женского костюма шилась из дорогих, нарядных тканей, а спина - из менее дорогостоящих. Это, скорее всего, было вызвано дефицитом дорогих тканей.

Верхняя одежда замужних женщин была отрезной по линии талии. Удлиненный лиф с глубокими проймами, доходящими до талии, простая форма отделки выреза лифа, не очень глубокий запах левой полы на правую, прямое соединение лифа и подола было характерно для одежды хори - бурят. Летние женские халаты чаще всего шили из синей чесучи, линию шва закрывали только в передней части декоративной тесьмой.

В одежде женщины - хранительницы домашнего очага, продолжательницы рода преобладают округлые формы: на плечах рукава - буфы, пышно собранный на талии подол. При отделке большую роль играли материалы золотисто-желтого - различные оттенки дымленого меха, овчины, камусов.

Одежда женщин пожилого возраста отличалась упрощенностью форм и украшений. Пожилые женщины шили будничные халаты из тканей подешевле и темных оттенков, рукава становились менее сложными. Безрукавка как дополнение костюма сохранялась.

Безрукавка была обязательным дополнением костюма замужней женщины всех районов проживания бурятских родов и племен. Подол безрукавки был широким, полы заходили друг на друга. По краю переда, вокруг горловины, проймы нашивались монеты. Достоинство и количество их зависело от материального благосостояния носителя. Иногда вместо монет пришивались круглые перламутровые пуговицы или круглые металлические бляшки. Безрукавки надевались поверх платьев и застегивались на одну пуговицу у ворота. Безрукавки выполняли древнейшую магическую функцию оберега молочных желез и позвоночника. Такой же была роль женщины в семье как хранительницы очага, продолжательницы рода. Отсутствие безрукавки в девичьем костюме объясняется тем, что пока она в доме родителей, она не выполняет эти функции. И только свадебные и послесвадебные обряды переводят ее в другую возрастную категорию - хозяйки дома, матери.

Главное назначение женщины в бурятской семье и в обществе заключалось в рождении и воспитании детей. Лишь при создании семьи, ведущей к появлению детей, возможно исполнение данной роли.

В праздничные дни костюм женщины дополнялся большим количеством украшений. Новорожденной девочке вдевались в уши коралловые серьги, которые, по поверью, служили оберегом от темных сил. Чем старше она становилась, тем больше украшений дополняло ее наряд, но после свадьбы число их шло на убыль, и к старости убор бурятки становился совсем скромным.

Интересны коралловые шапки-кокошники. Их основа вырезалась из бересты, обтягивалась бархатом или шелком, на лицевую сторону нашивались кораллы, нередко дополненные янтарем и лазуритом. Несколько низок кораллов свисали по окружности кокошника, а с его височных частей на плечи девушки ниспадали длинные связки коралловых нитей. Многочисленны женские накосные украшения. На концах кос привязывались фигурные пластины с ярко-красным кораллом в центре. Для этих целей нередко использовали русские, китайские, японские серебряные монеты, которые аккуратно вправлялись в серебряное же, украшенное насечкой кольцо.

К распространенным видам нагрудного украшения женщин относятся амулетницы. В них хранились миниатюрные листочки с текстом буддийской молитвы, заговоры против болезней и несчастных случаев, а также изображения будд и лам.

Обувь бурят отличалась от европейской своим кроем, кроме того, выполняла и символические функции. Подошва бурятских сапог имеет гладкую форму, а носки их загнуты вверх. Это делалось для того, что бы при ходьбе человек не мог потревожить Землю-мать или повредить живым существам, обитавшим в ней.

В настоящее время буряты в основном носят европейский костюм. Но в дни праздников, семейных торжеств, богослужений они иногда надевают национальный костюм. В последнее время в одежде, которую шьют местные мастера, все чаще используются мотивы и элементы национальной одежды. Национальную одежду шьют и для продажи в качестве сувениров, а так же для дарения гостям. Чаще всего это шапки и халаты, кушаки и прочие атрибуты

Орнамент, каллиграфия и живопись в руках дизайнера Шидэ Найдановой приобретают современное звучание. Ее коллекции, гармонично сочетающие традиционные мотивы и бунтарские атрибуты, хочется носить.

- У моей одежды бурятский характер. Это характер современной бурятской женщины - степной, сильной, но при этом утонченной. Мобильной, стильной и в тоже время любящей свою землю, знающей свои истоки, культуру и передающей знания и опыт своим детям. Мужская же одежда несет силу, отвагу. В нем я хочу показать характер хозяина, защитника, знающего и бережно хранящего историю своей земли, культуру и достояние своих предков.

Рок and панк, урагша!

Коллекция «Этно-граж» Шидэ Найдановой при сотрудничестве с этно-галереей «Орда», была с восторгом принята взыскательной итальянской публикой на Римской Неделе Моды, а затем на многих других модных площадках.

- Вся коллекция выполнена в черном цвете, в модном сейчас направлении «black mode». На своих изделиях я применила различные принты, написав на старо-монгольском «Тэнгэри», а также бурятские народные орнаменты. В дубленках этой коллекции, пели наши очаровательные певицы в своем клипе « Буряад арадни» Дулма Сунрапова, Елена Борохитова и Дарима Цырендондопова. Создавая эту коллекцию, я исходила из интересов к стилю гранж, рок, панк и модным тенденциям моды в стиле 90-х. Затем очень много клиентов просили меня выполнить такое же платье или дубленку, как в коллекции, и очень часто с каллиграфией «Тэнгэри» и с бурятскими орнаментами. Оказывается, что нравится мне, нравится очень многим. Конечно, приятно, что таким образом принимается концепция моего стиля, мой почерк. Сейчас эта коллекция имеет свое продолжение, она перешла на линию одежды в стиле «family look», которую мы запустили вместе с текстильной компанией «Ажур-текс», - рассказывает дизайнер.

Дизайн - мое призвание, как бы я не хотела уйти от него, поменять профессию. Это удивительно создавать что-то новое: образы как бы приходят ниоткуда, из тонкого мира

Сперва эскизы на бумаге, где все лишние детали убираются или нужные прорисовываются. И затем идет смешение текстур ткани, ниток, цветов. Когда идет процесс, затихаешь и прислушиваешься к изделию, к его энергетике. Оно - твое творение, и уже начинает само жить. Вот за это я безнадежно влюблена в свою работу!

- Шидэ, вы - волшебница. Именно такое сравнение приходит на ум, глядя на ваши модели. Ощущение, что они пришли откуда-то сверху. Где вы черпаете вдохновение? Где находите темы?

Я пришла к мысли, что все мои пристрастия к определенным направлениям в моде, в культуре, искусстве создают тему для моих будущих коллекций, создают мой бренд. В детстве мне попалась книжка о японской живописи, и я открыла для себя уникальные гравюры художников, утонченное письмо японской каллиграфии и пронзительные хокку-трехстишия, которые так просто и душевно рассказывают о моменте жизни. Меня поразило это знакомство, но и было ощущение, что это все мне знакомо и как бы родное.

Поэтому японский минимализм, простота, аскетизм, и при этом тонкая изысканность очень притягивают меня, в свои коллекции я привношу эти элементы. Это и сочетание черного и белого цветов, серого и тонкая полоска оранжевого, цвета земли и песка. Необработанный край, затертый рисунок и едва проявляющийся, «состаренная», словно «пожившая» ткань, стежки, будто бы вручную - все не случайно. А если присмотреться, это очень близко к утраченной традиционной старинной культуре бурят.

Каллиграфию как искусство, я открыла для себя в центре каллиграфии «Тэнгэриин бэшэг».Теперь мой бренд пополнился родной эстетикой письма и бурятской орнаменталистикой.

Мода как искусство

Все больше бурятских дизайнеров пробуют себя на высоких подиумах. На ваш взгляд, могут ли они стать брендом Бурятии?

Очень хорошо, что дизайнеров становится больше. Все мы - единомышленники, соратники. Нас объединяет одна цель: мы создаем красоту. Но у каждого свой стиль, чувство вкуса, свое ощущение красоты. Своя энергетика и мировоззрение. И у каждого свои клиенты. Сфера моды должна развиваться наряду с другими отраслями. В глобальном смысле, это вклад в создание привлекательного имиджа республики. Мода не что иное, как культурный символ нации. Бурятские бренды одежды - это не только бурятские дэгэлы на Сагаалган и на концерты. Они должны сопровождать нас в жизни: на работе, в спорте, в институте, дома.

Если бы вам выпала возможность выпить чашечку кофе с кем-то из мировых дизайнеров, вы бы нашли много интересных тем для беседы. Кто вдохновляет вас больше всего?

В первую очередь Дом моды Еtrо, у которого яркий стиль, неповторимые рисунки и оригинальный дизайн. Dsquared2- бренд, задающий тенденции молодежной моды. Haider Ackermann с его индивидуальной эстетикой. С этими дизайнерами я бы с удовольствием выпила чашечку кофе. И, конечно же, у меня есть много вопросов к моим кумирам.

Современная горожанка

- Улан-удэнок часто упрекают в отсутствии стиля и однотипности. Неужели все так печально?

Удивительным образом сочетая все комплекты одежды с аксессуарами, наши улан-удэнские женщины в большинстве одеваются модно и со вкусом. В любом возрасте можно корректировать свой образ, прическу и макияж. Для меня нет одежды«для молодых» и «для пожилых». Есть разделение «стильно» и «не стильно». Конечно, у кого-то возникают мысли, что все дорого. На самом деле нет. Недостаток вкуса, мешающий увидеть свою красоту, от недостатка знаний особенностей своей фигуры, природного колорита. Невозможно все знать, но этому можно научиться. И мы, дизайнеры, готовы работать, чтобы на улицах Улан-Удэ было больше ярких, колоритных и стильных женщин.

Вы ведь одеваете не только женщин, но и мужчин. У всех на слуху история, как государственный тренер сборной республики по вольной борьбе Юрий Сандаков появился на крупных соревнованиях в Якутске в спортивном костюме с национальным колоритом…

Да, перед чемпионатом России по вольной борьбе бурятскому борцу Александру Богомоеву и его коллегам по спорту пришла идея создать для команды узнаваемую, стилизованную под «бурятский манер», единую форму, и они обратились ко мне. К началу соревнований был создан пробный вариант для Юрия Сандакова. Поступило предложение отшить костюмы для сборной, над чем мы сейчас и работаем.

- Есть ли будущее у традиционной бурятской одежды?

Обязательно. Когда я создаю одежду, которая отвечает всем модным тенденциям, цвета и формы, она конечно привлекательная. Но без души. Стоит только приложить маленький бурятский орнамент, «шоу» орнамент в виде круга - черепаха, или «улзы», или тотемный знак рода, одежда приобретает магию, особую ауру. Орнаменты, отображающие символ, несут в себе заряд, от одежды идет тепло. А изделия с надписями каллиграфией, дают силу и защиту. Накидывая такую одежду, будто попадаешь в родительские объятия. У быстрого человека меняется нрав, как успокаивается конь, несущийся по степи. Приходит степенность, мудрость. Юноше тотем волка, на спине его куртки, даст отвагу и терпение. А на футболке девушки - строчки из бурятских стихов, как покрывало из трав, багульников. Просыпается ген предков, память земли, будто начинаешь понимать язык зверей и птиц. Понимаешь кто ты. Сравнивая культуру народов, живущих в России и в мире, понимаешь, каким же богатым наследием обладаем мы с вами. У нашего народа, несомненно, уникальная культура с глубокой философией, с мудростью поколений, с огромной сакральной энергией, и пусть у каждого она будет в душе.

Национальный костюм не только отражает принадлежность какому-то народу, этносу, но и сочетает в себе культуру этого народа. Его образ жизни, традиции и самобытность.

Национальный костюм бурят не стал исключением и ярко демонстрирует тот образ жизни и уклад, который был присущ этому народу много веков.

Буряты проживают на территории Сибири - Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край. Истории известно также, что существуют обширные поселения бурятов во Внутренней Монголии КНР, в Монголии, Маньчжурии.

Бурятский костюм сродни многим костюмам монголоязычных и тюркских народов. Буряты издавна были кочевниками, занимались скотоводством и охотой, жили в суровом сибирском климате. Это во многом повлияло на присутствие в национальном костюме многих элементов, придающих удобство и свободу движений, практичность и всесезонность.



Поначалу в бурятском костюме использовались подручные материалы - овчина, мех-пушнина (песец, лиса, соболь и другие), натуральная кожа, шерсть. Позже с возникновением торговых связей в костюм добавились шелк, бархат, хлопок, украшения из камней, серебра, золота.


Также существуют родоплеменные различия в костюме бурят. Условно буряты делятся на восточные и западные роды относительно озера Байкал. Традиционная религия бурят - шаманизм и ламаизм (буддизм) также вносили свои оттенки.

Мужской национальный костюм бурят

Традиционный мужской дэгэл в виде халата с верхним бортом и нижним подпоясывался кушаком из шелка, ремнем из кожи, украшенным серебром и камнями. Дэгэл - зимний вариант халата шился из овчины, отделывался сверху тканью - шелком, бархатом. Летний вариант назывался тэрлиг - более тонкий, без утеплителя. Повседневные дэгэлы шились из хлопковой ткани.

Мужской дэгэл обязательно украшался тремя разноцветными полосами сверху, называемыми энгэр. Каждый цвет имел особое значение: черный - плодородную почву, синий - цвет неба, зеленый - земля, красный - очищающий огонь. Полосы энгэра имели четкое расположение по цветам, верхняя полоса могла быть разной по принадлежности к определенному роду, племени - Энгэр располагался ступенями на груди.

* Воротник оформлялся в виде стойки, сам халат не был облегающим, давал свободу движений.

* Рукава дэгэла или тэрлига были цельнокроенными для защиты от ветров и холода. Халат застегивался сбоку на пуговицы. Количество пуговиц и их расположение также имело сакральный смысл - три верхние пуговицы на вороте приносили счастье, на плечах и в подмышечной впадине - символ достатка, нижние пуговицы на талии считались символом чести. Пуговицы были з серебра, коралла, золота.

* Рукав имел манжету - туруун (копыта) в виде конуса. В холода манжета отворачивалась и защищала руки. Лицевая часть манжеты украшалась вышивкой, узорами, символизирующими количество скота, достаток.

* Длина халата была таковой, чтобы закрывать ноги при ходьбе и езде на лошади. Кроме того, на одну полу дэгэла можно было лечь, а другой укрыться при кочевках.

Под дэгэл или тэрлиг надевалась хлопчатобумажная рубаха и штаны из кожи, ткани. Обязательным элементом мужского костюма был пояс. Шился он из разных материалов и имел разную длину и ширину, украшался камнями, серебряными пряжками. На поясе носились нож, табакерка, другие принадлежности.


Женский национальный костюм бурят

Женский костюм претерпевал изменения с возрастом. Девочки носили обычные дэгэлы и тэрлиги с кушаком до подросткового возраста.


С наступлением 13-15 лет менялся крой платья - оно становилось отрезным по талии, сверху на шов пришивалась тесьма - тууза.

С замужеством в женский костюм добавлялась безрукавка. Она могла быть короткой в виде жилета или длинной, в зависимости от принадлежности к тому или иному роду. Края жилетки спереди украшались орнаментом, вышивкой, контрастными лентами или тесьмой.

Нижняя рубашка шилась из хлопка, надевались также штаны.

Наиболее сложную систему представляли собой женские украшения. Кроме традиционных серег, колец, браслетов и шейных украшений, у буряток присутствовали и другие - височные кольца, нагрудные украшения, нарядные пояса, коралловые бусы, серебряные подвески. У некоторых родов существовали наплечные украшения, боковые подвески на пояс, украшения для волос, амулетницы. Женские украшения показывали не только принадлежность роду, но и достаток семьи, социальный статус.

Женские бурятские украшения были из серебра с камнями из коралла, янтаря, бирюзы и других натуральных камней.

Серебряные украшения имели филигранную ковку в виде национальных орнаментов, узоров.

Головной убор

И мужчины и женщины обязательно носили головной убор. Головные уборы были разнообразными и различались у различных родов.

У западных бурят головной убор имел форму колпака, отороченный по нижнему краю мехом. Верх шился из бархата или другой ткани, украшался вышивкой, бусинами из коралла, тесьмой. Мех использовался из выдры, оленя, рыси, соболя.

Также носились шапки типа ушанок из меха с длинным ворсом - лисы, песца.