Задержка чартера потеря дня отдыха. Что делать, если рейс задержали и пропадают дни бронирования

Уже давно перелеты на самолете вошли в обыденную жизнь человека. Передвижения с помощью авиатранспорта более удобны, занимают меньше времени, и конечно, отнимают меньше сил. За максимально короткие сроки можно оказаться в любой точке мира. Такую скорость не способен предложить ни один другой вид транспорта. А если спланировать свою поездку правильно, предварительно выяснив все нюансы, то стоимость билета на самолет может оказаться очень приятной.

С каждым новым днем все больше и больше людей отдают свое предпочтение воздушному транспорту. И это неудивительно, ведь положительные стороны такого способа передвижения видны невооруженным глазом. Количество клиентов в авиакомпаниях с каждым днем стремительно увеличивается. За все это время определенная часть людей смогла испытать на себе такую проблему, как задержка рейса. Она уже не вызывает удивление. Самолет - сложный механизм, да и чтобы поднять эту машину в воздух, необходимо согласовать целый ряд фактов. Любая ошибка или даже самая мелкая неисправность приводит к проблеме задержки рейса.

Ниже будут описаны самые распространенные причины задержки рейсов. Подобных ситуаций довольно много, поэтому их можно классифицировать по отдельным группам.

Метеорологическая ситуация


Таких причин может быть довольно много. Погода очень непредсказуемая вещь, и даже синоптики не всегда могут предоставить точный прогноз. Ввиду таких причин рейс может быть задержан, или судно приходится обрабатывать специальными средствами перед вылетом. Использование таких средств также требует временных затрат.

Очень часто возникает ситуация, что одна авиакомпания задерживает рейс до стабилизации погоды, а вот другая спокойно продолжает перевозку пассажиров. Одни не понимают причин такого поведения, другие пытаются найти, в чем личная выгода для компании. На самом деле объяснение более чем простое, у каждой компании есть свои воздушные машины, которые отличаются моделью и комплектацией. Каждый самолет имеет свой температурный порог и условия эксплуатации. Поэтому все рекомендации четко исполняются, и компания пытается максимально позаботиться о своих пассажирах.

Выявленные неисправности авиалайнера

Самолет достаточно сложный механизм, в работе которого большое значение имеют даже самые незначительные мелочи. Перед взлетом судно проверяют по всем параметрам. Выявление мелких поломок устраняется на месте, естественно, что для этих видов работы тоже необходимо время. Если поломка оказывается более серьезной, самолет снимается с рейса, и ему ищут замену. Такие ситуации случаются редко и входят в список экстренных случаев. Но все равно пассажиры будут доставлены к нужному пункту назначения.

Большинство авиакомпаний очень не любят, когда складываются ситуации подобного рода. Ведь такие задержки всегда оставляют свой след на репутации. В большинстве случаев задержка происходит из-за мелкого ремонта. Узнав о неисправностях самолета, любой пассажир может запаниковать, поэтому администрация предпочитает называть другие причины, по которым происходит задержка рейса.

Позднее прибытие авиалайнера

Это причина наиболее распространенная у администрации аэропортов. Ведь звучит она безобидно и не вызывает особого подозрения у пассажиров. Поэтому очень часто в аэропортах можно услышать именно такое обоснование задержки рейсов. Но настораживает именно то, что в определенных случаях такая причина не является правдой.

Сбой в работе наземных служб

Задержка рейса может возникнуть в период с прилета до вылета. Именно в связи с этим и могут возникать различного рода проблемы. Причин такой задержки неисчислимое количество. В большинстве случаев роль играет человеческий фактор. Это может быть опоздание обслуживающего персонала, продолжительная уборка в салоне самолета или же долгая разгрузка багажного отдела.

В подобных ситуациях задержка рейса не длится слишком долго, максимально это может занять около 30-ти минут. Обычно такое время не вызывает особой паники у пассажиров. Все происходит без нервов, да и причины довольно обоснованы. При возникновении более серьезных ситуаций, когда задержка вылета рейса происходит в связи с нарушением работы наземных служб на протяжении более двух часов, то каждый пассажир вправе требовать возмещение части от стоимости билета.

Права пассажиров

Если рейс задерживается, но при этом пассажиры не услышали объявления с обоснованиями задержки, то первым делом необходимо обратится к работнику за стойкой регистрации. В большинстве случаев четкого ответа на поставленный вопрос пассажир не получает. Чаще всего можно услышать какие-то распространенные причины, которые не должны вызвать лишнего волнения со стороны людей. И это логично, ведь любая компания дорожит своей репутацией.

Действия граждан

Как бы не складывалась ситуация, сознательный пассажир должен внести в своей билет специальную отметку о задержке рейса. Именно эта отметка даст основание требовать скидку или вообще возместить деньги за билет. Именно это право гарантировано каждому пассажиру при длительной задержке рейса.

Отмечаются особые права авиапассажиров при задержке рейса на время от 30 минут до 2-х часов. Администрация аэропорта обязана предоставить бесплатное хранение багажа, а также обеспечить бесплатное пребывание женщин с детьми в специально оборудованной комнате.

Права при задержке рейса от 2-х до 4-х часов гарантируют возможность пассажирам совершить два звонка в любую точку мира. Эти звонки должны быть оплачены авиакомпанией. Также гарантируется бесплатная раздача прохладных или горячих напитков.

Задержка рейса от 4 до 6 часов предусматривает бесплатную раздачу пищи с интервалом 6-8 часов.

Если задержали рейс на более чем 6 часов, то авиакомпания должна предоставить пассажирам место для ночлега. Естественно, это не может быть зал ожидания. Компания обязана оплатить гостиницу и все транспортные расходы.

Компенсация

Как бы там ни было, в любом случае задержка вылета - это вина транспортной компании, даже если причиной стали Каждый пассажир может возместить часть от суммы стоимости билета. Максимальная часть компенсации - это 50%. Но вместе с тем администрация обязана оплатить все денежные затраты пассажира во время ожидания рейса. Это может быть что угодно - оплата билетов на другие виды транспорта, оплата посещений разнообразных развлекательных заведений, оплата счета в ресторане или кафе. Единственным нюансом является то, что пассажир обязан предоставить все чеки, в противном случае возмещение не будет осуществлено.

Особые случаи

Если пассажиры ехали на отдых, и билет при этом включен в общую стоимость путевки, то можно предъявить претензии на оплату пропущенных дней отдыха. Если в течение 20-ти дней заявка не будет подана, в дальнейшем она не подлежит рассмотрению. Иногда перелет предусматривает пересадку, которая совершается одной авиакомпанией. Естественно, пассажир не успеет на предполагаемый второй самолет. Поэтому по прибытию администрация должна позаботиться и разместить пассажира в другой самолет абсолютно бесплатно. Причем, если человек летел эконом-классом, а места есть только в бизнес-классе, то его обязаны посадить в отделение повышенного уровня. Если же ситуация произошла в точности наоборот, то компания обязана оплатить разницу.

Каким образом нужно добиваться компенсации?

В сложившейся ситуации нужно позаботиться о наличии доказательств задержки рейса. У администрации аэропорта необходимо потребовать справку о задержке самолета. Эта бумага должна иметь печати, обоснованные причины. Человек во время ожидания своего рейса может пользоваться любыми услугами. Главное сохранять чеки, на которых будет четко видно время. Можно пойти в ресторан, снять номер в отеле и так далее.

Подобные ситуации решаются очень быстро, ведь ни одному перевозчику не нужно создавать скандалы. скажется на дальнейшей работе, поэтому желательно, чтобы пассажир был доволен.

Бывают и такие компании, которые могут отказаться возмещать денежные средства. В такой ситуации можно смело подавать в суд, приложив к делу все необходимые документы. Добиваться возращения денег через суд - трудоемкий процесс, но в большинстве случаев правда всегда на стороне пострадавшего.

Чтобы не попасть в нужно всегда иметь при себе дополнительные деньги. Ведь в таких непредвиденных ситуациях они могут очень сильно понадобиться.

Действия в случае нарушения прав пассажира

Такая ситуация очень неприятна, но оставить все, как есть, не выход. Необходимо добиться справедливости и возврата потраченных денежных средств. Для начала нужно собрать весь необходимый пакет документов, а именно:

  • Непосредственно авиабилет. На нем должны присутствовать необходимые отметки о задержке рейса.
  • Все чеки и квитанции о затратах, которые были необходимы в связи с задержкой рейса.
  • Четко расписанное письмо, в котором указываются все претензии и требования.

Все собранные документы необходимо вложить в конверт и отправить в главный офис компании.

Если на протяжении 30 суток пассажир не получил ответа от авиакомпании, то можно смело подавать заявление в суд. И уже через некоторое время справедливость будет восстановлена.

Описанные в статье правила и нормы распространяются на все виды рейсов. Даже если происходит задержка чартерного рейса, права пассажиров остаются такими же. Ответственность несет перевозчик в одинаковой степени. Потребитель должен получать качественный сервис в любом случае.

Проблемы авиаперевозки нередко сказываются на качестве отдыха наших туристов. Все чаще можно услышать о вопиющих случаях задержек или отмен авиарейсов, казалось бы, довольно крупных и известных авиакомпаний. Например, наделавшая много шума недавняя проблема, возникшая у туристов с «ВИМ-авиа». Конечно, можно много рассуждать, кто в этом виноват, говоря на пространные темы, но стоит помнить, что в первую очередь от этого страдают живые люди, распланировавшие свой отдых или вынужденные вылететь в другой город или страну, в связи с какими-то семейными обстоятельствами. И эти люди, возможно надеются, что они попадут на другой стыковочный рейс, чтобы продолжить свое дальнейшее путешествие. Но вдруг узнают, что их рейс отменен или задержан, и неважно, какой он – прямой или чартерный. Что же им в таком случае нужно делать, какие шаги предпринять? Как получить компенсацию за испорченный отдых?

Трудно не растеряться в подобной ситуации, тем более если она произошла с вами впервые, либо ваш авиарейс рейс был стыковочным, либо вы были привязаны ко времени вашего прилета. Но стоит помнить, что ваш билет на самолет - не что иное, как договор с данной авиакомпанией, которая обязалась доставить вас, как пассажира, в нужную вам точку планеты и в необходимое вам время, в ином случае, она обязуется позаботиться о своем пассажире, если обстоятельства сложились не по плану.

Каждый пассажир должен знать, что в Гражданском кодексе РФ оговорены случаи, когда авиаперевозчик не несет ответственности при отмене или задержке рейса, это: различные стихийные явления - пожары, снежные заносы, ураганы, наводнения; нелетные погодные условия; внезапные военные действия; полное прекращение, либо режим ограничения грузоперевозки в ряде направлений; в некоторых случаях при забастовке персонала авиакомпании или аэропорта, при наличии неисправностей, несущих угрозу жизни и здоровью авиапассажиров. Во всех остальных случаях вина лежит на авиакомпании, нарушившей свои обязательства по договору.

Сначала рассмотрим подробно, что бывает при отмене прямого или чартерного рейса авиакомпанией.

- Рейс могут отменить за несколько дней до вылета самолета в пункт назначения.

В таком случае авиакомпания традиционно предлагает пассажирам несколько путей решения проблемы отмены вылета: альтернативу перелету по другому маршруту этого же авиаперевозчика или авиарейс иной компании, но пункт назначения остается прежним.

Пассажир имеет право требовать полного возврата стоимости его авиабилета. Например, если вами был куплен один авиабилет на рейс с пересадками, то вам обязаны вернуть сумму за весь маршрут. Если пассажир купил два билета, к примеру, Москва-Барселона и отдельно Барселона-Валенсия, а первый рейс до Барселоны был отменен, то вам вернут лишь сумму, потраченную на авиабилет от Москвы до Барселоны, а билет из Барселоны до Валенсии вам будет нужно сдавать в обычном тарифном режиме. Если отмена авиарейса затронула вторую часть авиапутешествия – Барселона-Валенсия, а альтернативных вариантов вам предоставлено не было, но поездка утратила свой смысл, то авиаперевозчик обязан по закону, не просто осуществить возврат денег за авиабилет в Валенсию, но и бесплатно доставить вас назад в Москву. Относительно возврата стоимости за билеты туда и назад, вам удастся осуществить возврат их полной стоимости, если рейс отменен и если вы приобрели их не отдельно, а в виде «round trip», то есть два билета на едином бланке.

- Рейс могут отменить или задержать, когда турист уже находится в аэропорту.

Авиакомпания обязана дать вам четкую информацию о причине и времени, на которое рейс был задержан. Вы имеете право требовать данную информацию у сотрудника вашей авиакомпании, а он обязан предложить туристам варианты их дальнейших действий. Зачастую сотрудник авиакомпании вносит предложение переправить туристов в точку назначения другим авиабортом или авиарейсом иного перевозчика. И при условии вины авиаперевозчика, данный перелет будет для туриста бесплатным.

Не все пассажиры, понесшие моральные и материальные проблемы из-за отмены или задержки авиарейсов, знают о своих правах на получение компенсации. Данная компенсация разнится, в зависимости от сроков переноса и отмены рейса, а также расстояния до нужной точки. При вине авиакомпании, она по закону обязана отдать пассажиру три процента от стоимости его авиабилета за каждый час, проведенный им в ожидании, как компенсацию за задержку рейса. Это оговорено в статье 28 пункте 5 Закона «О защите прав потребителя». Кроме того, отдать в виде штрафа двадцать пять процентов минимального размера оплаты труда за каждый час в ожидании, но эта сумма не может превышать половину цены авиабилета. Другие дополнительные компенсации несостоявшимся пассажирам при отмене авиарейсов не выдаются, но каждый турист имеет право на то, что ему вернут назад сумму за билеты, либо обменяют их на похожий авиарейс.

Права туриста-пассажира при задержке авиарейса больше двух часов:

Совершение двух телефонных звонков или отправления двух электронных сообщений; - вам обязаны предоставить бесплатные напитки; - если с вами находятся дети, младше семи лет, то вам должны предоставить бесплатный доступ в комнату матери и ребенка.

Права туриста при задержке рейса больше четырех часов:

Пассажира должны бесплатно покормить горячим питанием, причем кормить через каждые шесть часов – днем и через восемь часов - ночью.

Права туристов-пассажиров при переносе авиарейса больше чем на восемь часов в дневное время и больше шести часов в ночное:

Авиакомпания должна привезти и заселить вас в отель за свой счет, причем обеспечить вам бесплатный трансфер туда и назад. Согласно законодательства, туриста не имеют права заселять в один номер с посторонними ему людьми. Если пассажиру не понравился предоставленный номер или предложенный отель, то он может найти себе подходящий вариант, а авиакомпания должна оплатить сумму, которая будет равна по цене предложенному ей первоначальному варианту размещения. Турист может доплатить ценовую разницу за выбранный им более дорогой номер или оплатить свое проживание в полном объеме, но рекомендуем вам в этом случае сохранить чек об оплате, чтобы, таким образом вернуть часть потраченных денег при наличии объективных причин отказа от проживания по варианту, предложенному авиаперевозчиком. Но, стоит знать, что при отказе от номера, предложенного авиакомпанией, вы теряете право на бесплатный трансфер туда и обратно, зато ваш багаж авиаперевозчик обязан хранить за свой счет.

Куда жаловаться туристам-пассажирам, чтобы получить компенсацию за отмененный или задержанный авиарейс?

Если была отмена или задержка внутреннего прямого или чартерного авиарейса российской компании, то претензии рассматриваются согласно законодательства РФ. Также рассматриваются в России и жалобы пассажиров на иностранные авиакомпании, которые не выполнили своих обязательств перед ними на территории РФ. А вот, когда авиакомпанией откладывается или отменяется рейс за границей, то судебные тяжбы ведутся в той стране и по тем законам, где это произошло, и тут не будет играть роли место, где зарегистрирован авиаперевозчик.

Претензии подаются пассажиром лично в аэропорту его вылета или по прилету на место. Когда в аэропорту отсутствует представительство вашей авиакомпании, нет на месте ее сотрудников, то претензия подается через сайт авиакомпании. Хотя зачастую электронные письма могут игнорировать, лучше отправлять свою претензию заказным письмом в адрес авиакомпании, причем сделайте подробную опись вложенных документов и сохраняйте копию своего заявления, подтверждения об отправке, так как это может быть использовано в судебном разбирательстве, если авиаперевозчик вас проигнорирует или откажет в компенсации. По нашему российскому законодательству пассажир имеет право предъявить свои претензии к авиаперевозчику на протяжении полугода со дня отмены, задержки авиарейса.

Хочется затронуть еще один немаловажный для туристов момент, очень злободневный для московских аэропортов. Очень часто пассажиров доставляют в аэропорт, отличный от указанного в его билете. В таком случае авиакомпания обязана доставить туриста-пассажира в необходимую ему точку назначения на бесплатном транспорте. И данное правило действует на территории всех аэропортов РФ.

Путешествие это здорово и интересно, но оно не всегда начинается так, как планируешь. Сорванные планы, обманутые ожидания и потеря денег, всем этим чревата задержка рейса самолета. Разберем на что можно рассчитывать в подобной ситуации и какие уловки применяют авиакомпании, чтобы избежать ответственности. Что делать если задержали рейс самолета разберемся вместе с порталом “Разумный туризм”.

Итак, вы приехали в аэропорт с вещами и горящими глазами, в предвкушении предстоящего отдыха, но с удивлением узнали, что ваш вылет задерживается. Неприятно, но не смертельно. Если знаете свои права вы сможете минимизировать неприятные ощущения от задержки рейса.

Обязанности авиакомпании в случае задержки рейса:

Время задержки рейса Предоставляемые услуги
1 До 2 часов Хранение багажа и комната матери и ребенка за счет авиакомпании
2 Свыше 2 часов Прохладительные напитки (чаще всего это обычная минеральная вода); два бесплатных телефонных звонка либо два сообщения на электронную почту
3 Свыше 4 часов Горячий обед, либо ужин за счет авиакомпании (в дальнейшем вы имеете право на горячее питание каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью)
4 Свыше 6 часов днем или 8 часов ночью Трансфер до гостиницы и обратно плюс проживание в гостинице за счет авиакомпании

К сожалению не все авиаперевозчики добросовестно относятся к выполнению данных пунктов, поэтому, если ваш рейс задержали, мы советуем отслеживать время задержки самостоятельно и обращаться за теми или иными услугами к представителю авиакомпании, если таковые отсутствуют в здании аэропорта, смело отправляйтесь на стойку информации, они найдут вам сотрудников, ведь не в интересах администрации наличие недовольных и озлобленных пассажиров в здании аэропорта.

Нелетная погода не освобождает от ответственности

Если с услугами, предоставляемыми в здании аэропорта все понятно, то кто заплатит за потраченные нервы, опоздание на стыковочный рейс или пропавшие 2-3 дня оплаченного отдыха? Авиакомпания, но, к сожалению не всегда.

За задержку ответите!

Часто случается, что вы летите с пересадками, и задержка одного рейса неминуемо приведет к опозданию на второй. Не стоит раньше времени бить тревогу.

Итак, если задержали рейс самолета с пересадкой, вам необходимо взять у сотрудника авиакомпании (желательно в аэропорту, где произошла задержка рейса) справку о том, что рейс был задержан. По прибытии в аэропорт стыковки, если будут какие-то сложности с посадкой вас на другой рейс, вы предъявите ее и проблема отпадет самостоятельно. А если рейс на следующее утро? В действие вступает пункт №4, приведенный в таблице. Смело требуйте от перевозчика трансфер и гостиницу, это их вина и они обязаны оплатить ваше проживание.

Пропавшие дни, как и нервы не восстанавливаются но оплачиваются…

В случае если задержка была настолько большой, что вы потеряли 2-3 дня своего отпуска, не стоит требовать от владельца гостиницы возврата проплаченного проживания, он не виноват, что авиакомпания не смогла выполнить своих обязательств. Возьмите чек, справку от гостиницы и по возвращению обратитесь с письменным требованием возместить вам понесенные расходы.

Да, и не забудьте, что пассажир имеет право получить денежную компенсацию в размере 25% от установленного МРОТ за каждый час задержки, но не более 50% от стоимости перевозки.

Авиакомпании тоже это знают, но расчет на российский менталитет. Все уверены, что русский турист не будет тратить свое время на выяснение отношений.

Наш совет, после того, как произошла задержка собирайте все чеки, после возвращения домой большинство из них вы сможете компенсировать.

Форс-мажор или уловки авиаперевозчиков

Естественно никто не хочет платить деньги, тем более за возмещение морального вреда. А так как в правилах об организации воздушных перевозок четко прописано, что компенсация (в размере 25% за каждый час задержки) положена в случае нахождения пассажира в здании аэропорта, а если вас заперли в самолете то увы… Недобросовестные перевозчики грешат подобным, и если у вас есть подозрения, что с вами поступили подобным образом, можете обратиться в суд после прибытия из отпуска.

Кстати, если вас держат в салоне самолета. Это не означает, что вам не положены напитки и питание – смело требуйте это у персонала.

Есть еще один пункт, применительно к которому вы не сможете получить денежную компенсацию – это форс-мажор. К форс-мажорам относится забастовки персонала и нелетная погода. Если по поводу второго пункта еще можно поспорить, то насчет первого даже и не пытайтесь добиться своей правоты, закон в этой ситуации на стороне авиаперевозчика.

Опоздание – это не приговор

Случается, что пассажир в силу различных причин опаздывает на рейс. Пробки, сломанный будильник или медленный таксист – все эти причины не являются уважительными. По правилам перевозок, неявка пассажира к установленному сроку является добровольным отказом от перелета. И в этой ситуации вы сможете вернуть деньги, за вычетом 25%. Но куда же без подводных камней?

Если вы опоздали, и хотите вернуть деньги обязательно напишите письменный отказ от вылета, таким образом вы уведомите авиакомпанию о своем намерении отказаться от вылета.

В последнее время опоздание на регистрацию не является чем то смертельным и сотрудники идут на встречу пассажирам, не редки случаи посадки их в бизнес-класс, при наличии билетов в эконом. Так что наш вам совет, не старайтесь моментально обвинить во всех смертных грехах персонал, а просто мило улыбнитесь, извинитесь за опоздание и попросите решить вашу проблему с вылетом. Мы вас уверяем, если самолет еще не улетел, вы попадете на его борт.

Надеемся после прочтения данной статьи у вас не осталось вопросов относительно того, что делать если задержали рейс. Мягкой вам посадки и отличного отдыха!!!

Еще одна история о длительной задержке рейса была рассмотрена мировым судом Самары минувшей осенью. Турист предъявил иск сразу к нескольким ответчикам: туроператору, авиакомпании и турагентству. Виновным в нарушении прав туриста был признан только один.

Минус 17 часов от отпуска

Накануне нового года, 23 декабря 2011-го, жительница Самары Бессонова Г.А. приобрела в турагентстве «Грин Лайн» путевку в Паттайю на двоих стоимостью 63 700 рублей с вылетом 23 января и возвращением 3 февраля 2012 года.

Но время ее отдыха непредвиденным и неприятным образом сократилось. Вылет из Самары в Паттайю, назначенный на вечер 23 января, сначала был перенесен на утро следующего дня, потом на середину дня, а в итоге состоялся только в 16 часов. Общая задержка составила 17 часов 15 минут и вылилась в потерю дня отдыха.

Заказчик освобождает перевозчика от претензий

По возвращении из поездки, 6 февраля, Бессонова Г.А. обратились с претензией к туроператору. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, а именно на ст. 151 Гражданского кодекса и ст. 15 закона «О защите прав потребителей», она потребовала возврата 50% стоимости перелета и 10 000 рублей за неиспользованное время отдыха. «Анекс Тур» претензию признал частично и предложил возместить цену одних расчетных суток проживания в отеле – всего 1085 рублей. По вопросам переноса времени вылета переадресовал к перевозчику.

Тогда 27 февраля туристка написала претензию в «ЮТэйр» о выплате штрафа за многочасовую задержку рейса. Ей ответили, что, согласно п.5.3. договора между авиакомпанией «ЮТэйр» и туроператором «Анекс Тур», заказчик освобождает перевозчика от всех претензий со стороны пассажиров, а также принимает на себя возможные расходы «по возмещению ущерба, возникшие вследствие неисполнения заказчиком указанных обстоятельств».

14 апреля Бессонова повторно обратилась к туроператорору с претензией, приложив к ней ответ «ЮТэйра». В письме она отметила, что действиями ответчика ей причинен моральный вред, ожидание вылета привело к нервному стрессу, пропал день отпуска. Кроме того, по мнению туристки, был нарушен п.99 Федеральных авиационных правил и п.4., п.2 ст.106 Воздушного кодекса – пассажиров задержанного рейса не обеспечили прохладительными напитками, горячим питанием; не было информации о причине задержки рейса.

Но «Анекс Тур» снова отказал ей в денежном возмещении.

Поэтому Г.А. Бессонова отправилась в судебный участок по месту жительства и подала иск к туроператору «Анекс Тур», перевозчику «Авиационная компания «ЮТэйр» и туристическому агентству ООО «Грин Лайн Самара». В нем она просила суд взыскать с авиакомпании 9 900 рублей (это 50 % провозной платы) штрафа за задержку отправления самолета на 17 часов за двоих пассажиров. А с туроператора – 1 085 руб. цены проживания в отеле за 1 сутки, пропавшие из-за задержки рейса, моральный вред в размере 10 000 руб. и неустойку за отказ от выполнения требований по претензии в добровольном порядке в размере 10 000 рублей.

Туроператор не отрицал

Ответчики «Анекс Тур» и «Ютэйр» в судебное заседание не явились, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, предоставили письменные возражения. От турагентства на процесс тоже никто не прибыл.

Суд установил, что по договору, заключенному Бессоновой с агентством «Грин Лайн», туроператором по туру является «Анекс Тур», а в обязанности турагента входит обеспечение обслуживания туриста в соответствии с условиями договора, сохранности принятых на оформление документов и конфиденциальности; что истица своевременно оплатила путевку и предоставила необходимые документы для ее оформления.

Согласно электронным билетам, имеющимся в материалах дела, вылет пассажиров туроператора «Анекс Тур» в Паттайю был назначен на 22 часа 45 минут 23 января, а в последствии задержан до 16 часов, что подтверждается подписью представителя авиакомпании. Суд расценил это как несвоевременное оказание услуги перевозки – перелет был совершен по истечении 17 часов 15 минут от срока, указанного в билете.

Туроператор этого факта не отрицал и доказательств обратного не представил.

Итог в цифрах

Суд счел справедливыми и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с перевозчика штрафа за просрочку в размере 50 % провозной платы, в соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса. Однако с учетом того, что туроператором, ответственным за оказание всех входящих в пакет турурслуг, является «Анекс тур», к тому же по договору он освобождает перевозчика от претензий третьих лиц, штраф этот решено было взыскать с «Анекса». 50% провозной платы составили 9 900 руб.

Далее суд рассмотрел вопрос неустойки. Он отметил, истица дважды обращалась к туроператору с требованиями о возврате 50% стоимости перелета и о компенсации морального вреда, однако до настоящего времени ее требования не выполнены. Суду Бессонова предоставила расчет неустойки, ее размер составил 37 125 руб. Но туристка сочла «возможным уменьшить ее с учетом требований разумности» до 10 000 руб. Эту сумму суд также решил взыскать с «Анекс Тур» - поскольку требования потребителя о возврате 50% стоимости перелета и о компенсации морального вреда не были удовлетворены в установленные законом сроки и в соответствии со ст. 28 закона «О защите прав потребителей».

Поскольку суд установил факт нарушения прав потребителя, то и требование о компенсации морального вреда, причиненного виновным лицом, т.е. туроператором, он решил удовлетворить. Что касается размера компенсации, суд счел разумной и справедливой сумму в 2 тысячи рублей.

Требование Бессоновой о компенсации неиспользованных суток проживания в отеле в размере 1085 рублей суд тоже счет законными: туристка прибыла в Паттайю не 24 января, как планировалось, а в 00 часов 40 минут 25 января, и то не в отель, а только в аэропорт. Но штраф за просрочку именно этого требования туроператору он не присудил, т.к. компенсации предлагалась туристке, но та ею не воспользовалась.

Ну а если подводить итог в цифрах, то суд оценил 17-часовую задержку рейса в 32 985 рублей – более чем в половину цены тура.

Сутки, двенадцать и "счастье", если 5-6 часов . Пропавший оплаченный день отдыха, муки ожидания в аэропорту, плачущие дети, нервы. Такую картину в этом сезоне можно было наблюдать чуть ли не каждый день в аэропортах России и зарубежных курортных стран. Что это: кризис чартеров или жадность авиаперевозчиков?

Новости о существенных задержках чартерных рейсов на зарубежные (впрочем, и на некоторые российские) курорты приходили с начала сезона 2017 года практически каждую неделю. Так, например, 15 сентября сообщалось, что пассажиры в аэропорту.

По статистике Росавиации в августе 2017 года (на сентябрь пока данных нет) лидируют с задержками при чартерных вылетах из аэропортов России более чем на два часа авиакомпании "ИРАЭРО" (24 %), "Ред Вингс" (21,2%), "Вим-Авиа" (12,3%) и "Якутия" (12%).

По большей части задержки чартеров на теплые зарубежные моря происходили и происходят не из-за погодных условий, а из-за технических неисправностей лайнеров, которые приходится чинить чуть ли не "на лету". Поскольку резервных бортов у авиакомпаний либо нет, либо они попросту жадничают отправлять их.

Дешевле заплатить штраф за задержку рейса, который составляет для компании просто "каплю в капле моря". Так, например, 20 августа РИА Новости сообщает, что суд оштрафовал "АЗУР эйр" после задержки еще в мае двух рейсов (Воронеж-Ираклион и Омск-Анталья-Омск).

В прокуратуре отметили, что вопреки требованиям закона авиакомпания не предоставила для перевозки пассажиров резервные воздушные суда.

Сумма штрафа, который должна заплатить авиакомпания, составляет... 200 тысяч рублей. За задержку двух рейсов на зарубежные курорты. За мучения сотен пассажиров. За их испорченный отдых.

Немало нервов потрепала в этом сезоне (и особенно в первой половине сентября) туристам и . В частности, ее рейсы из Москвы на Корфу и обратно отправлялись с задержками от 6 часов и более.

Можно только представить, что почувствовали пассажиры рейса этой авиакомпании, направлявшегося 6 сентября из Внукова в Киркиру (Корфу), когда им уже объявили о подготовке к взлету. Пассажиры пристегнули ремни, просмотрели "мультик" о безопасности, но вдруг их попросили выйти из самолета из-за возникших технических неисправностей.

В итоге измученные пассажиры, которым пришлось дважды пересекать границу России (проходить паспортный контроль в аэропорту), потеряв день отдыха, вылетели на Корфу с семичасовой задержкой и мыслью: долетит ли этот самолет в принципе?

Поскольку, как сообщили пассажирам, причина была в отказе тормозной системы. Узнав об этом, некоторые пассажиры хотели и вовсе отказаться от полета, но все же рискнули.

Уже на Корфу туристы, прибывшие туда авиакомпанией "Якутия", делились друг с другом информацией, и выяснялось: всем в разные дни сентября пришлось просидеть в аэропорту от шести и более часов.

Аналогичная ситуация наблюдалась и с обратным вылетом. Например, рейс из Киркиры во Внуково от 13 сентября вылетел с 9-часовым опозданием.

Одно утешало: некоторые туркомпании, зная о существующих проблемах, не вывозили туристов из отелей до тех пор, пока борт не вылетел из Москвы, и им не приходилось сидеть в аэропорту.

Все хороши

Правда, эта система дала сбой при вылете 16 сентября все той же авиакомпанией "Якутия". Борт прилетел в Киркиру на удивление вовремя, туркомпания вывезла туристов в аэропорт, но когда они, пройдя паспортный контроль, оказались в "свободной зоне", информация о рейсе попросту пропала с табло.

Пару часов пассажиры "Якутии" не могли добиться ни того, чтобы к ним вышел представитель авиакомпании и объяснил ситуацию, ни добиться объяснений от своих туркомпаний.

Так, например, представитель "Тез тура", которая отвезла туристов в аэропорт, ответила по телефону, что она уже везет других туристов из аэропорта, и "застрявшим" в накопителе ничем помочь не может.

Что же касается центрального офиса туроператора, то звонить по этому номеру - только тратить нервы и деньги.

Поскольку приходится выслушивать, находясь в международном роуминге, бодрый механический голос, который в течение нескольких минут вещает: "Ваш звонок очень важен для нас! Спасибо, что выбрали нашу компанию! Если вам надо соединиться…" (далее следуют перечисления цифр от нуля до 9), и когда оператор, наконец, отвечает, то остаются только нецензурные выражения.

Многострадальных пассажиров "Якутии", после почти трех часов неведения в "свободной зоне" аэропорта Киркиры, все-таки пригласили на посадку. Возмущенные люди пытались выяснить, в чем была причина на сей раз? И тут выяснилось, что "все хороши".

В данном случае, по информации анонимного источника, которую впоследствии косвенно подтвердили Вестям.Ru в туротрасли, причиной задержки борта стала неоплата услуг аэропорта принимающей на Корфу туркомпанией.

Как выяснилось позднее, задолженность перед аэропортом Киркиры образовалась у , которой еще в августе занялись правоохранительные органы России.

И трудно представить, что работавшие с ней крупнейшие российские туроператоры не знали о существующей задолженности перед аэропортом Корфу.

В комментарии Вестям.Ru источник, знакомый с ситуацией, на условиях анонимности рассказал, что задолженность эта была давней, греки ждали оплаты, но именно 16 сентября их терпение лопнуло, и они арестовали российское воздушное судно.

И только после того, как это произошло и начались гневные звонки туристов в офисы, работающие на Корфу туркомпании "скинулись" и быстро оплатили задолженность обанкротившейся Ted Travel.

Источник также сообщил, что аналогичная ситуация не исключена вскоре и в Анталье, просто турки пока ждут оплаты за услуги аэропорта. Но однажды и у них, как у греков, терпение может лопнуть, и до получения оплаты турки возьмут "в заложники" какой-нибудь российский борт, а туристы будут вынуждены "куковать" в аэропорту.

Впрочем, официального подтверждения этой информации у Вестей.Ru нет. Да ее никто по доброй воле и не даст. Так что узнать, соответствует ли она действительности, можно будет только когда из аэропорта Антальи донесутся крики о помощи застрявших пассажиров.

"Пилот устал и идет спать"

В самом начале сентября "ославилась" и авиакомпания "Россия". Ее рейс из Ларнаки (Кипр) в Москву задержали на 16 часов. Причем, несколько часов люди были вынуждены провести в душном салоне. Многим стало плохо.

Оказалось, по техническим причинам пилот не смог завести двигатели, а потом, как объяснили пассажирам, он "устал и пошел спать".

Можно представить, какие чувства испытывали туристы, которым пришлось сидеть все время отдыха экипажа в аэропорту. Разумеется, резервный борт за ними не высылали.

Источник в авиационных кругах пояснил Вестям.Ru, что такая практика не просто нормальна, а определена законодательством. Пилот и экипаж не имеют право превышать определенное количество часов, проведенных в рейсе. Поэтому если что-то пошло не так, и экипаж не успевает в срок долететь до родной гавани, то его отправляют в гостиницу на отдых на 10 часов.

Еще пара часов задержки, и экипаж авиакомпании "Якутия" тоже пошел бы спать на 10 часов. При этом пассажиры (многие - с маленькими детьми) были бы вынуждены спать на полу или на лавках в "свободной зоне" аэропорта.

Потому что у многих Шенгенские визы — исключительно на срок поездки, и пересечь границу ЕС вновь они не смогли бы даже при наличии доброй воли туроператора отвезти их обратно в гостиницу.

Разумеется, как и в прочих случаях, мечтать о том, что из Москвы за туристами выслали бы резервный борт, не приходилось. Потому что его у авиакомпании на данные цели просто не предусмотрено: летает на Корфу один и тот же самолет, который, если выходит из строя, и сбивает весь график полетов.

Собеседник Вестей.Ru говорит, что авиакомпании, которые "просели" со своим то и дело ломающимся единственным (на данном направлении) бортом могли бы решить вопрос в пользу туристов. Например, отправив все-таки за ними резервный борт (если "пилот устал и пошел спать"). Или же поделившись на время своими чартерами с другими авиакомпаниями, у которых таких проблем нет.

Однако и тот, и другой вариант означали бы потерю авиакомпаниями значительных средств: либо пришлось бы делиться с конкурентами, либо тратиться на дополнительный рейс.

В такой ситуации, как показывает практика, авиакомпании делают выбор в пользу своей выгоды. А пассажиры? А пассажиры ничего, подождут.

АТОР: это не кризис, а бардак

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, комментируя Вестям.Ru ситуацию в сфере туризма в целом и с авиаперевозками в частности, отметила, что решить ее можно только одним образом: должна быть ответственность и туроператоров, и авиаперевозчиков, с которыми они заключают договоры на перевозку туристов.

Однако этой ответственности у авиаперевозчиков действительно на данный момент нет. Они набирают чартерные программы, при этом должного контроля за ними нет и со стороны Росавиации. В частности, это касается резервных бортов, которые должны иметься в распоряжении авиакомпании, а по факту они отсутствуют.

В результате возникают ситуации, заложниками которых становятся тысячи туристов, которые вынуждены сидеть в аэропортах и ждать рейсов, отложенных из-за технических неполадок лайнеров по 10, а иногда и более часов.

Кроме того, по мнению Ломидзе, в данном случае должны быть законодательно введены существенные штрафы за задержки.

Возможно, по цене стоимости рейса, а не те суммы, которые для авиакомпаний являются каплей в море, так что даже при наличии резервного борта им проще оплатить мизерную сумму за задержку, чем высылать за застрявшими туристами резервный борт (разумеется, если таковой имеется).

При этом именно со стороны государственных органов должен быть контроль за тем, сможет ли та или иная компания обслужить в течение туристического сезона заявленные чартерные рейсы, а не верить им на слово.

И если, говорит Ломидзе, по факту проверки государственного контролирующего органа выясняется, что авиакомпания реально может работать только на двух, а не 30 туристических направлениях (как она заявляет), то информация об этом должна быть доведена до туроператоров, которые собираются заключать с ней договор на перевозку туристов.

Причем, решать данные вопросы надо за несколько месяцев до начала сезона (максимум в марте), а не по факту, когда застрявшие в аэропортах туристы начинают бить тревогу через соцсети и СМИ.

Что же касается непосредственно туроператоров, то на этом рынке обвал начался с 2014 года. Это вопрос конкуренции, когда и "вымирают" слабейшие, отмечает Майя Ломидзе.

Хотя, несмотря на существующее законодательство и необходимость регистрироваться в Едином реестре туроператоров, появляются и турфирмы, финансовые возможности которых из-за непрозрачности взаиморасчетов точно проверить невозможно. И в таких ситуациях возникает "пирамида", результатом которой раньше или позже становятся ситуации с непроплаченными гостиницами или услугами зарубежных аэропортов (как было в случае на Корфу 16 сентября с обанкротившейся Ted Travel).

Решением вопроса, считает руководитель АТОР, мог бы стать опыт европейских стран, где существует строгий контроль, предусмотрены жесткие меры к нарушителям прав туристов, в том числе и огромные штрафы.

При этом единого органа, который одновременно мог бы курировать и авиаперевозчиков, и туроператоров не может быть. Но для того, чтобы системно решить существующую проблему, необходима Межведомственная комиссия с привлечением и сотрудников Росавиации, и Ростуризма, и общественных организаций, объединяющих туроператоров, и фискальных органов, которые системно занимались бы проверками как авиакомпаний, так и реальных финансовых дел в той или иной туркомпании.

При этом, считает Майя Ломидзе, системного кризиса в туротрасли нет, но есть бардак в целом: отсутствие контроля и как следствие - проблемы для людей, которым таким образом портят, а иногда и вовсе срывают заслуженный отдых.

Они будут сопротивляться

20 сентября в Росавиации должно состояться совещание , на котором санкции за задержку чартеров обсудят с авиакомпаниями и туроператорами. Эксперт АТОР говорит, что туроператоры готовы информировать о том, какое количество программ они заказывают перевозчикам.

При этом Росавиация должна иметь возможность проверить, сможет этот перевозчик выполнить все эти программы, или нет. "Если он заявляет, что может, а потом срывает программы, то он должен за это отвечать", — отмечает эксперт.

В Минтрансе , которые направлены на повышение ответственности чартерных авиаперевозчиков — вплоть до запрета совершать рейсы за границу.

Кроме того, предлагается проводить анализ графика оборота воздушных судов на предмет его соответствия парку перевозчиков с учетом провозных емкостей, а также проверять наличие необходимого количества летно-технического персонала у авиакомпании.

Эксперты в туротрасли рассказали, что, узнав об этом, авиакомпании уже выразили свое неудовольствие подобными возможными жесткими санкциями. Однако если их не принять, подобные ситуации с чудовищными задержками то и дело ломающихся бортов чартерных рейсов продолжатся и в следующем туристическом сезоне.