Афганский плен и чеченская засада: За что получали Звезды Героев России. Побег из кандагара Один за всех

Газинур Гарифзянович Хайруллин (10 сентября 1961 года, Старое Дрожжаное) - лётчик, Герой России (1996). Второй пилот самолёта Ил-76, принудительно посаженнего на аэродром вблизи города Кандагар в Афганистане. Спустя год, в августе 1996 года экипаж самолёта совершил побег из плена.

Биография

После окончания Балашовского военно-воздушного училища в 1983 году проходил службу в 339-м ордена Суворова III степени военно-транспортном авиационном полку 3-й гвардейской Смоленской орденов Суворова II степени и Кутузова II степени военно-транспортной авиационной дивизии военно-транспортной авиации в городе Витебск Белорусской ССР помощником командира корабля Ил-76 (1983-1987), назначен на должность командира корабля в 175 военно-транспортный авиационный полк (7-я военно-транспортная авиационная дивизия), город Мелитополь Запорожской области Украинской ССР (по 1992), майор запаса.

С 1994 по 2008 год работал в авиакомпаниях гражданской авиации Российской Федерации вторым пилотом и командиром воздушного судна. C 2008 по 2009 год работал генеральным директором ОАО «Авиакомпания Татарстан».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76, принадлежащий компании «Аэростан» (Казань), был принудительно посажен на аэродром вблизи города Кандагар в Афганистане. Командиром воздушного судна был Владимир Шарпатов. Хайруллин Газинур был вторым пилотом. Экипаж самолёта попал в плен. Спустя год, в августе 1996 года экипаж самолёта смог совершить побег из плена.

Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 1225 Хайруллину Газинуру Гарифзяновичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

В искусстве

В фильме «Кандагар» роль Хайруллина сыграл Владимир Машков (в фильме второго пилота звали Сергеем).

Хайруллин Газинур Гарифзянович - второй пилот воздушного корабля "Ил-76" авиакомпании "Аэростан", капитан запаса. Родился 10 сентября 1961 года в селе Старое Дрожжаное Дрожжановского района Татарской АССР. Татарин. После окончания Дрожжановской средней школы с 1979 года служил в Военно-Воздушных Силах СССР. Окончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков в 1983 году. Проходил службу в 339-м ордена Суворова III степени военно-транспортном авиационном полку 3-й гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии Военно-транспортной авиации (город Витебск Белорусской ССР). С 1983 года - помощник командира корабля Ил-76, с 1987 года - командир корабля Ил-76. Участвовал в доставке грузов и личного состава в Афганистан в период боевых действий ограниченного контингента советских войск в этой стране, в доставке грузов в зону землетрясения в Армении в 1989 году, в дальних полётах в ряд зарубежных государств. В 1992 году капитан Хайруллин уволен в запас по сокращению Вооруженных сил. Стал лётчиком гражданской авиации. С 1994 года работал в авиакомпании «Аэростан» (Казань). 3 августа 1995 года в составе экипажа самолета Ил-76 выполнял рейс из Тираны (Албания) в Кабул (Афганистан). По договору между двумя этими государствами осуществлялась перевозка партии стрелкового вооружения и боеприпасов, самолет и экипаж были зафрахтованы для этой перевозки. И сама поставка оружия и фрахт воздушного судна были произведены в соответствии с нормами международного права. Во время совершения полёта над территорией Афганистана самолёт был перехвачен истребителями движения "Талибан" и принудительно посажен в аэропорту города Кандарага. Экипаж находился в плену свыше года, 378 суток. В тяжелых условиях плена вёл себя мужественно, не поддаваясь на провокационные действия талибов и представителей ряда иностранных государств. Поняв, что руководство Российской Федерации во главе с Президентом Б.Н. Ельциным не способно организовать спасение из плена, экипаж самостоятельно разработал дерзкий план побега. Лётчикам удалось убедить охранников в необходимости выполнения профилактических работ на борту самолета. Воспользовавшись потерей бдительности с их стороны во время одного из посещений самолета, 16 августа 1996 года лётчики завели двигатели и подняли самолёт в воздух, несмотря на обстрел из автоматического оружия. При этом безоружными людьми были захвачены и обезоружены трое охранников-талибов, двое из которых были вооружены автоматами и один - пистолетом. Для обмана погони экипаж направил самолёт не в Россию, а к иранской границе, а оттуда через Персидский залив - в Объединенные Арабские Эмираты. Полёт над территорией Афганистана и Ирана производился в условиях горной местности на высотах до 50 - 100 метров без связи с наземными авиационными службами, чтобы самолет не был засечён средствами ПВО. Благодаря мастерству пилотов, этот рискованный полёт окончился успешно. К вечеру 16 августа 1996 года экипаж самолёта Ил-76 в составе командира Виктора Шарпатова, второго пилота Газинура Хайруллина, штурмана Александра Здора, бортинженера Асхата Аббязова, радиста Юрия Вшивцева, ведущих инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова совершил благополучную посадку в Объединённых Арабских Эмиратах, а оттуда был доставлен на Родину. "За героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана" Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 1225 Хайруллину Газинуру Гарифзяновичу присвоено звание Героя Российской Федерации. Этим же указом звание Героя присвоено командиру экипажа Виктору Шарпатову, все остальные члены экипажа награждены орденами Мужества. Продолжил работу на предприятиях гражданской авиации. Несколько лет летал командиром корабля Ил-76 ОАО "Авиакомпания "Татарстан" (Республика Татарстан, г. Казань). С июня 2008 по 2009 годы - Генеральный директор ОАО "Авиакомпания "Татарстан". С 2009 года - командир экипажа корабля Ил-76 ОАО "Авиакомпания "Волга-Днепр" Принимает активное участие в общественной работе. Награждён медалями.

«Комсомолка» вспомнила подвиги тех, кто живет с нами рядом и, кажется, ничем не отличается от большинства – [эксклюзив «КП»]

Изменить размер текста: A A

Александр Супонинский. 6 рота: «От пули в висок спасла надежда»

9 декабря в России отмечается День Героев Отечества. Сегодня в Татарстане живут три Героя России и один Герой Советского Союза. «КП » вспоминает подвиг каждого из них.

Звезда Героя России для Александра Супонинского из Альметьевска , - не просто награда. Это – память о тех 84 бойцах, которых остались лежать в Шатойском районе. Тогда за несколько часов обученные боевики, среди которых были и арабские наемники, «скосили» целую роту. Лишь шестеро, включая татарстанца, чудом выжило.

ВЫСОТА 776.0

Вспоминать о том Аде, где полегли почти все его товарищи, Александр не любит – слишком много за 15 лет и правды и вымысла про 6-ю роту и сказано, и написано, и снято.

Но тогда – в далеком 2000-м, отслужив всего три месяца, Супонинский сам попросился с друзьями в Чечню – уговорил командира. А уже в начале февраля он отправился туда в составе 6-й роты 2-го парашютно-десантного батальона 104-го гвардейского Краснознамённого парашютно-десантного полка 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии.

8 февраля первая серьезная стычка с боевиками. А 29 февраля роту отправили на высоту 776.0, что у селения Улус-Керт, - блокировать проход через Аргунское ущелье для крупной группировки боевиков, которыми руководил известный полевой командир Хаттаб. По некоторым данным, численность ваххабитов была от полутора до двух тысяч человек, то есть в 15-20 раз (!) превышала количество десантников из «живого щита».

Боевики стремились всеми правдами и неправдами пробиться вперед, чтобы вырваться из «котла», в который их загнали федеральные войска. Хаттаб отдал приказ уничтожить всех защитников высоты 776.0. Российских солдат накрыло шквальным огнем.

АД НА ЗЕМЛЕ

То, что происходило после, сложно описать словами. «Духи» шли «волнами» человек по 50, в то время как у наших ребят пополнения не было. Получасовые редкие передышки – вот и все, что получали десантники почти сутки.

Они шли на нас с выпученными глазами, с криками «Аллах акбар»… - вспоминают выжившие в том страшном бою.

Рядом падали замертво товарищи по оружию, Александру не раз приходила в голову мысль пустить пулу себе в висок.

Но каждый раз появлялась какая-то надежда. Спасала. Я стрелял дальше, - вспоминает Александр Супонинский.

Дело дошло и до рукопашной. Бойцы 6-й роты разгромили несколько банд, но и защитников высоты становилось все меньше – ряды редели. Ночью под утро штурм ваххабитов усилился. Боевики шли в полный рост, не таясь. Позднее, во время обследования места боя со стороны ваххабитов, здесь найдут немало сильнодействующих наркотиков.

Помочь своим тогда не смогла бы ни артиллерия, ни поддержка с воздуха – ущелье окутал плотный туман, да еще сам лес стоял густой стеной. В таких условиях не различишь где свои, где чужие.

Ранним утром 1 марта комбат, чтобы спасти оставшихся в живых ребят, вызвал огонь на себя. Через некоторое время связь с 6-й ротой прервалась навсегда.

22 ГЕРОЯ РОССИИ. 21 ПОСМЕРТНО

В том бою Александр Супонинский получил осколочное ранение в ногу. А офицер с перебитыми ногами остался прикрывать отступление ребят: «Кто-то же должен рассказать правду». Он погиб там, на неприступной высоте.

Через некоторое время Александр демобилизуется. Для него начнется новая – мирная жизнь, но лица товарищей по оружию и тот самый бой за высоту 776.0 он часто видит во снах.

«За мужество и отвагу, проявленные при ликвидации незаконных вооруженных формирований в Северо-Кавказском регионе» Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 2000 года гвардии старшему сержанту Супонинскому Александру Анатольевичу присвоено звание Героя Российской Федерации. Такое же звание получил еще 21 десантник из 6-й роты. Все посмертно.

Сейчас Александр вместе с женой живет и работает в Альметьевске, растит троих детей – двух дочек и сына.

Я говорю своему сыну, что в армии нужно служить, не надо бояться. И служить добросовестно, оставаться всегда человеком и, конечно, любить свою Родину, - рассказал «КП» десантник.

И хоть мальчику всего 5 лет, он строит вполне серьезные планы на будущее: 50-летний юбилей отца отметить в воздухе – прыгнуть вместе с парашютом.

СПРАВКА «КП»

Супонинский Александр Анатольевич . Родился 3 апреля 1978 года в селе Шешминка Черемшанского района Татарстана.

Десантник, с 2000 года Герой России.

Ответить на вопрос: что же все-таки случилось на высоте 776.0? пытались многие. На основе тех событий, снято несколько художественных фильмов, в числе которых называют «Прорыв», «Русскую жертву», «Грозовые ворота»… Но каждый из них, по мнению выживших, – это художественный вымысел. Впрочем, даже самое замечательное кино вряд ли сумеет передать весь ужас, который пережили бойцы 6-й роты.

Алексей Кораблев: «Меня уже считали погибшим. А я вернулся»

20-летний солдат-срочник из Татарстана сегодня один из немногих, оставшийся в живых. Свою «Звезду» он получил за то, что в одиночку прикрыл отступление своей разведгруппы из окружения. Если бы не он, погибли бы, скорее всего, все.

ОДИН ЗА ВСЕХ

Алексей Кораблев незадолго до своей мобилизации вместе с несколькими товарищами по оружию попал в разгар боевых действиях во время второй чеченской войны.

Переломным для срочника из Татарстана стало 14 января 2000 года. Мотострелковый взвод 503-полка, в котором служил и срочник из Татарстана рядовой Кораблев, вместе с разведгруппой 160-полка оказались окружены и заблокированы на высоте 950.8 в районе села Дуба-Юрт Шалинского района Чечни.

Прошло несколько часов и боеприпасы солдат и офицеров разведроты стали подходить к концу – «духи» шли на наших ребят плотной стеной. Чтобы спасти ребят, командир вынужден был скомандовать отступление. Но куда идти? Единственная тропа под прицелами боевиков.

Нужно было мощное прикрытие. Им стал огонь пулемета рядового Алексея Кораблева.

Я один остался. Конечно, мне было страшно. Передать словами то, что происходило со мной в тот момент, невозможно. Адреналин зашкаливал. Состояние безумства какое-то. И ты уже не думаешь о своей жизни. Накатывает какая-то злость, - рассказал «КП» Алексей.

Расстрелял все, как говорится, «до железки». Наступила ночь. Под прикрытием темноты рядовой стал потихоньку пробираться к своим.

ПУЛЕМЕТ ЗАМОЛК, ЗНАЧИТ БОЕЦ МЕРТВ?

По дороге Кораблев обнаружил раненого товарища.

Я в обрыв спрыгнул, а там тяжелораненый Стас – наводчик лежит, - говорит Алексей.

Как дотащил до расположения части истекающего кровью бойца, даже вспоминать страшно: это сейчас Алексей крупный солидный мужчина, а тогда «зеленый» худощавый парнишка, раненый же – взрослый крупный мужчина раза в два тяжелее его.

В часть пришел только на следующий день. После обеда уж. У меня на руках раненый ж был. Пока с ним дойдешь… - вспоминает боец. – А командир, оказывается на меня уже начал писать представление к награде… посмертно. Решили: раз пулемет мой замолчал, значит нет меня уже в живых.

Конечно, своему спасителю товарищи Кораблева обрадовались: парня каждый хотел обнять, руку пожать – ведь и ребятам из окружения помог уйти и сам ушел – обманул «духов»!

ЖИЗНЬ БЕЗ ВОЙНЫ

В Чечне парень отслужил еще 4 месяца, а через полгода и вовсе мобилизовался – вернулся в родной Чистополь . И больше автомат в руки не брал – выбрал вполне себе мирную профессию водителя.

А за мужество и героизм, проявленные при проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2000 года гвардии рядовому Кораблеву Алексею Михайловичу было присвоено звание Героя Российской Федерации.

До недавних пор он был Президентом Общественной организации ветеранов афганской и чеченских войн Чистопольского района, но совмещать общественную деятельность и работу оказалось трудновато. Тем более, что семья у Алексея большая – четверых детишек «на ноги» поднять надо.

Сейчас для него, как участника кровавых боев, самое главное: «Чтобы не было войны!».

СПРАВКА «КП»

Кораблев Алексей Михайлович . Родился 21 марта 1979 в селе Галактионово Чистопольского района Татарстана.

Рядовой, с 2000 года Герой России.

О его подвиге не снято фильмов, не написано книг. Впрочем, в любом отечественном кино о войне есть такие вот «Кораблевы», которые ценой собственной жизни, спасают своих от врагов.

Конечно, ему бы очень хотелось, чтобы режиссеры «военки» обратили внимание и на их подвиг. Но не хвастовства ради:

Хочется, чтобы осталась память о погибших ребятах. Я-то жив здоров, а они в 18 лет – в могиле.

«Кандагаровец» Газинур Хайруллин: «Если б была хоть одна попытка сбежать, нас бы тут же расстреляли»

9 декабря в России отмечается День Героев Отечества. Сегодня в Татарстане живут три Героя России и один Герой Советского Союза. «КП» вспоминает подвиг каждого из них.

История экипажа Ил-76, в состав которого вторым пилотом входил Газинур Хайруллин , стала уже не просто легендой - по ней сняли российский блокбастер, а летчиков наградили Звездой Героя: 378 дней кандагарского плена и невозможный взлет, который самим участники до сих пор называют чудом.

РОКОВОЙ РЕЙС

3 августа 1995 года. Самолет Ил-76 казанской авиакомпании «Аэростан» летит по обычному «чартеру» Тирана (Албании )-Кабул (Афганистан ). На борту партия стрелкового оружия и боеприпасов, включая больше тысячи ящиков с патронами к автомату Калашникова . Рейс и груз согласованы со всеми правилами международных перевозок.

Борт входит в воздушное пространство Афганистана, до пункта назначения 30 минут полета. В это время радист получает роковые: «Борт 76842, вам посадка в Кандагаре ». А через секунду на «хвост» транспортнику садится истребитель Миг-21. И новый приказ: «Заходите на посадку или открываем огонь». Оттянуть время и уйти от преследования не получилось: в это время на земле к старту готовился еще один истребитель.

Пилоты посадили самолет в Кандагаре. На взлетной полосе его окружили вооруженные до зубов талибы, объявившие груз запрещенным, даже не взглянув на документы. Все семь членов экипажа: командир Владимир Шарпатов, второй пилот Газинур Хайруллин, штурман Александр Здор, бортинженер Асхат Аббязов, радист Юрий Вшивцев, инженеры Виктор Рязанов и Сергей Бутузов на долгие 13 месяцев стали пленниками.

ЖИЗНЬ ПОД ПРИЦЕЛОМ

378 дней под дулом автоматов и постоянным контролем, изматывающим нервы, но не сломившем дух казанских летчиков… 378 дней надежды на спасение… 378 дней, проведенных в маленьком домике, в котором спали на голом бетонном полу, и ели четыре картошины и маленький кусочек бараньего жира на кости на семерых.

О судьбе казанского экипажа доложили правительству России. Начались переговоры. Тогда к летчикам впервые приехали медики, правда под прицелом автоматов. Но зато с долгожданными вестями из дома. Плюс продукты, лекарства. И однажды привезли спутниковый телефон Президента Татарстана Минтимера Шаймиева .

По полминуты на каждого. Но до дома дозвонились все, - даже воспоминания об этом знаменательном для пленников событии спустя годы вызывает спазм в горле. А тогда – 20 лет назад – впервые слезы. Ни унижения, ни бесчеловечные условия существования, ни постоянное ожидание смерти не могли сделать того, на что оказались способны несколько секунд родного любимого голоса.

Чтобы не сойти с ума и не сдаться, экипаж каждый день устраивал утреннюю пробежку по внутреннему дворику, а по вечерам учил английский язык – роль «учителя» выполнял радист.


ДОЛГОЖДАННЫЙ ШАНС

Надежду на спасение казанцы не теряли никогда, а уж после телефонного разговора с женами их вера переросла в решимость: раз талибы сразу не расстреляли, то зачем-то летчики им нужны.

Для чего именно, выяснилось чуть позже, когда командира экипажа и обоих инженеров отвезли на аэродром к их родному Ил-76. Талибы заставили осмотреть самолет полностью и запустить двигатели.

Ребята решили схитрить, решив: вот он – шанс на спасение. Они уговорили захватчиков, что это – невозможно, мол, для запуска двигателя нужен весь экипаж.

Обдумывали каждую деталь будущего побега.

Через неделю на аэродром вывезли весь экипаж. Но под присмотром пяти автоматчиков.

Если бы мы сделали хотя бы попытку, нас бы тут же расстреляли, - рассказал «КП» Газинур Хайруллин. - Справиться с пятью охранниками мы бы точно не смогли.

«Спасло» летчиков лопнувшее у самолета колесо – чем не повод напроситься на борт снова? 16 августа охранники разбудили экипаж и вывезли на аэродром. На счастье казанцев , это была пятница – выходной день у мусульман, посвященный молитвам. Так что для охраны экипажа на борту выделили лишь двух автоматчиков и третьего в придачу для «усиления». Колесо заменили и казанцы уговорили начальника караула провести и другие технические работы на самолете. Летчики устроились за штурвалом Ил-76. Вместе с ними на борт поднялись и трое конвоиров.

Следующие несколько секунд превратились для членов экипажа в вечность. Но каждый маневр, давно продуман: запустить двигатели, проверить готовность всех приборов, разгон…

Охрана среагировала не сразу, видимо, решив, что как и в прошлый раз экипаж просто сделает круг по летному полю… Взлетали с середины полосы, самолету наперерез мчался автобус с вооруженными талибами. Очнулись и конвоиры на борту. Пока командир поднимал Ил в воздух, экипаж, в том числе и второй пилот, пошел врукопашную. Автоматчиков удалось скрутить ценой нечеловеческих усилий. Но увеличивающиеся с каждой минутой шансы на спасение придали изможденным пленникам уверенности.

Шли на предельно малых высотах (до 50-100 метров) и это в гористой местности! Если бы не мастерство пилотов, ребята могли бы просто разбиться. Но подниматься выше до пересечения границы и выходить на связь с наземными службами не рисковали, чтобы их не засекли средства ПВО .

Маршрут продумали заранее: вместо желанной родины, летели к границе с Ираном , а оттуда через Персидский залив ОАЭ

Летчикам по звезде, остальным – орден мужества

22 августа 1996 года Президент России подписал Указ о присвоении Хайруллину Газинуру Гарифзяновичу звания Героя Российской Федерации.

Золотую звезду и именные часы получил и командир - Владимир Шарпатов. Остальным членам экипажа вручили по Ордену Мужества.

Я на жизнь начал смотреть по-другому - мы же находились на волоске от смерти, - признался много позднее «КП» Газинур Хайруллин. Он до сих пор продолжает летать - работает командиром экипажа в авиакомпании «Волга-Днепр » и все также на «Ил-76». Но

Сейчас перед каждым вылетом обращается к богу:

Перед началом полета я говорю про себя: «Бисмилла рахман рахим» («Во имя Аллаха милостивого и милосердного» - сура из Корана. - Авт.), - улыбается Газинур Хайруллин.

СПРАВКА «КП»

Газинур Гарифзянович Хайруллин . Родился 10 сентября 1961 года, в селе Старое Дрожжаное.

Летчик, с 1996 года Герой России.

В 2010 на экраны вышел фильм «Кандагар», снятый на основе истории пленения экипажа Ил-76 в 1995-м. Второго пилота сыграл актер Владимир Машков . Выбор артиста его реальный прототип одобрил.

Второй пилот самолета "Ил-76", захваченного в Кандагаре.


Родился Хайруллин в селе Старое Дрожжаное, что в Дрожанновском районе Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Окончив училище (военно-воздушное, в городе Балашов Саратовской области), он отправился служить в военно-транспортную авиацию. В период с 1983-го по 1987-й он был помощником командира корабля, а в дальнейшем (до 1992-го года) сам выступал в качестве командира. Летал Газинур в то время на "Ил-76".

В период с 1994-го по 2008-й Хайруллин трудился в гражданской авиации РФ; выступал он, опять-таки, в качестве командира (иногда – второго пилота) различных воздушных судов. В 2008-м Газинур стал генеральным директором ОАО "Авиакомпания Татарстан"; проработал он на этом посту до 2009-го.

Наиболее известен Хайруллин как один из летчиков самолета "Ил-76", захваченного неподалеку от Кандагара представителями движения "Талибан". Экипаж во главе с капитаном Владимиром Шарпатовым (Газинур, как было сказано выше, был вторым пилотом) пробыл в плену порядка года. Держали их в довольно-таки неприятных условиях, кормили плохо и водой снабжали слабо. Захвачен самолет был в процессе перевозки оружия "Северному Альянсу", противникам "Талибана". Переговоры с Россией вести все же удавалось; талибы, однако, отказались обменивать заложников на предложенные им запасные части к вертолетам. Пленников использовали для технического обслуживания захваченного самолета; именно это в дальнейшем и помогло им бежать. 16-го августа 1996-го, в процессе очередного осмотра летчики запустили двигатели и улетели на своем же самолете; представители аэропорта помешать им не смогли, а конвоиров на самолете летчики сумели нейтрализовать. Через Иран самолет вернулся в Россию.

22-го августа 1996-го указом президента РФ Хайруллину было присвоено звание Героя РФ; аналогичную награду получил Шарпатов – остальным членам экипажа вручили Ордена Мужества.

4-го февраля 2010-го на киноэкраны страны вышел фильм Андрея Кавуна "Кандагар", посвященный описываемым событиям. В нем роль второго пилота сыграл Владимир Машков; следует, однако, отметить, что героя Машкова по сюжету фильму зовут Сергеем. Впрочем, фильм в целом содержит целый ряд сюжетных несовпадений и в качестве серьезного исторического источника рассматриваться не должен.



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 В искусстве
  • Примечания

Введение

Газинур Гарифзянович Хайру́ллин (10 сентября 1961 года, Старое Дрожжаное) - лётчик, Герой России (1996). Второй пилот самолёта Ил-76, принудительно посаженнего на аэродром вблизи города Кандагар в Афганистане. Спустя год, в августе 1996 года экипаж самолёта совершил побег из плена.


1. Биография

Родился 10 сентября 1961 года в селе Старое Дрожжаное Дрожжановского района Татарской АССР. После окончания Балашовского военно-воздушного училища проходил службу в военно-транспортной авиации помощником командира корабля Ил-76 (1983-1987), командиром корабля (по 1992).

С 1994 по 2008 год работал в авиакомпаниях гражданской авиации Российской Федерации вторым пилотом и командиром воздушного судна. C 2008 по 2009 гг. работал генеральным директором ОАО «Авиакомпания Татарстан».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76, принадлежащий компании «Аэростан» (Казань), был принудительно посажен на аэродром вблизи города Кандагар в Афганистане. Командиром воздушного судна был Владимир Шарпатов. Хайруллин Газинур был вторым пилотом. Экипаж самолёта попал в плен. Спустя год, в августе 1996 года экипаж самолёта смог совершить побег из плена.

Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 1225 Хайруллину Газинуру Гарифзяновичу присвоено звание Героя Российской Федерации .


2. В искусстве

В фильме «Кандагар» роль Хайруллина сыграл Владимир Машков (в фильме второго пилота звали Сергеем).

Примечания

  1. Указ президента РФ о награждении государственными наградами экипажа ИЛ-76 - document.kremlin.ru/doc.asp?ID=078367
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 09:25:18
Похожие рефераты: Хайруллин Ильдар , Гафиатуллин Газинур Гафиатуллович , Хайруллин Ильдар Амирович ,